В книге Энтени де Мело «Одна минута глупости» я как-то прочитала такую притчу о воспитании:
«Мать спросила, когда лучше начинать воспитание дочери. - Сколько ей лет? - спросил Мастер. - Пять. - Пять лет! Беги скорей домой! Ты уже на пять лет опоздала».
Сейчас у большинства, наверно, не возникает никаких сомнений о том, что начинать воспитывать своего малыша нужно как можно раньше. С вопросом о том, когда лучше начинать воспитывать ребёнка, я обращалась к женщинам, только ожидавшим появление малыша, или недавно ставшими мамами. Некоторые из них говорили, что воспитывать малыша нужно, начиная с самого его рождения, другие считали, что воспитание начинается, когда малыш начинает реагировать на слова и понимать их. Так когда же? Для ответа на этот вопрос у меня припасена ещё одна древняя восточная притча:
«Однажды только что родившая женщина пришла к мудрецу, и попросила дать ей совет, как вырастить ребенка Умным, Добрым, Мудрым и Всеведущим. Однако мудрец ответил ей: "Голубушка... ты опоздала на 9 месяцев"».
Выходит, что воспитание ребёночка начинается задолго до его рождения. А именно тогда, когда в организме его будущей мамы только зарождается новая жизнь.
Конечно, сложно поверить, что маленькая новая клеточка, которая только-только образовалась в организме женщины, может каким-то образом реагировать на происходящее внутри или вокруг его мамы… Но так оно и есть!
Подтверждением того служит хотя бы тот факт, что у мамы с ещё не рождённым малышом кровообращение одно на двоих, поэтому если у мамы в крови избыток адреналина и кортизола (гормоны, которые выделяются надпочечниками в состоянии стресса), то эти же вещества попадают и к ребенку. А способности справиться и отреагировать эти эмоции у малыша, в отличие от его мамочки, нет. А если к этому добавить тот факт, что матка часто в такой ситуации приходит в тонус, а приток крови к малышу уменьшается, то состояние ребеночка становится совсем уж печальным.
Существует много различных исследований в области пренатальной медицины, которые утверждают, что со второй половины беременности у ребенка появляются уже и проблески сознания. Сильный стресс на третьем или четвертом месяце беременности будет иметь скорее последствия для нервной системы, мозг ребенка еще недостаточно зрел, чтобы перевести информацию, поступающую от матери, в эмоцию. Эмоция включает в себя не только ощущения, но и придание смысла этому ощущению. К шестому месяцу беременности (к 25-й неделе) он способен перевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность будущего ребенка начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери.
Теперь, после того, как мы убедились в том, что воспитанием малыша необходимо заниматься ещё с момента его зачатия, встаёт вопрос, каким же образом это делать? На самом деле сейчас известно довольно много способов воспитания до рождения. Перечислю лишь часть:
1. Физический контакт. Существует метод установления связи с малышом через прикосновения. Он заключается в легком массаже, поглаживании животика, как мамой, так и папой.
2. Музыка. Она давно признана средством общения, которое несет в себе определенную информацию. Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функционально связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.
3. Разговор с младенцем. Разговор формирует восприятие голоса матери, формирование голоса отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходит общение, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.
4. Питание - оказывает очень большое влияние на здоровье будущего ребенка. Питание несбалансированное, недостаток важнейших пищевых ингредиентов, изобилие шлаков тормозят развитие и образование нейронов. Вот уже могут исчезнуть и возможные таланты, и вместо высокого интеллекта может сформироваться посредственность. Поэтому нужно побольше употреблять витаминов, фруктов и овощей. Исключить все острые продукты с перцем, с чесноком. И не забывать, что стиль питания мамы формирует у ребенка вкус к определенным продуктам, к национальным блюдам, даже к ритму приема пищи.
5. Визуализация. Будущей мамочке необходимо как можно ярче представлять себе те качества, которые она хотела бы видеть у своего ребенка. Рекомендуется с помощью воображения нарисовать себе картины проявления этих качеств в детском возрасте, в период полового созревания и в момент зрелости. Но есть одна опасность: родители осознанно или неосознанно могут как бы навязать ребенку свои скрытые нереализованные желания, несбывшиеся мечты, не удавшиеся дела и т.п. Будьте осторожны с этим методом!
6. Эмоциональный фон беременной женщины - это мощный фактор воздействия на развивающийся организм. Он конструирует будущие эмоциональные реакции человека, переживаемые мамой. Чувства страха, гнева, агрессии, зависти и горя сопровождаются выбросами в кровь соответствующих биологически активных веществ. Под их влиянием происходит учащение или урежение сердцебиения, деятельности кишечника, спазмов сосудов, подъем артериального давления; через плаценту и пуповину эти вещества попадают к ребенку и вызывают в его организме те же изменения, что и в материнском. И происходит не только повторение мимики матери, но и переживание ее настроения.
После 20-22 недель у ребенка могут фиксироваться те же лицевые эмоции, что и у мамы. Если мама плачет, то и у ребенка гримасы плача. Если же маленький человечек в течение всего дородового периода находился под воздействием отрицательных эмоций, то они, пронизывая каждую его клетку, формируют эгоистичного, агрессивного и нередко со значительными психическими отклонениями человека. И в противоположной ситуации оказывается ребенок, когда мама счастлива, часто улыбается, умеет радоваться жизни, видеть ее положительные стороны. В этом случае в крови обоих преобладают гормоны радости, младенец запоминает ощущение счастья и будет уметь находить его в жизни.
Но если в прослушивании приятной музыки, правильном сбалансированном питании, общении с малышом нет ничего сложного, достаточно выработать в себе новые привычки, то как быть со своим эмоциональным состоянием? Ведь во время беременности ситуация может усугубиться, а будущая мамочка стать более ранимой, возбудимой или мнительной.
В таких ситуациях хорошим решением могут стать частые прогулки на свежем воздухе, здоровый режим дня, занятия любимым делом, посещение бассейна, фитнесса для беременных (и всего-всего, что дарит позитив будущей мама), а также встречи с психологом или специальные курсы по психологическому сопровождению беременности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.