Ориентиры в терапии для клиента и консультанта. Договариваясь об условиях терапии клиент и консультант пользуются собственными преставлениями об этом процессе, о том над чем будут работать, как это будет происходить, к чему прейдут в итоге. От степени схожести этих преставлений зависит течение терапии, динамика отношений клиента и терапевта. Важным является согласие межу терапевтом и клиентом в выборе уровня терапевтической работы. Предлагаю несколько ориентиров для достижения рабочего альянса между клиентом и терапевтом. Итак, рассмотрим кратко особенности рабочего альянса на индивидуальном, межличностном, парном и групповом уровнях. Индивидуальный уровень представлен понятием “Я”, заключен в границах отдельного человека. Работа на этом уровне концентрируется на отношении индивида к собственным реакциям и взаимодействию. Целью является повышение осознавания индивида и улучшение управления полученными впечатлениями, смыслообразования, мобилизации энергии, выхода из контакта. Оценка результатов носит индивидуальный характер, т.е. взаимодействие рассматривается только в плане его влияния на данного человека. При этом у человека может быть желание или ощущение, касающееся других людей; это может быть также проявлением той проблемы, которая нуждается в разрешении на уровне семьи или коллектива. Её проработка на индивидуальном уровне может облегчить решение на уровне семьи. Работа на индивидуальном уровне фокусируется на желании индивида проработать собственные желания, восприятия. Межличностный уровень или «Я и другие». Здесь цель работы — прояснить природу границ, т.е. определить, с кем и как часто происходит взаимодействие, и как происходит обмен информацией и влиянием. Различия подчеркиваются и даже преувеличиваются, чтобы яснее понять вклад каждого индивида в обмен. Работая на межличностном уровне, консультант может акцентировать сходство или различия, или и то, и другое. Например, два человека могут рассмотреть свои поведенческие стили и то, как это отражается на их взаимодействии. Уровень пары. Основной фокус — на паре как целом, независимо функционирующей и являющейся чем-то большим, чем сумма частей. Основная задача консультанта — определить и высказать вслух совместно выработанные определяющие пару характеристики. Главная цель — выработать у пары осознавание своего собственного существования, отличающего её от других. Характеристики могут быть временными, возникшими как совместный ответ на решение общей проблемы, а могут быть и постоянными, а это, в свою очередь, может быть помехой или подспорьем при взаимодействии. Консультант может подойти к паре либо с позиций межличностного, либо группового взаимодействия. Выбор зависит от восприятия терапевтом особенностей этих отношений, а также от его личных умений и предпочтений. Например, если наблюдается дифференциация индивидов в паре и конфликт между ними, терапевт может сосредоточить внимание на границах подгруппы, на том, как каждый из них вносит свой вклад в создание системы со своими уникальными характеристиками. Желаемый эффект — повышение сплоченности пары. С другой стороны, где проблемой является неравенство или пассивное соглашательство, терапевт может выбрать работу на межличностном уровне, подчеркивая дифференциацию и поддерживая выработку индивидуальных границ. Уровень группы, к примеру - семьи. Границы группы устанавливаются как путем определения общей для всех цели, так и количеством членов группы, включая лидера (лидеров). Как и на уровне пары, цель здесь — повысить осознавание группой своего особого существования и того, что они являются целым, отличным от суммы частей. Группа — это система, каждый элемент которой занимает определенное положение, играет свою роль; в которой каждый индивид может обнаружить “симптомы” групповой проблемы, и в которой, несмотря на то что терапевт может обращаться к группе как к целому, каждый индивид реагирует на основании собственных представлений о группе. Основной фокус работы — на восприятии и оценке группы как целого. То, что верно по отношению к группе, необязательно верно по отношению к каждому ее члену, или же верно не все время. Группа говорит на языке своего поведения — через качество и сущность взаимодействия ее членов. Терапевт, к примеру, может заметить и обратить внимание членов группы на то, что они избегают вопросов включения и исключения, разделяясь на две подгруппы; или на то, что с групповыми правилами не согласен один из членов; или на то, что работа выполняется через попарное взаимодействие. Все это определяет необходимость таких консультативных стратегий, которые помогут членам группы увидеть, что они являются частью более высокого уровня системы, а не просто разрозненными элементами. То, с каким уровнем системы будет работать консультант, решается совместно с клиентом в зависимости от ситуации и условий контракта. На каждом уровне у консультанта свои профессиональные задачи. Все, что случается на одном уровне, влияет на остальные. Иногда это удивляет, и не всегда радует. Вот почему не стоит забывать о сложности организации человеческой жизни: слишком быстрые и радикальные изменения могут повести к ненужной сумятице. Но и слишком малые и несмелые перемены не решат проблемы. В реальном консультировании приходится тщательно выбирать уровень вмешательства. Принцип “работать с тем, где больше всего энергии и где максимальная готовность» применим здесь в полной мере. Вопрос доступа консультанта к другим уровням тоже может быть решен в зависимости от обстоятельств. На любом уровне консультант имеет дело с людьми в контакте и с границами контакта, которые меняются. Эти рамки могут либо служить поддержанию контактов, либо быть для этого слишком размытыми или слишком жёсткими, не оставляя возможностей для принятия творческих решений. Еще один важный вопрос — способ предложения и реализации изменений, а также то, как эти изменения преподносятся. Здесь особенности контакта играют важную роль. Завершённый «кусок терапевтической работы» может быть проделан на любом уровне системы. Хотя клиент и терапевт начинают и завершают кусок терапевтической работы на одном и том же уровне, совершённое изменение на одном уровне часто облегчает работу на другом. Почти все вопросы и темы одного уровня не менее важны на остальных. Работа, проделанная на определенном уровне, есть только звено цепи, проходящей через все уровни. Кусок терапевтической работы должен быть завершен на том же уровне, где он был начат, даже если в процессе имели место переходы с одного уровня на другой.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.