Превозмогая боль (о терапевтической концепции фильма "Шестое чувство")

Помните один из самых классных фильмов, посвященных психологоическим проблемам? "Шестое чувство" с потрясающим Брюсом Уиллисом и не менее удивительным чудо-ребенком Хэйли Джоэл Осмент?

С одной стороны, это мистический триллер, представляющее собой посмертное мытарство души известного и успешного психотерапевта после жестокой расправы над ним  бывшим пациентом-психопатом. С другой стороны, это вполне адекватный фильм,  показывающий изнанку психологической и психотерапевтической работы с весьма глубоким смыслом и  важным напутствием. 

Превозмогая боль о терапевтической концепции фильма Шестое чувство

Итак, тонкого,  ранимого девятилетнего мальчика Коула Сиэра беспокоят в буквальном смысле покойники. Ему мерещатся они в самых нелицеприятных образах. Но проблема вся в том, что малыш не может без помощи доктора преодолеть свой страх. Видения мешают ему. В школьном коллективе он изгой, отверженный, объект насмешек. К тому же состояние его обострилось из-за развода родителей.

Ребенок  страдает. В фильме за мистической оболочкой скрываются глубокие травмы юной души. Так,  с первых кадров, повествующих о жизни ребенка, мы видим мальчика, выходящего из дома в непомерно больших очках (как выясняется, это очки со снятыми диоптриями, принадлежащие его отцу, оставившему семью). 

Душещипательная история, снабженная сценами пренебрежения, страха и отчаяния маленького мальчика, совершенно непостижимых для столь раннего возраста действий, направленных на формирование "желаемого",  во многом обладает терапевтическом и супервизорским эффектом.



Так, пытаясь выглядеть как "обычный" ребенок, Коул договаривается с одноклассником, презирающим его, что тот разыграет под окнами квартиры, ради маминого спокойствия, "дружелюбную" сцену. Одноклассник корыстно и цинично исполняет задуманное Коулом. Однако попытки влиться в коллектив, стать его частью встречают массу препятствий, травмирующих психику ребенка.

Собственно потребность быть принятым коллективом проистекает из-за желания мальчика казаться "нормальным", то есть из-за желания соответствовать, в первую очередь,  для своей мамы, которая обеспокоена состоянием здоровья своего ребенка.

Гиперопека, о которой мы все многократно говорим, особенно в неполных семьях между матерью и подрастающим сыном, в основе своей невротична. Нередко наблюдается стремление одинокой матери подвести своего ребенка к состоянию "нормальности", стандартности. И в жизни очень часто встречается именно не принятие ребенка с какими-либо особенностями развития, а желание "лечить", чтобы "избавиться" от какого-то "не такого" мировидения ребенка.

Мир фантазий ребенка часто подвергается жесточайшей форматизации, что влечет за собой обострения состояния психики ребенка и нарушения контакта с матерью. В фильме же показан положительный сценарий развития отношений между матерью принимающей и ее особым ребенком (с помощью грамотного специалиста, правда).
Линия Психолог (Спаситель) - Ребенок (Жертва) также можно рассмотреть как методические рекомендации к терапии, о которых в реальной жизни многие наши коллеги, к сожалению,  забывают. 

Сталкиваясь с реально сложным клиническим случаем, проходя через сомнения в собственной компетенции и значимости, мы видим, как тщательно изучает терапевт состояние своего юного подопечного и самоотверженно помогает ему, являя собой пример гуманизма и мастерства. 

Каким образом происходит исцеление (или скорее, спасение) ребенка?

Хрупкий тонкий внутренний мир ребенка остается неприкосновенной ценностью как для него самого, так и для окружающих его близких.

Беспокоящие ребенка фантазии-видения получают целеполагание. "Зачем призраки к тебе приходят?" И ребенок понимает, что им нужна помощь. В нашем сознании "беспокоящие призраки" можно рассматривать как собственные проекции, страхи, травмы, от которых мы убегаем,  опасаясь боли и эмоциональной остроты. Тем не менее, встреча с "призраками" - это своего рода инициации,  помогающая Ребенку обрести Зрелость.

Преодолевая страхи, Ребенок становится Взрослым. Взрослая субличность принимает ответственные решения, помогает в решении сложных жизненных вопросов и постепенно исцеляется, становясь частью коллектива и социума.

Преодолевается внутриличностный конфликт, налаживаются отношения с матерью, которая принимает его. Здесь же выступает величайшей ценностью взаимное доверие и взаимопонимание, которых так порой не хватает в нашей жизни.





Просмотров: 566
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Учить ли ребенка "давать сдачу"?"  
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • О чем говорит фраза "Я за своего ребенка жизнь отдам!"?
  • Педагогическое консультирование или "Кого вы растите из своего ребенка?"
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • "Я своего ребенка знаю, он не такой" - о подростках
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Муж не принимает ребенка от прошлого брака. Что делать?"
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "я не люблю своего ребенка"
  • "Я не люблю своего ребенка"
  • "Я ненавижу своего ребенка.."
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • связь "Взрослого" и "Ребенка"
  • Как успокоить расстроенного ребенка с помощью "коробки спокойствия"
  • Словарь по книге "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь