Почему от терапии мне только хуже?! О ПТСР, маскированной депрессии и боли в терапевтическом процессе

Автор статьи: Татьяна Демьяненко

Почему от терапии мне только хуже  О ПТСР маскированной депрессии и боли в терапевтическом процессе

Бывает, что клиент приходит в терапии со свежей травмой, когда ему достаточно эмпатического выслушивания и разрядки шока – «ядра травмы», бывает травма «немного застарела», но связь с событием достаточно очевидна: человек знает, от чего именно ему плохо, и помнит, что до этого было хорошо, просто время сделало свое дело. Словно перелом сросся неправильно, и теперь в лучшем случае нужно учиться пользоваться вот такой, «измененной конечностью». А в худшем – вмешиваться «хирургически», но тут все очевидно – боль конечна, а дальше вернее всего целостность будет восстановлена, и жизнь вернется в прежнее русло. Все это относительно кратковременная работа, клиент при этом понимает, в чем смысл боли, ее объем относительно предсказуем, и ярка надежда, основанная на памяти – жизнь состоит не только из боли.

Совсем иначе обстоит дело при наличии постравматического стрессового расстройства (ПТСР), на которое стали обращать внимание относительно недавно. В МКБ этот термин был включен лишь при десятом пересмотре, в 1989г. Сейчас это расстройство, на мой взгляд, изучено недостаточно хорошо. Очевидно, что обычная работа с травмой здесь не подходит, так как связь с ресурсами утрачена. Человек приспособился жить с постоянным наличием этих переживаний где-то в фоне собственной жизни. Активироваться они могут совершенно в разных формах: невротической (например, в виде навязчивых мыслей, депрессии, тревоги), поведенческой (импульсивности), соматической (хронических заболеваний и утраты телесных ощущений). Человек приходит в терапию не для того, чтобы «пережить горе от потери отца», а потому что ему тотально плохо, а причин он не понимает. Когда было хорошо, часто не помнит. А еще чаще убежден, что хорошо не было никогда, и это просто он такой родился. Вектора терапевтического движения не видно. Вопрос: «что ты хочешь?» вызывает ярость, потому что «хотеть что-то в принципе бессмысленно».

Дополнительная сложность в том, что безучастность, безнадежность и отчаяние, сопряженные с вагоном стыда за собственную унылость, скрыты под широкой улыбкой. Я хорошо знаю, о чем пишу. Именно так попала в терапию я сама. Очень мало кто мог заподозрить, какой ад творится в моей душе. Что происходит со мной, когда я остаюсь наедине сама с собой, или рядом с несколькими близкими людьми, которые отшатывались от меня такой, как от огня (и я хорошо могу их понять), ведь на верхнем слое пирога этих переживаний находится дисфория – враждебность, защищающая свою крайнюю уязвимость. В таких состояниях невозможно кому-то поверить. Любой человек воспринимается, как угроза. Как тот, кто будет дополнительно стыдить, нападать, но ни в коем случае не утешит.

Думаю, что ПТСР терапевт может заподозрить уже в начале пути по двум полярным с виду проявлениям:

- безучастности, отстраненности, подавленности и «черной дыре», которую он переживает рядом с клиентом. И это более мягкий вариант.

- Или по широкой улыбке, появляющейся при рассказе о событиях, которые у самого терапевта могут вызывать ужас, очень сильное сочувствие или и то и другое.

Все это требует дополнительной диагностики, часто лучше в контакте с психиатром. Уж очень много чего можно спутать с ПТСР, но путают обычно не в пользу него. Человеку с таким диагнозом вряд ли помогут нейролептики, антидепрессанты или транквилизаторы. Они могут сгладить картину (и тем самым добавить немного ресурса для адаптации здесь-и-сейчас), но глобальных изменений не происходит.

Мы так устроены, что избегаем боли. А при ПТСР стоит обратная задача – научиться ее чувствовать. И при возвращении такой чувствительности она обрушивается, как что-то совершенно забытое и, потому, с трудом переносимое (но если человек может ее чувствовать, то она стала переносимой). Я не сильна в медицине, но есть такой органический диагноз, при котором человек теряет возможность чувствовать боль. Жизнь таких людей находится в большой опасности, им постоянно нужен присмотр. Они могут «не заметить» руку, лежащую на раскаленном утюге и лишиться ее. Или сигналов боли изнутри и умереть от острого процесса. В терапии ПТСР нам стоит помнить, что возвращая боль, мы возвращаем жизнь. Не выживание, которому клиент прекрасно научился, а переживание. Именно от отсутствия переживаний возникает это тотальное и невнятное «плохо, и так будет всегда».

Почему важна диагностика и понимание своего состояние клиентом? Потому что именно при возвращении боли – первого достижения в терапии, не зная об этом механизме, возникает вполне понятное желание бежать в терапии. Конечно, человек бежит не от терапевта, а от боли, которую он проживает в его присутствии, но именно здесь и появляется возможность для изменений. Наркоз нашей психики отступает, вместе с ним возвращаются ощущения. Часто становятся ярче краски, доступные зрительному восприятию. Становятся слышны звуки природы: пение птиц и журчание ручьев. Прикосновения любимых людей снова ощущаются и воодушевляют. Тело начинает чувствоваться не только снаружи, но и изнутри. Пища из пресной становится соцветием вкусов, и оказывается, чтобы наестся нужно совсем немного. Возвращается чувство красоты и эстетики, глубины и бесконечности момента. И, самое главное, собственной силы.

Но человек, глубоко забывший, что все это было в его жизни, никогда вам не поверит, что для него это возможно. И лишь наше терпеливое присутствие в чужом отчаянии, разочаровании, доходящем до ненависти, связываемое с нашей «помощью», от которой только хуже (и в какие-то моменты это действительно так) – то, что мы способны предоставить клиенту. Терапевт не всесилен. Да, он ходил в свою боль, и выжил там. И именно потому предполагает, что это возможно. Но он не может знать наверняка про другого… Слишком много факторов влияет на эти возможности. Я думаю, что иногда помочь нельзя. Что иногда процесс обледенения настолько крепок, что нет такого тепла, способного его растопить. Но почему-то мне кажется, что такое люди не приходят в терапию.

Возможно, эта статья поддержит кого-то, кто сомневается. Или терапевтов, которые не видят никакого прогресса. Я буду благодарна, если вы поделитесь, если мои размышления чем-то затронули вас.



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все плохо, потому, что я так думаю
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Это даже хорошо, что сейчас нам плохо?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Вселенная устроена так, что отражает нам именно то, что мы видим!
  • Почему все так? За что мне это?
  • Это потому, что ты... Путь к душевной близости VS попытки объяснить, откуда что взялось.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь