«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».
К. Г. Юнг.
Как лучше всего помочь клиенту? Какой метод для него наиболее эффективен? Наверное, каждый практикующий психолог задавал себе эти вопросы.
В настоящее время в психологии существует огромное количество разнообразных подходов, и все они по-своему «работают». Специалист выбирает для себя то, что созвучно ему. Именно ему, а не только клиенту, ведь главный инструмент психолога – его собственная личность, и то, что он применяет в работе, должно гармонично дополнять его самого. Замечательно, если психолог освоил несколько методов, это дает ему возможность интегрировать их, создавая нечто свое, уникальное, наполненное личностным смыслом.
Именно так появилась мысль об интеграции работы с кинетическим песком и метода «Внутренний ребенок» Н.В. Ининой [2]. Плассотерапия с применением кинетического песка описана в статье О.А.Старостина [3]. Рассмотрим подробнее, что представляет собой наша идея, используя иллюстрацию из практической работы с клиенткой, а затем вернемся к теоретическим аспектам данной методики.
Описание случая из практики.
С клиенткой О. мы работаем полгода, в основном методами плассотерапии и телесно-ориентированной терапии с применением кинетического песка. На очередной встрече клиентка жалуется на растерянность, внутренний хаос. Ей «хочется как-то внутренне собраться, ощутить себя целостной, а не раздерганной на части». В ходе беседы я рассказываю о работе с «внутренним ребенком» и предлагаю попробовать этот метод. Клиентка соглашается. Тогда я говорю ей примерно следующее: «Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что внутри Вас, где-то очень глубоко, живет маленькая девочка – как бы Вы в детстве. Постарайтесь увидеть ее. Сколько ей лет? … Во что она одета? … Может быть, рядом с ней кто-то находится? … Или она одна. Как она себя чувствует? … Чего ей хочется? … Вы можете подойти к ней, сказать что-то или просто обнять. И пообещать, что теперь Вы всегда будете с ней рядом, никогда ее не оставите и всегда защитите…». (Текст визуализации составлен на основе материала книги и семинара Н.В. Ининой «Испытание детством») [2].
Клиентка надолго погружается в себя. Затем, открыв глаза, рассказывает, что легко увидела свою «внутреннюю девочку» в клетчатом платьице, и сразу захотелось плакать. Ребенок был один, немного испуган, она подошла и просто побыла рядом, потом обняла. «Девочка» успокоилась, расслабилась и «подняла на нее глаза с надеждой и радостью», а клиентка почувствовала себя спокойнее и взрослее. Итак, контакт с «внутренним ребенком» был успешно установлен.
Дальше я предлагаю клиентке взять немного песка и сделать вместе с ее «внутренней девочкой» то, что хочется. «Возможно, ребенок решит что-то слепить сам. Или Вы вместе с ним будете что-то делать», - поясняю я. Клиентка отвечает, что ее «девочке» хочется слепить 2 шарика из песка, рассказывает о том, какого они цвета, полностью погружается в процесс. Я спрашиваю, что она чувствует по отношению к образам. Ей они очень нравятся, и она замечает, что нет «внутренней спешки», из-за которой, возможно, и возникала ее первоначальная жалоба на внутренний хаос и «раздергивание на части».
Затем, когда образ, слепленный «внутренним ребенком», готов, я предлагаю взять еще песка и теперь поработать «взрослой О.» - такой, какая она сейчас. О. продолжает взаимодействовать с шариками, и в итоге у нее получается один большой и плотный шар из песка. Она с удовольствием его спрессовывает уверенными движениями и говорит, что сейчас чувствует внутреннюю собранность и целостность. Я предлагаю ей запомнить это ощущение и образ.
Мы видим, как клиентка через взаимодействие с «внутренним ребенком» на телесном уровне в работе с кинетическим песком смогла достичь уверенности и более целостного восприятия себя. Благодаря чему это произошло? Рассмотрим более подробно интегрируемые нами методы.
Кинетический песок является как бы продолжением нашей телесности, через взаимодействие с данным материалом мы можем через метафору выразить наши неосознанные переживания. Плассотерапия (от греч. Πλάσσω — леплю, θεραπεία — лечение, оздоровление) — психокоррекционная практика с использованием «подвижного» песка (kineticsand, Швеция, 2013) [3]. Эта практика представляет собой работу с ощущениями, чувствами человека, его глубокими бессознательными переживаниями. Если кратко описать процесс, то он заключается в следующем: клиент выражает через взаимодействие с кинетическим песком свои ощущения в теле, у него получается некий образ, далее он высказывает эмоциональное отношение к получившемуся образу и мысли относительно этого. Клиент как бы проходит путь «ощущение-образ-чувства-мысли». Это авторский метод О.А.Старостина, он подробно описывает этот подход из холистической психологии, называя его «Маршрут Дагаз».
Существуют разные модификации данного метода. С клиенткой мы применяли упражнение «Трансформация», в котором важно слепить один образ, а затем противоположный ему, и в итоге объединить эти образы в один целостный, что позволяет клиенту осознать и принять себя также более целостно. Но мы видим, что в ходе процесса клиентка выбрала «свой путь», не стала создавать противоположные образы, а трансформировала изначальные, и в итоге пришла к целостности. Важно отметить, что не все упражнения необходимо проводить по четкому плану, гораздо более ценен продуктивный процесс переживания клиента [1], и главная задача терапевта – поддержать этот процесс.
Далее обратимся к методу Н.В. Ининой. В рамках данной статьи мы вынуждены сделать это кратко. Работа с внутренним ребенком представляет собой соприкосновение с забытым, порой вытесненным детским опытом, который влияет на всю нашу жизнь, что доказано в аналитической психологии. Процесс строится следующим образом: клиенту предлагается представить своего «внутреннего ребенка» (техника визуализации описана в иллюстрации нашей работы с О.) и стать для него заботливым, принимающим и понимающим взрослым, тем самым, в котором он, возможно, так нуждался в детстве. Благодаря этому происходит взросление личности.
Данный метод в сочетании с плассотерапией представляет собой гармонично соединенное выражение внутренней, живущей глубоко в нас субличности, которую порой так непросто ощутить, во «внешнем мире», с помощью видимых и осязаемых образов, и это дает «внутреннему ребенку» право быть и делать нечто в терапевтическом пространстве «здесь-и-сейчас», а не только в сознании клиента, как это происходит в процессе визуализации. Таким образом, мы видим, как клиентка проходит путь от себя-нецелостной, неуверенной к себе-гармоничной.
Наша статья является не итогом, а лишь отправной точкой: анализ отдельного случая из практики, рассмотренные методы и выводы открывают возможности для дальнейших исследований.
Список литературы
1. Василюк Ф.Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т.24. №5. С.205-227.
2. Инина Н.В. Испытание детством. На пути к себе. Издательство: Никея , 2016.
3. Старостин О.А. Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии. Издание: Психотерапия. № 2, 2013 - С.23-25.