Внутриличностные конфликты способны значительно снижать эффективность деятельности и адаптированность человека, а также приводить к развитию неврозов и психосоматических заболеваний в результате дезинтеграции личности. Причину дезинтеграции часто видят в конфликте потребностей, мотивов, желаний, влечений, целей и так далее. На наш взгляд эти представления успешно объединяются в психосинтезе Р.Ассаджиоли, который объясняет противоречивое содержание сознания человека наличием особых подструктур личности – субличностей, способных преследовать свои интересы и находиться внутри человека в различных отношениях.
Однако конфликт между ними не главная проблема интеграции личности. По существу любые взаимоотношения субличностей могут представлять своего рода зависимость, реализуемую в постоянном манипулировании друг другом и, чаще всего, по довольно стереотипному алгоритму, значительно ограничивающим свободу выбора человека. Причем эта зависимость существует не только во внутреннем психологическом плане личности, но наблюдаются и во внешнем, психосоциальном плане, в виде психологических игр, которые подробно описываются автором транзактного анализа Э.Берном.
Эго-состояния Ребенка (Я) и Родителя (Ты), известные в гештальт-психологии Ф. Перлза как «собака снизу» и «собака сверху» в нашей практике являются основными единицами анализа. Обе эти позиции-предикаты, по нашему мнению, одновременно существуют в каждой субличности, образуя ее основу, в виде системы базовых мотивов – Я-должен (Я-), Я-хочу (Я+), Ты-должен (Ты-), Ты-хочешь (Ты+). Таким образом психологическая игра существует не только в общении с другими людьми, но и внутри личности между подструктурами. Мы также выделяем позицию Они, соответствующую Эго-состоянию Взрослого (В). Э.Берн описывал ее как неопсихику (в отличие от Родителя-экстеропсихики и Ребенка-археопсихики) и считал её просто интеллектуальной, рассудительной, в отличие от эмоционального, спонтанного Ребенка и контролирующего Родителя. Именно на Взрослого Э.Берн считал необходимым опираться при анализе игр и разрешении конфликтов между Родителем и Ребенком, именно его он считал необходимым избавить от «заражения» Р и Ре, преследуя цель сделать В независимым от субъективных оценок Р (Я) и Ре (Ты). По нашим представлениям состояние В является наиболее осознанным, позволяющим интегрировать субличности, делать их независимыми друг от друга и выйти из игры.
Таким образом, с нашей точки зрения, диалог (игра) происходит между субличностями, а каждая субличность имеет Я (Ре) и Ты (Р) и в большей или меньшей степени В. Цель диалога – перевести управление общением от Ты (Р) и Я (Ре) к В-В. Общение на уровне Ты-Я (Р-Ре) является деструктивным для личности только в том случае, когда человек настолько отождествлен с ними, что не может выйти в позицию Они (В). Работа с внутренним диалогом позволяет системно анализировать взаимоотношения между субличностями внутри человека и его взаимоотношения с другими людьми. Интеграцию личности мы видим в освобождение от зависимости, отказе от насильственного манипулятивного поведения и достижении каждой из частей личности позиции Взрослого (рис. 1). В результате прекращается сам диалог и пропадает ощущение раздробленности и разобщенности, к человеку возвращается способность активно и искренне взаимодействовать с окружающей действительностью, появляется легкость в принятии решений.
Работа с внутренним диалогом основана на пришедшей к нам из психодраммы технике «пустого стула», прижившейся затем в гештальт-психологии. В нашем варианте эта техника, благодаря длительной практике стала более структурированной и понятной.
Основная цель работы с внутренним диалогом – интеграция личности и приобретение целостности. Поэтому клиенту важно уметь описывать свои мысли, ощущения, эмоции и желания, которые должны выясняться с точки зрения реакции и намерения каждой позиции диалога во время пересаживаний. Последовательность реакций выстраивается постепенно в ясный алгоритм поведения, который может циклично повторяться, но при его выявлении, осознается клиентом как тупиковый. Психолог занимает позицию независимого арбитра, берет на себе функцию Взрослого, утраченную клиентом, и постепенно возвращает ее обратно.
На практике нужно наблюдать и активно использовать «законы диалога»:
1. Каждая сторона диалога чувствует себя (думает, ощущает), так как она себя чувствует, РЕАГИРУЯ на противоположную.
2. Каждая сторона диалога делает то, что она делает, ВОЗДЕЙСТВУЯ на противоположную с целью вызвать определенный результат.
Клиенту предлагается обратить внимание на эти «законы» с каждой позиции диалога. Благодаря чему удается достигнуть осознания манипуляции, игры между обеими частями диалога и истинных мотивов поведения. В самом общем смысле основная потребность каждого человека и частей личности это внимание. Игра – это насильственный, манипулятивный и деструктивный способ привлечения внимания к себе, вызванный ощущением несамостоятельности сторон взаимоотношений, их неполноценностью, которая приводит к зависимости.
Рис. 1. Модель интеграции личности
В связи с этим важно в диалоге не забывать про этический закон РАВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ. То есть обе стороны диалога равнозначны, никакая не хуже и не лучше, обе – равные части внутреннего мира человека. В связи с этим необходимо выявлять нарушение данного закона, проясняя следующие темы неравенства (неравнозначности):
- слабый-сильный,
- выше-ниже по психологическому статусу,
- умный-глупый,
- уверенный-неуверенный,
- трусливый-смелый,
- старший-младший,
- родитель-ребенок,
- успешный-неудачливый,
- и другие.
Отсутствие ощущения равнозначности сторон и приводит к зависимости, поддерживаемой игрой. Поэтому следующим шагом после осознания факта стереотипного сценария (игры) становится осознание возможности строить отношения иначе.
Необходимыми правилами эффективного и справедливого общения по нашему мнению являются:
1. Правило общения – заключается в том, что общение с тем, кого или что вы хотите понять должно продолжаться. Если общение прекратилось (не важно реально оно или в вашем воображении), то понимание невозможно.
2. Правило реальности – заключается в том, что у каждого своя реальность, у вас своя, а у того, кого (или что) вы хотите понять – своя другая. Если вы не принимаете этого факта, то, скорее всего, будете навязывать свою реальность субъекту или объекту своего понимания, то есть ничего нового (кроме того, что вы уже знаете про него) вы не поймете.
3. Правило интереса – заключается в том, что, - если вам не интересна другая реальность, то вы ее не поймете. Интерес означает, что вы еще не знаете то, что вам предстоит узнать. Если же вы заранее ожидаете определенный ответ, что просто не впускаете в себя новое знание, закрываясь от него своими шаблонами.
В качестве примера приведем пошаговое описание работы с нашим клиентом этой техникой:
Клиент жалуется на ощущение неуверенности, слабости и частые головные боли.
Позиция А: В данный момент чувствует себя спокойно.
Позиция В: Пересев на стул, стоящий напротив, по просьбе психолога представляет себя со стороны. На вопрос, каким он видит себя в Позиции А, отвечает: беспомощным, жалким, возникает желание помочь. Клиенту предлагается обратиться к себе в Позиции А, начать диалог вслух с предложения о помощи.
Позиция А: Клиент чувствует одиночество, обиду.
После нескольких пересаживаний выясняется, что Позиция А не доверяет Позиции В, но нуждается в ее внимании и поддержке.
Позиция В: Клиент чувствует себя уверенным, сильным и жизнерадостным. Задает вопрос почему оппонент в Позиции А чувствует обиду.
Позиция А: «Потому что ты мне никогда раньше не помогал»
Таким образом, выясняется, что при внешней уверенности Позиция В сохраняет бездействие и реальных практически ничего не предпринимает, чтобы помочь, так как Позиция А постоянно выказывает ей недоверие и продолжает создавать трудности.
В данный момент достигается тупик диалога.
Применение «законов диалога» помогает выяснить, что Позиция А привлекает внимание Позиции В, демонстрируя свою слабость, Позиция В, чувствует свое превосходство и демонстрирует желание помочь, затем Позиция А делает обратный ход и выказывает недоверие, желая добиться извинений и вызвать чувство вины, за счет чего начинает чувствовать себя значительно лучше. Но Позиция В при этом слабеет и реальной помощи не дает. Затем игра повторяется.
Признание сторонами факта зависимости друг от друга позволяет перейти диалогу в заключительный этап, на котором каждая из частей пробует применить три правила эффективного общения и искренне обратиться ко второй. В результате возникает доверие между сторонами диалога, каждая из частей которого начинает себя чувствовать более уверенно и свободно.
В заключение каждая из позиций дает другой «право на ошибку». Этот момент имеет большое значение, так как привычный способ общения не может быть моментально изменен. Поэтому существует вероятность, что каждая из позиций может вести себя по старому, чем вызвать привычную реакцию и запускать прежний диалог. На этом этапе сторонам диалога важно осознать, что новая договоренность должна быть избавлена от обещаний и клятв по типу «всегда», «никогда». То есть, заключая новую договоренность, необходимо говорить не о поведении, а о намерении. Только в таком случае возможно доверие.
Проверка эффективности работы возможна с помощью пересаживания клиента уже на третью позицию – позицию, занимаемую ранее психологом, из которой он может взглянуть на обе части диалога со стороны и обратить внимание на уровень занимаемый каждой из них по отношению друг к другу и на свои собственные ощущения к ним. Важной проверкой является достижение равнозначности позиций, - нет ли желания преимущественно находится на месте одного и отрицать другого, презрение или жалость к какой-либо из частей и т.п.
В заключение хотелось бы сказать, что предложенная авторами статьи техника нарабатывалась в течение многих лет и подтвердила свою эффективность на практике. Теоретические представления также формировались при опоре на наблюдения за клиентами и тщательный анализ переживаемых ими психических состояний и находили свое подтверждение во взглядах других психологов. Длительный опыт (более 20 лет) разработки и применения техники работы с «внутренним диалогом» показал ее эффективность при различных зависимостях, в том числе алкогольной, пищевой и игровой. Нами также классифицированы все типы диалогов, что позволяет более целостно увидеть все возможные сценарии и игры людей, взаимосвязь внутреннего (психологического) и внешнего (социального) в человеке.