|
Метод Сократовского диалога в КПТАвтор статьи: Зайковский Павел Александрович
От автора: Одной из важнейших целей когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) является обучение пациентов правильному реагированию на дисфункциональные автоматические мысли, негативные образы и глубинные убеждения. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) применяет метод «Сократовского диалога», как активный обучающий способ эффективной проверки автоматических мыслей (АМ) на реалистичность. Терапевт задаёт ряд вопросов в определённой форме и последовательности, что позволяет пациенту самому формировать более функциональный и реалистичный взгляд на ситуацию. В прошлой статье я рассказал о технике выявления автоматических мыслей (АМ). В этой статье вы узнаете, как:
Сфокусируйтесь на ключевых АМ Когда терапевт выявил АМ, он проверяет, насколько важно сфокусироваться на ней сейчас и определяет, как мысль негативно влияет на поведение и эмоции пациента. Кроме того, терапевт прогнозирует вероятность: повторится ли в будущем эта мысль снова и вызовет ли негативные реакции. Если терапевт замечает, что мысль до сих пор важна и вызывает дистресс — такую мысль необходимо обязательно оценить и детально проработать. Пример диалога с пациенткой из практики:
Когда применяется процесс направляемого открытия КПТ помогает пациентам использовать собственные негативные эмоции как сигнал, что автоматические мысли следует переоценить и найти им адаптивный ответ. В ходе работы, терапевт помогает пациенту выявить дисфункциональные мысли (АМ, образы, убеждения), которые влияют на его эмоции, физиологию и поведение. После того как важная АМ обнаружена — терапевт помогает её оценить. Автоматические мысли лучше оценивать беспристрастно и структурировано, чтобы пациент не воспринял реакцию терапевта неубедительно и не был уязвлён. «Сократовский диалог» помогает избежать таких рисков и состоит из списка вопросов:
Примеры применения вопросов «Сократовского диалога» Важно проинформировать пациентов, что не каждый вопрос подойдёт для оценки АМ и список вопросов — это полезный ориентир. Пример беседы иллюстрирует, как оценить дисфункциональные мысли и составить стратегию дальнейших действий, используя вопросы «Сократовского диалога». Вопросы о доказательствах. Пациенты могут найти доказательства своих АМ, тем не менее доказательства обратного они игнорируют. Поэтому важно выявить доказательства в пользу и против АМ пациента, затем обобщить полученную информацию.
Вопросы на альтернативное объяснение предлагают найти пациенту, как и чем можно ещё объяснить случившееся, из-за чего пациент расстроился.
Вопросы на «декатастрофизацию» помогают, когда пациенты предсказывают наихудший сценарий развития ситуации. В таком случае важно узнать у пациента: какие его наихудшие опасения и как он поступит, если так всё и произойдёт.
Вопросы о лучших и реалистичных вариантах развития помогают пациентам понять, что их негативные прогнозы вряд ли исполнятся.
Вопросы о последствия автоматических мыслей помогают пациенту оценить, какие эмоции он испытывает и как себя ведёт, когда верит своей АМ. Как могут измениться его эмоциональные и поведенческие реакции, если бы он мыслил иначе.
Вопросы на «дистанцирование» предлагают представить, чтобы они посоветовали близкому человеку в аналогичной ситуации, затем узнать, насколько такой совет применим в их жизни. Это поможет пациентам отстраниться от проблемы и расширить свой взгляд на ситуацию.
Вопросы на «решение проблем» предлагают пациенту подумать, как теперь стоит действовать, чтобы разрешить возникшую ситуацию.
Оцените, как пациент изменил оценку АМ после ответов на вопросы После проделанной работы, попросите пациента оценить, насколько изменилась его первоначальная оценка АМ (в процентах или по шкале силы: слабая, средняя, сильная, очень сильная) и как изменилось его эмоциональное состояние. Уточните, что помогло добиться улучшения.
В диалоге терапевт помог пациенту оценить свою дисфункциональную АМ с помощью стандартных вопросов. Однако многим пациентам вначале сложно включиться в процесс реагирования и оценки АМ. Если пациент испытывает трудности, можно попросить его подвести итог обсуждения, а затем составить копинг-карточку, основанную на выводах пациента:
Причины, по которым пациент может по-прежнему быть убеждён в правдивости иррациональной АМ Есть более важные и невыявленные АМ. Пациент назвал АМ, не влияющую на его настроение и поведение, но за ней скрываются другие мысли или негативные образы, которых он может не осознавать. Оценка АМ прошла поверхностно или неадекватно. Пациент заметил АМ, но тщательно не оценил или отверг её — негативные эмоции не снизились. Собраны не все доказательства в пользу АМ. Формулировка адаптивного ответа снижается, если терапевт недостаточно уточнил о подробностях ситуации пациента и тот не привёл всех аргументов в пользу АМ. Пациент может эффективнее найти альтернативное объяснение ситуации, когда терапевт помогает ему собрать все доказательства в пользу АМ. Автоматическая мысль — глубинное убеждение. В этом случае разовая попытка переоценить АМ не приведёт к изменению восприятия и реакций пациента. Потребуются методики для корректировки убеждений, которые применяются постепенно. Пациент осознаёт, что АМ искажена, но чувствует по-другому. Тогда необходимо найти убеждение, лежащее в основе АМ, и тщательно исследовать его. Как помочь пациенту справиться с вопросами самостоятельно Убедитесь, что пациенты способны воспользоваться «Сократовским диалогом», и они понимают, что:
Если терапевт предполагает, что пациент будет строго себя судить за неидеальное выполнение задания — предложите пациенту представить ситуацию, когда выполнить задание сложно и расспросите о его возможных мыслях, эмоциях и чувствах. Напомните пациенту, что оценка мыслей — навык, который вы поможете ему освоить в течение следующих сессий. Когда терапевт вместе с пациентом эффективно разобрали вопросы из «Сократовского диалога», можно дать ему список вопросов для самостоятельной работы. Важно объяснить пациенту, что ежедневная работа над всеми вопросами и над каждой АМ может быть утомительной, именно поэтому терапевт предлагает перечитывать заметки в течении дня и они вместе составляют копинг-карточку: Проверка дисфункциональных АМ на достоверность дает возможность увидеть ситуацию с другого ракурса. В результате запускаются процессы переоценки прошлого опыта, возникают новые идеи и формируется новый взгляд, который реалистичнее отражает ситуацию, что положительным образом влияет на качество жизни человека.
Подписывайтесь на мои публикации, Вас ждёт много интересной и полезной информации!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|