|
Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.3)Автор статьи: Нателла Дубашидзе
Курс нейрокоррекции длился 10 месяцев, после чего ребенок продолжил занятия с логопедом и была рекомендация консультации у ортодонта. 1-й этап коррекции длился 3 месяца с частотой занятий 2 раза в неделю продолжительностью 50 минут с обучением мамы и отработкой отдельных упражнений в домашних условиях. Это были двигательные (психомоторные) упражнения, выполняемые в определенной последовательности и направленные на активацию всех высших психических функций. Каждое занятие начиналось с дыхательных упражнений, которые способствуют формированию произвольной саморегуляции. Упражнения на дыхание:
А также хорошо всем известные задания с задуванием свечи, пусканием кораблика по воде при помощи дыхания, мыльные пузыри, дудочки, свистульки и др. Затем можно переходить к упражнениям, где дыхание чередуется с движением. Для этого рука и нога маркируется ленточкой или браслетом, чтобы ребенок мог выполнять указания, так как в этом возрасте еще не сформировано представление лево-право. У нас, к примеру, были ленточки - красная ножка и ручка, и синяя ножка и ручка. Обязательно включаются упражнения на тренировку нижней челюсти, губных мышц, мышц языка, которые способствуют сенсомоторному развитию речевого аппарата: - открывание и закрывание рта (как делает рыбка), улыбка с закрытым ртом и обнаженными зубами, вытягивание губ трубочкой вперед-влево-вправо (поцелуйчик), разнообразные движения губами и нижней челюстью - язычок широкий, узкий, трубочкой, различные движения языком (змейка, жабка, часы, качели) - движения языка внутри рта по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов, облизывание губ в разных направлениях, щелканье и цоканье языком (как делает лошадка) Глазодвигательные упражнения. Исходное положение – лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Психолог берет яркую игрушку и плавно водит предметом слева – направо и в обратном направлении, вверх-вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3-4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Обязательно следите за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока движение и удержание не станут устойчивыми. Отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя. Растяжки. Следующие 2 упражнения выполняются в положении – стоя, руки на поясе 4– 6 раз каждое в медленном темпе; эффективно озвучивание, проговаривание соответствующих движений. «Качели». Наклоны головы вперед – назад, как будто голова на качелях качается «Кач-кач». Выполняем упражнение и проговариваем «Кач-кач». «Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «Тик-так». Выполняем упражнение и проговариваем «Тик-так». «Бревнышко». Ребенок должен покататься по полу, как «бревнышко», с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга. Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать. Перекатываемся несколько раз направо, потом налево. Ползание. Ползаем на четвереньках по кругу вперед, потом по кругу, проползая по сенсорной дорожке, по лабиринту, через туннель, под столами, стульями и т.д. Кроме этого ползание на животе и на спине. При ползании на животе ребенок передвигается: При ползании на спине ребенок отталкивается только при помощи ног – одновременно обеими ногами или попеременно. «Крокодильчик» на сенсорной доске или скейтборде, когда ребенок лежит на животе и отталкивается сразу обеими руками, а также поочередно. Кинезиологические упражнения, массаж ладоней, пальцев и ступней, хождение по гальке, сенсорным дорожкам – все это направлено на коррекцию и оптимизацию психосоматического статуса, всей сенсомоторной сферы ребенка, в том числе и речь. Особое внимание следует обратить на реципрокные и синергические взаимодействия рук и ног, которые являются базовыми для совершенствования взаимодействия полушарий мозга. Развитие фонематического слуха является важнейшей мишенью коррекции 1-го функционального блока мозга. Для возраста ребенка, рассматриваемого в данной статье, набором инструментов для выполнения этих упражнений были аудиозаписи всевозможных шумов для прослушивания и угадывания (природных, бытовых, звуков животных, голосов людей, музыкальных), а также шумящие коробочки, которых должно быть парное количество для того, чтобы ребенок нашел идентичный звук (можно использовать готовый комплект кубиков Зайцева с наполнителями). 2-й этап коррекции длился 4 месяца и был направлен на активизацию межполушарных взаимодействий. При этом в занятия включались упражнения из предыдущего этапа, в первую очередь дыхательные, так как они направлены на активизацию энергетического потенциала ребенка, оптимизацию функционального состояния стволовых и глубинных образований и повышение нейродинамических показателей. Занятия проводились 2 раза в неделю по 50 минут. Если в начале нашей коррекционной программы мы уделяли внимание формированию межполушарных связей на базовом уровне, то на следующем этапе в программу коррекции добавились упражнения более высокого, когнитивного порядка, формирующие тактильный, зрительный и слуховой гнозис, моторную и речевую кинетику, память и пространственные представления. Некоторые из них: Игра «Зеркало» - копирование позы психолога, стоящего напротив. «Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек складываются разные предметы, которые надо угадать наощупь. Мы использовали шишки, каштаны и грецкие орехи, которыми надо было «накормить» соответственно игрушечных Белочку, Мишку и Свинку. Угадывание производилось как двумя руками одновременно, так и по очереди каждой рукой. «Тактильное домино» - карточки, которые по форме напоминают домино и имеют с двух сторон разную структуру: наждачная бумага, глянец, бархат, ребристая бумага, мех натуральный и искусственный и т.д. Сначала игра проводится с открытыми глазами, потом с закрытыми или маской. При выполнении этого задания обнаружилась тактильная непереносимость натурального меха. Для более толерантного отношения к этому материалу были задействованы длительные экспозиции с учетом интересов ребенка и включены в игровой сюжет. Так, у нас лошадка (любимая игрушка) жила в домике, в основании которого был натуральный мех. Лошадка периодически подключалась к выполнению разных заданий или уходила опять в домик. Для этого ребенку нужно было так или иначе соприкасаться с этим материалом, когда она брала игрушку. Толерантность к меху повысилась через 8 занятий. «Рамочки» - складывание геометрических фигур «Разрезные картинки» - сложить картинку из 2-х или 3-х частей сначала по образцу, затем без него. «Рисунки-перевертыши» - демонстрация картинки «вверх ногами» на угадывание. С учетом речевого развития, мы показывали животных и угадать его необходимо было звукоподражанием («муууу», «мяу», «ко-ко-ко», «гав» и т.д.) «Прятки» - поиск заданных отдельных элементов на картинке «Лабиринт» - картинки соответственно возрасту, на которых нужно было бабочке долететь до цветочка, птичке на дерево и т.д. Вначале этот лабиринт выглядел как одна кривая дорожка, затем усложнялось до 2-3 пересеченных дорожек. «Картинки- небылицы» - глядя на картинку, нужно сказать так бывает или нет Кроме этого в комплекс телесных упражнений были включены рисунки телом и на теле (на спине и ладонях), а также раскрашивания картинок и отдельных предметов на картинках. На этом этапе в работу была включена песочница 3-х видов с разными наполнителями от мелкого песка до крупной гальки, в которых рисовали двумя руками и делали дорожки-лабиринты. Песочница явилась также инструментом для снижения уровня сенсорной чувствительности к некоторым материалам. Также этот инструмент помогает обеспечивать становление межполушарного обеспечения пространственных представлений как целостной функциональной системы, используя вербальную маркировку пространства – «выше», «ниже», «в сторону», «вперед». С учетом возраста ребенка «право» и «лево» в нашем случае дублировалось названием цвета ленточки на руке. Через полгода занятий речевая деятельность ребенка значительно улучшилась, появились слова и словосочетания. 3-й этап коррекции направлен на формирование навыков внимания, программирование, целеполагание и контроль, причинно-следственные отношения и коммуникативные навыки. При этом используются упражнения из вышеописанных и добавляются новые. Продолжительность завершающего этапа была 3 месяца с сохранением графика занятий 2 раза в неделю по 50 минут. Упражнения на формирование внимания строятся по принципу реакции ребенка на определенный сигнал (хлопки, колокольчик, музыка и т. д). Сюда относятся и так называемые «стоп-упражнения», когда действие может быть начато или завершено только под условный сигнал. Упражнения на формирование навыков программирования и самоконтроля необходимо для произвольной саморегуляции собственного поведения. С маленьким ребенком очень важно четко и подробно оговорить условия: «делай точно так» или «делай как хочешь». Для формирования причинно-следственных связей и последовательности использовались предназначенные для этого серия картинок и игра «Что сначала, что потом», составление рассказа по картинкам, чтение и проигрывание цикличных сказок (напр. «Колобок», «Репка», «Рукавичка»). Отработка коммуникативных навыков в нашем случае происходила посредством сюжетно-ролевой игры с кукольным театром и игрушечными зверями, которые любил ребенок. При этом активно употреблялось как звукоподражание, так и употребление отдельных коротких слов и словосочетаний, которые все активней включались в речевой обиход ребенка. К концу нашего коррекционного курса речь состояла из коротких предложений. На протяжении всего времени с мамой велась разъяснительная работа с подробным информированием о необходимости действий коррекции и выполнением дома отдельных упражнений. В результате курса нейрокоррекции появилась речь, состоящая из коротких предложений, ребенок отказался от соски и стал есть твердую пищу уже после первых трех месяцев занятий, к концу курса заметно улучшилось общее психоэмоциональное состояние. Для устранения дальнейших дефектов речи («каша» во рту) были продолжены занятия с логопедом и рекомендована консультация ортодонта. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|