Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.3)

Автор статьи: Нателла Дубашидзе

Курс нейрокоррекции длился 10 месяцев, после чего ребенок продолжил занятия с логопедом и была рекомендация консультации у ортодонта.

1-й этап коррекции длился 3 месяца с частотой занятий 2 раза в неделю продолжительностью 50 минут с обучением мамы и отработкой отдельных упражнений в домашних условиях. Это были двигательные (психомоторные) упражнения, выполняемые в определенной последовательности и направленные на активацию всех высших психических функций. Каждое занятие начиналось с дыхательных упражнений, которые способствуют формированию произвольной саморегуляции.

Упражнения на дыхание:

  1. Понюхать воображаемый или искусственный цветочек, сначала каждой ноздрей по очереди, потом всем носиком.
  2. Набрать много воздуха и подуть на воображаемый одуванчик, который находится на руке психолога, чтобы можно было ощутить силу выдыхаемого воздуха
  3. Струей воздуха нарисовать на ладони психолога воображаемый рисунок
  4. Дыхательный «футбол» (Мы использовали поролоновые «носики»)
  5. «Листопад» или «Снегопад», в этом случае надо было дыханием поднять вверх листики из бумаги или «снег» из ваты
  6. Воображаемый цветной «шарик» расположить в животе, надувать и сдувать его в ритме дыхания, положив руку на живот в область диафрагмы. Затем вокализировать на выдохе гласные, постепенно соединяя их с согласными.
  7. Упражнение «Ладошки» выполняется стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимая ладошки в кулаки, одновременно делать резкие и шумные вдохи, следить при этом, чтобы рот был закрыт.
  8. «Насос», которым мы накачивали мячики и шарики. Громко вдохнуть, медленно наклониться и выдохнуть, как будто работаем насосом.

А также хорошо всем известные задания с задуванием свечи, пусканием кораблика по воде при помощи дыхания, мыльные пузыри, дудочки, свистульки и др.

 Затем можно переходить к упражнениям, где дыхание чередуется с движением. Для этого рука и нога маркируется ленточкой или браслетом, чтобы ребенок мог выполнять указания, так как в этом возрасте еще не сформировано представление лево-право. У нас, к примеру, были ленточки -  красная ножка и ручка, и синяя ножка и ручка.

 Обязательно включаются упражнения на тренировку нижней челюсти, губных мышц, мышц языка, которые способствуют сенсомоторному развитию речевого аппарата:

- открывание и закрывание рта (как делает рыбка), улыбка с закрытым ртом и обнаженными зубами, вытягивание губ трубочкой вперед-влево-вправо (поцелуйчик), разнообразные движения губами и нижней челюстью

- язычок широкий, узкий, трубочкой, различные движения языком (змейка, жабка, часы, качели)

- движения языка внутри рта по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов, облизывание губ в разных направлениях, щелканье и цоканье языком (как делает лошадка)

Глазодвигательные упражнения. Исходное положение – лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Психолог берет яркую игрушку и плавно водит предметом слева – направо и в обратном направлении, вверх-вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3-4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.  Обязательно следите за плавностью движения взгляда и его ста­бильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребен­ка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить допол­нительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока движе­ние и удержание не станут устойчивыми.  Отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бес­конечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
Психолог «рисует в воздухе» перед ребенком различные вер­тикальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, буквы, циф­ры и т.д., которые ребенок должен отследить, опознать, нарисовать в воздухе (вместе с педагогом и самостоятельно), на бумаге, назвать. Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности оо (центр знака — напротив переносицы). Сначала взрослый плавно пе­редвигает одну руку ребенка, начиная из центра вверх, обводя три раза воображаемый знак бесконечности. Ребенок должен вниматель­но следить за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же — другой рукой и дву­мя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры знака и то расстояние, на котором он «рисуется».
Вариант этого упражнения: голова ребенка кладется на его вытя­нутую вперед и в сторону руку — «хобот». Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, наклоняя туловище вслед за движением руки (работа­ет все тело) и концентрируясь на кончиках пальцев, ребенок рисует «хоботом» в воздухе большой знак бесконечности. Затем этот же знак рисуется другой рукой и двумя сцепленными руками (голова прямо). уки вытянуты вперед (свободно или сжатыми в кулаки, большой палец вытянут). Все вышеописанные движения глаз сочета­ются с одновременным, аналогичным движением рук в ту же сторо­ну, что и глаза, затем в противоположную. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.
Все вышеописанные движения глаз сочетаются с одновремен­ным, аналогичным движением языка в ту же сторону, что и глаза, затем в противоположную.
После того как эти упражнения освоены, можно попытаться со­вместить их с движениями языка. Сначала глаза и язык двигаются за предметом в одну сторону, затем глаза следят за предметом, а язык поворачивается в противоположную сторону. При этом следует обра­тить особое внимание на то, что движения глаз и языка должны быть одновременными, а не последовательными.

Растяжки. Следующие 2 упражнения выполняются в положении – стоя, руки на поясе 4– 6 раз каждое в медленном темпе; эффективно озвучивание, проговаривание соответствующих движений.

«Качели». Наклоны головы вперед – назад, как будто голова на качелях качается «Кач-кач». Выполняем упражнение и проговариваем  «Кач-кач».

«Часы». Наклоны головы  влево-вправо, как будто часики тикают «Тик-так». Выполняем упражнение и проговариваем «Тик-так».

 «Бревнышко». Ребенок должен покататься по полу, как «бревнышко», с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга. Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать. Перекатываемся несколько раз направо, потом налево.

Ползание. Ползаем на четвереньках по кругу вперед,  потом по кругу, проползая  по сенсорной дорожке, по лабиринту, через туннель, под столами, стульями и т.д.

Кроме этого ползание на животе и на спине. При ползании на животе ребенок  передвигается: 
1) только при помощи ног (руки лежат на спине);
2) только при помощи рук, отталкиваясь сразу обеими руками;
3) только при помощи рук, отталкиваясь каждой рукой попе­ременно.

При ползании на спине ребенок отталкивается только при помощи ног – одновременно обеими ногами или попеременно.

«Крокодильчик» на сенсорной доске или скейтборде, когда ребенок лежит на животе и отталкивается сразу обеими руками, а также поочередно. 

Кинезиологические упражнения, массаж ладоней, пальцев и ступней, хождение по гальке, сенсорным дорожкам – все это направлено на коррекцию и оптимизацию психосоматического статуса, всей сенсомоторной сферы ребенка, в том числе и речь.

Особое внимание следует обратить на реципрокные и синергические взаимодействия рук и ног, которые являются базовыми для совершенствования взаимодействия полушарий мозга.

Развитие фонематического слуха является важнейшей мишенью коррекции 1-го функционального блока мозга.  Для возраста ребенка, рассматриваемого в данной статье, набором инструментов для выполнения этих упражнений были аудиозаписи всевозможных шумов для прослушивания и угадывания (природных, бытовых, звуков животных, голосов людей, музыкальных), а также шумящие коробочки, которых должно быть парное количество для того, чтобы ребенок нашел идентичный звук (можно использовать готовый комплект кубиков Зайцева с наполнителями).

 2-й этап коррекции длился 4 месяца и был направлен на активизацию межполушарных взаимодействий.  При этом в занятия включались упражнения из предыдущего этапа, в первую очередь дыхательные, так как они направлены на активизацию энергетического потенциала ребенка, оптимизацию функционального состояния стволовых и глубинных образований и повышение нейродинамических показателей. Занятия проводились 2 раза в неделю по 50 минут.

Если в начале нашей коррекционной программы мы уделяли внимание формированию межполушарных связей на базовом уровне, то на следующем этапе в программу коррекции добавились упражнения более высокого, когнитивного порядка, формирующие тактильный, зрительный и слуховой гнозис, моторную и речевую кинетику, память и пространственные представления. Некоторые из них:

Игра «Зеркало» - копирование позы психолога, стоящего напротив.

«Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек складываются разные предметы, которые надо угадать наощупь. Мы использовали шишки, каштаны и грецкие орехи, которыми надо было «накормить» соответственно игрушечных Белочку, Мишку и Свинку. Угадывание производилось как двумя руками одновременно, так и по очереди каждой рукой.

«Тактильное домино» - карточки, которые по форме напоминают домино и имеют с двух сторон разную структуру: наждачная бумага, глянец, бархат, ребристая бумага, мех натуральный и искусственный и т.д. Сначала игра проводится с открытыми глазами, потом с закрытыми или маской. При выполнении этого задания обнаружилась тактильная непереносимость натурального меха. Для более толерантного отношения к этому материалу были задействованы длительные экспозиции с учетом интересов ребенка и включены в игровой сюжет. Так, у нас лошадка (любимая игрушка) жила в домике, в основании которого был натуральный мех. Лошадка периодически подключалась к выполнению разных заданий или уходила опять в домик. Для этого ребенку нужно было так или иначе соприкасаться с этим материалом, когда она брала игрушку. Толерантность к меху повысилась через 8 занятий.

«Рамочки» - складывание геометрических фигур

«Разрезные картинки» - сложить картинку из 2-х или 3-х частей сначала по образцу, затем без него.

«Рисунки-перевертыши» - демонстрация картинки «вверх ногами» на угадывание. С учетом речевого развития, мы показывали животных и угадать его необходимо было звукоподражанием («муууу», «мяу», «ко-ко-ко», «гав» и т.д.)

«Прятки» - поиск заданных отдельных элементов на картинке

«Лабиринт» - картинки соответственно возрасту, на которых нужно было бабочке долететь до цветочка, птичке на дерево и т.д. Вначале этот лабиринт выглядел как одна кривая дорожка, затем усложнялось до 2-3 пересеченных дорожек.

«Картинки- небылицы» - глядя на картинку, нужно сказать так бывает или нет

Кроме этого в комплекс телесных упражнений были включены рисунки телом и на теле (на спине и ладонях), а также раскрашивания картинок и отдельных предметов на картинках. На этом этапе в работу была включена песочница 3-х видов с разными наполнителями от мелкого песка до крупной гальки, в которых рисовали двумя руками и делали дорожки-лабиринты. Песочница явилась также инструментом для снижения уровня сенсорной чувствительности к некоторым материалам. Также этот инструмент помогает обеспечивать становление межполушарного обеспечения пространственных представлений как целостной функциональной системы, используя вербальную маркировку пространства – «выше», «ниже», «в сторону», «вперед». С учетом возраста ребенка «право» и «лево» в нашем случае дублировалось названием цвета ленточки на руке.

Через полгода занятий речевая деятельность ребенка значительно улучшилась, появились слова и словосочетания.

3-й этап коррекции направлен на формирование навыков внимания, программирование, целеполагание и контроль, причинно-следственные отношения и коммуникативные навыки. При этом используются упражнения из вышеописанных и добавляются новые. Продолжительность завершающего этапа была 3 месяца с сохранением графика занятий 2 раза в неделю по 50 минут.

Упражнения на формирование внимания строятся по принципу реакции ребенка на определенный сигнал (хлопки, колокольчик, музыка и т. д). Сюда относятся и так называемые «стоп-упражнения», когда действие может быть начато или завершено только под условный сигнал.

Упражнения на формирование навыков программирования и самоконтроля необходимо для произвольной саморегуляции собственного поведения. С маленьким ребенком очень важно четко и подробно оговорить условия: «делай точно так» или «делай как хочешь».

Для формирования причинно-следственных связей и последовательности использовались предназначенные для этого серия картинок и игра «Что сначала, что потом», составление рассказа по картинкам, чтение и проигрывание цикличных сказок (напр. «Колобок», «Репка», «Рукавичка»).

Отработка коммуникативных навыков в нашем случае происходила посредством сюжетно-ролевой игры с кукольным театром и игрушечными зверями, которые любил ребенок. При этом активно употреблялось как звукоподражание, так и употребление отдельных коротких слов и словосочетаний, которые все активней включались в речевой обиход ребенка. К концу нашего коррекционного курса речь состояла из коротких предложений.

На протяжении всего времени с мамой велась разъяснительная работа с подробным информированием о необходимости действий коррекции и выполнением дома отдельных упражнений.

В результате курса нейрокоррекции появилась речь, состоящая из коротких предложений, ребенок отказался от соски и стал есть твердую пищу уже после первых трех месяцев занятий, к концу курса заметно улучшилось общее психоэмоциональное состояние. Для устранения дальнейших дефектов речи («каша» во рту) были продолжены занятия с логопедом и рекомендована консультация ортодонта.



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка.
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Как женщины сначала делают из мужчин "подкаблучников", а затем страдают от этого
  • Сначала наденьте маску на себя, затем - на ребёнка
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Алгоритм упражнения с МАК «Руки дающие и принимающие»
  • Упражнения, направленные на разрядку гнева и агрессивности у ребенка
  • Сначала профессиональная успешность, потом ребенок?
  • 3 упражнения, которые помогут развить навыки общения
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Практические упражнения по физической активности, которые улучшат психологическое состояние!
  • Как победить тревогу при помощи маленькой бумажки и одного движения руки
  • Упражнения, которые помогут найти Ваше предназначение
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить внимание
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • 7 навыков осознанности. Навык №5 — Безоценочность. Упражнения для практики.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • 4 упражнения на развитие осознанности, чтобы жизнь не проходила мимо
  • Как улучшить работоспособность, внимание и концентрацию. Простые упражнения для взрослых и детей.
  • Упражнения быстро снять тревогу. Упражнение «Ха-Ма»
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Когда мы были большими или четыре этапа взросления ребенка.
  • Ваш ребенок кривляется...Навязчивые движения и тики у детей
  • Упражнения-образы в работе психолога.
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Полезные психологические упражнения с ребенком дома
  • Блоки на принятие: когда ты себе что-то не позволяешь (+упражнения)
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Практическая работа психолога с клиентом, находящимся в состоянии депрессии. Упражнения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь