|
Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗаАвтор статьи: Толчина Ксения Юрьевна
Обучение в ВУЗе носит довольно специфический характер. Данный факт можно связать с тем, что обучающиеся высших учебных заведений получают узко профессиональное образование, которое они выбрали целенаправленно. В связи с этим у них должны наблюдаться общие цели и интересы. Однако, на этапе поступления и первого года обучения, а иногда – дольше, во множестве случаев наблюдается проблематика отсутствия сплоченности студентов в своей группе и на курсе. Данную ситуацию может помочь преодолеть специалист – педагог-психолог. Его основной задачей является повышение эффективности деятельности образовательного учреждения, в рамках которого он действует, в том числе в отношении сплоченности обучающихся. Анализируя вопрос изучения сплочённости студентов ВУЗа и роли педагога-психолога в данном процесса, необходимо, прежде всего, рассмотреть термин «сплоченность». Так, например, Российская социологическая энциклопедия определяет данный термин как «интегральная характеристика межличностных отношений в группе, коллективе». С психологической точки зрения под сплоченностью понимается результат групповых процессов, которые возникают и протекают в рамках определенного коллектива, объединенного общими интересами, в частности, образовательными. Психологическое явление сплоченности можно связать со структурой группы, стилем лидерства, межличностной привлекательностью, психологическим климатом в группе и т.д. Работу над организацией сплоченности в ВУЗах могут осуществлять как сами студенты, так и кураторы групп, который должен обладать определенным уровнем профессиональной компетентности. От него требуется постоянное аккумулирование новых умений, знаний и навыков. Многоплановость работы и чрезвычайная загруженность не позволяют куратору в полной мере заняться работой над формирование сплоченности в коллективе. М.К. Мамардашвили отмечал, что в соответствии с современными условиями жизни человеку необходимо быть инициативным, изобретательным, при этом послушным и покорным, а также самодеятельным. В случае, если у каждого из студентов ВУЗа будут присутствовать данные характеристики, то вопрос необходимости профессиональной поддержки для организации сплоченности отпадет сам собой. Однако, добиться этого довольно сложно. Именно поэтому в наши дни столь важным является оказание профессиональной поддержки со стороны специалиста, который занимается данным вопросом. Речь идет о педагоге-психологе. Деятельность педагога-психолога чрезвычайно многоплановая. Она требует от него решения ряда задач, к числу которых можно отнести изучение и исследование личности учащихся и ученических коллективов; осуществление пропаганды здорового образа жизни, идей содействия, факторов риска, необходимости сотрудничества среди учащихся ВУЗов; реализацию программ по преодолению трудностей в межличностном общении и социализации; своевременном выявлении обучающихся, у которых возможно возникновение проблем в осуществлении коммуникации со сверстниками и педагогами; создание необходимых условий для комфортного психологического климата в коллективе обучающихся; проведение тренинговых занятий по снятию психо-эмоционального напряжения и формированию здорового настроения и т.д. Таким образом, необходимо отметить, что роль педагога-психолога при формировании групповой сплоченности студентов ВУЗов чрезвычайно высока. Это связано с тем, что он осуществляет систематическую многоаспектную работу, выполнить которую студенты самостоятельно не смогут. В случае отсутствия такого специалиста в ВУЗе возможно возникновение разобщенности коллектива студентов.
Автор: Толчина Ксения Юрьевна Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|