Личностные качества руководителя как фактор групповой сплочённости коллектива

Автор статьи: Андрей Юрин

 

Личностные качества руководителя как фактор групповой сплочённости коллектива

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных качеств руководителя и сплочённости коллектива учреждения дополнительного образования детей. Были изучены наиболее присущие качества личности руководителя образовательного учреждения, влияющие на групповую сплочённость и групповое развитие в организации. Определена роль личности руководителя учреждения дополнительного образования детей, в групповом развитии коллектива. Разработан опросник личностных качеств человека, в опроснике представлены 39 личностных качеств человека, которыми может обладать руководитель учреждения дополнительного образования детей. Цель этого исследования является, теоретический анализ и эмпирическое изучение личностных качеств человека, раскрывается роль качеств личности руководителя образовательного учреждения в процессе формирования групповой сплочённости и группового развития коллектива организации. Исследуются индивидуальные качества личности в соотнесенности с профессиональной деятельностью руководителя учреждения дополнительного образования детей. Индивидуальные качества личности руководителя образовательного учреждения рассмотрены, как один из факторов сплочённости коллектива организации. Практическая значимость исследования содержится в полученных данных по групповому развитию и групповой сплочённости коллектива учреждения дополнительного образования детей и учитывается при решении профессиональных задач в коллективе образовательного учреждения. Обосновывается роль личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей, как важный фактор сплочённости коллектива. Полученные результаты исследования могут быть использованы руководителями учреждений дополнительного образования детей в создании условий для благоприятного климата в организации. Разработанный опросник 39 личностных качеств человека можно применять для выявления наиболее присущих личностных качеств, которые нужно развивать руководителям учреждений дополнительного образования детей в процессе своей профессиональной деятельности, эти качества личности способствуют сплочённости коллектива в образовательном учреждении.

Ключевые слова: личностные качества, групповое развитие, дополнительное образование детей, групповая сплочённость, руководитель, коллектив.

Введение

В современном обществе и образовательной системе все более становится актуальной личностные качества руководителя учреждения дополнительного образования детей. Руководитель может объединить вокруг себя единомышленников, при этом следует иметь в виду, что эту задачу придётся решать в условиях разнообразного состава членов коллектива: по возрасту, педагогическому стажу, полу, по направленности деятельности, по уровню квалификации, по психологическим характеристикам. Наличие компетентного руководителя с лидерскими качествами просто необходимо для осуществления организации сплочённости коллектива в современном учреждении дополнительного образования детей .

В настоящее время роль личностных качеств руководителя возрастает, личностные качества руководителя учреждения дополнительного образования детей, непосредственно влияют на групповую сплочённость коллектива и на морально-нравственный климат в коллективе. Этот аспект проблемы получил своё освещение в современной психологии. Так, Е.А Климов описывает и систематизирует качества личности нужные для осуществления и освоения профессий типа «человек-человек», относящиеся к руководителю учреждения дополнительного образования детей.

Научная литература посвящённая психологии личности  (А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, А.В. Бодалев, А.А. Визгина, В.В. Знаков, В.А. Иванников, А.В. Кимберг, Е.А Климов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, А. Маслоу, В.И. Моросанова, В.Н. Мясищев, А.С. Макаренко, Г. Олпорд, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, З.И. Рябикина, В.В. Столин, А.Г. Шмелёв, В. Франк, Э. Эриксон и д. р.) , показывает наличие сформированных научных парадигм и теоретико-методологических подходов к изучению феноменологических качеств личности.

Это стало основой для дальнейшего нашего исследования связанного с постижением индивидуальных качеств личности, как одного из факторов сплочённости коллектива.

Учёные считает, что профессионалы в профессиях «человек-человек» должны обладать набором качеств, как — выразительной речью, мимикой, превосходно развитым умением слышать и слушать, обладать творческим складом ума, высокоразвитой эмпатией, способностью к самосовершенствованию и д. р.

Применительно к вопросу о руководстве учреждения дополнительного образования детей взятого сквозь призму групповой сплочённости коллектива, это дополняется такими качествами, как — уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, креативность, жизнеспособность, предприимчивость, ответственность, самоорганизация, надёжность и д. р. 

В целях раскрытия роли личностных качеств руководителя в процессе формирования сплочённости коллектива, нами была проведена работа по изучению факторов влияющих на сплочённость коллектива по выявлению наиболее присущих личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей, как — одного из факторов сплочённости коллектива.

Объектом исследования стало изучение индивидуальных качеств личности в соотнесенности с профессиональной деятельностью.

Предметом исследования являются личностные качества руководителя, влияющие на сплочённость коллектива.

 В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что индивидуальные качества личности руководителя могут содействовать формированию сплочённости в коллективе.

 Во время исследования решались следующие задачи:

  1. Провести теоретический и эмпирический анализ индивидуальных личностных качеств человека.
  2. Провести эмпирическое исследование по изучению факторов влияющих на сплочённость коллектива, постижению личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей.
  3. Разработать методические рекомендации для руководителей учреждений дополнительного образования детей, по групповой сплочённости и групповому развитию коллектива.

В качестве методов исследования выступали:

  1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
  2. Психодиагностический метод.
  3. Методы математической обработки данных.

Во время работы использовался следующий психодиагностический инструментарий:

  1. Диагностика уровня развития малой группы (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин).
  2. Определение индекса групповой сплочённости К.Э. Сишора.
  3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
  4. Разработан опросник личностных качеств человека. В опроснике представлены 39 выбранных нами личностных качеств, которыми может обладать руководитель учреждения дополнительного образования детей.

При обработке полученных данных была использована непараметрическая статистика статистического пакета «SPSS Statistics, ver. 19.0» (версия 19.0 for Windows), для дальнейшего выявления взаимосвязей использовался коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные по групповой сплочённости и групповому развитию  могут быть учтены при решении задач, социального и психологического развития профессионального коллектива.

Научная новизна, представленная в нашем исследовании (элементы этой новизны):

1.Заключается в обосновании роли индивидуальных качеств личности, как — важного фактора групповой сплочённости коллектива. Единичное не противопоставляется общему, а работает на общее, содействуя групповой сплочённости коллектива в частности учреждения дополнительного образования детей .

2.Проведённый анализ работ современных психологов позволяет выделить 39 наиболее важные индивидуальные качества личности руководителя, которые содействуют групповой сплочённости в современных учреждениях дополнительного образования детей.

3.Разработан опросник личностных качеств человека. 

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование состояло из шести этапов:

С целью изучения личностных качеств человека на первом этапе исследования были выделены наиболее присущие качества личности руководителя образовательного учреждения, как — Эмоциональная уравновешенность, Выше среднего интеллект, Инициативность, Находчивость, Высокий уровень притязаний, Уверенность в себе, Интерес к людям, Личностная дисциплинированность, Добродушие, Справедливость, Требовательность, Организаторская способность, Чёткость мышления, Духовная зрелость, Высокая квалификация, Надёжность, Доминантность, Новаторство, Креативность, Предприимчивость, Эмоциональная восприимчивость, Активность, Социальная зрелость, Социальный интеллект, Познавательная самостоятельность, Речь, Самоорганизация, Ответственность, Склонность к сотрудничеству, Эмоциональная гибкость, Долг профессиональный, Жизнеспособность, Творчество, Лидерство, Гуманитарная образованность, Жизнестойкость, Педагогический долг, Амбициозность, Педагогическая толерантность, Этика педагогическая.

Проведённый теоретический анализ индивидуальных личностных качеств человека показал, что профессиональная деятельность руководителя напрямую или косвенно зависит от вышеперечисленных 39 качеств личности, которые были выбраны и проанализированы в нашем исследовании. Они полностью или частично совпали с инструментальными качествами личности, которые выделяет М. Рокич . Эти качества личность влияют на групповую сплочённость коллектива, способствуют групповому развитию, это позволяет нам активно задействовать в дальнейшем исследовании личностных качеств, методику ценностных ориентаций М. Рокича .

На втором этапе исследования проанализируем социальные психологические показатели группового развития и групповой сплочённости с помощью методики определение индекса групповой сплочённости К.Э. Сишора и «Диагностика уровня развития малой группы» (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин) .

На третьем этапе исследования проведён анализ инструментальных и терминальных ценностей, с целью исследования ценностных ориентаций сотрудников  нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

В исследовании использовался бланк терминальных ценностей, убеждений в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того чтобы к ней стремится и бланк инструментальных ценностей, убеждений в том, какими личностными качествами должен обладать руководитель.

Исследование показало, что во всех четырёх клубах преобладает направленность «конкретных» терминальных ценностных ориентаций сотрудников на здоровье и счастливую семейную жизнь, на последнем месте ценности удовольствия. Среди «абстрактных» терминальных ценностей приоритетными считаются свобода и уверенность в себе.

Во всех четырёх клубах инструментальные ценности «самоутверждения» и ценности «принятия других» выделяются образованность и широта взглядов, на последнем месте неприемлемость к недостаткам себя и других. Среди инструментальных ценностей «этические» и «общения» выделяются ответственность, образованность и самоконтроль, остальные ценности представлены в равной мере.

Итак, анализ полученных данных третьего этапа исследования показал, что у всех сотрудников в четырёх клубах определяется содержательная сторона направленности личности, она составляет основу её отношений к окружающему миру, к себе самому, к другим людям, составляет основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности.

На четвёртом этапе было проведено исследование личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей, с помощью разработанного нами опросника, которое позволило выделить близкие к инструментальным ценностям М. Рокича  характеристики личности.

В результате эмпирического исследования респондентами были выделены наиболее присущие личностные качества руководителя учреждения дополнительного образования детей, как — ответственность и самоорганизация. Средние показатели имеют такие качества личности, как — лидерство; гуманитарная образованность; жизнестойкость; педагогический долг; амбициозность; педагогическая толерантность; речь; социальная зрелость; социальный интеллект; этика педагогическая; познавательная самостоятельность и предприимчивость. Остальные качества личности также присущие руководителю учреждения дополнительного образования детей, но представлены ниже среднего во всех четырёх клубах.

Таким образом, в результате теоретического анализа 39 качеств личности на первом этапе и эмпирического исследования на четвёртом этапе нашей работы, выделенные качества личности руководителя учреждения дополнительного образования детей, нами были сопоставлены с инструментальными ценностями личности, которые выделяет М. Рокич .

На шестом этапе исследования для определения статистически значимых связей был использован метод ранговой корреляции Ч. Спирмена. Математический анализ результатов исследования проводился с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 19.0» (версия 19.0 for Windows).

Для проведения корреляции, нами было выполнено: 1.Ранжирование значений X и Y. Значения X-Уровень группового развития; Значения Y-Данные по доминирующей направленности профессиональной самореализации «интересная работа» сотрудников четырёх клубов.

Для дальнейшего проведения корреляции нами было выполнено: 1.Ранжирование значений X и Y. Значения X-Средние значения 39 личностных качеств руководителя учреждения дополнительного образования детей; Значения Y-Данные по доминирующей направленности инструментальных ценностей  сотрудников четырёх клубов, которые выделяет М. Рокич .

По результатам исследования отрицательное значение можно трактовать, что наличие связи между инструментальными ценностями, которые выделяет М. Рокич и 39 качествами личности руководителя учреждения дополнительного образования детей независимы друг от друга, при этом полностью или частично близки по смыслу между собой. Корреляция между X и Y статистически значима. Меньший ранг приписывается тому качеству личности согласно инструментальным ценностям М. Рокича , которые в большей степени должны преобладать у руководителя учреждения дополнительного образования детей, они сопоставимы полностью с 39 личностными качествами руководителя, выделенными респондентами. 

Далее, для проведения корреляции было предложено: 1.Ранжирование значений X и Y. Значения X-Уровень личностных ценностей у руководителя учреждения дополнительного образования детей представленных в наименьшей степени «принятие других»; Значения Y-Данные по доминирующей направленности личности «этических» ценностей в четырёх клубах.

В результате исследования мы получили, что данные результатов исследования отвергают H0, корреляция между X и Y статистически значима. Больший ранг инструментальных ценностей М. Рокича приписывается тому личностному качеству, которое в меньшей степени значима в жизни человека неприемлемость к недостаткам себя и других, ценностей «принятия других», а меньший ранг «этических ценностей» ответственность, приписывается качеству личности, оно в большей степени значима для человека.

Итак, с помощью метода корреляционного анализа нашего исследования, по результатам ранжирования трёх разных значений X и Y, с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена . Нами были выявлены совпадения: 1.По терминальным ценностям и групповой сплочённостью коллектива. Отрицательную связь надо трактовать следующим образом: оценка уровня группового развития коллектива респондентом положительно связана такой ценностью человека, как — «интересная работа». 2. По инструментальным ценностям, которые выделяет М. Рокич  и 39 личностным качествам человека. Отрицательную связь можно трактовать: ценности «самоутверждения», «принятия других», «этические», «общения» полностью или частично совпадают с 39 выделенными личностными качествами, которыми может обладать руководитель учреждения дополнительного образования детей. 3. Отрицательную связь трактуем: уровень личностных ценностей у руководителя учреждения дополнительного образования детей, представлен в наименьшей степени «принятие других», как — неприемлемость к недостаткам себя и других, а данные по доминирующей направленности личности «этических» представлен как, — ответственность.

Выводы

По результатам нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Проведённый теоретический анализ индивидуальных личностных качеств человека показал, что профессиональная деятельность руководителя образовательного учреждения напрямую или косвенно зависит от вышеперечисленных 39 качеств личности человека, которые были выбраны и проанализированы в нашем исследовании. Они полностью или частично совпали с инструментальными качествами личности выделенными М. Рокичем . Эти качества личность влияют на групповую сплочённость коллектива и способствуют групповому развитию. Нами было проведено эмпирическое исследование предполагаемых 39 личностных качеств человека, которое позволило выделить близкие к инструментальным ценностям М. Рокича  характеристики личности.

Разработаны методические рекомендации руководителю учреждения дополнительного образования детей по групповой сплочённости и групповому развитию коллектива:

А. Руководитель должен уметь:

  1. Качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес; 2. Адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения; 3. Уверенно выступать на публике, вести дискуссии; 4. Грамотно осуществлять рефлексивное управление; 5. Умело владеть психотехникой эмоциональной разгрузки и саморегуляции.

Б. Творческая направленность личности у руководителя современного учреждения дополнительного образования детей обуславливает новый функциональный характер в организации.

Направленность личности руководителя основана на следующих принципах, которые непосредственным образом влияют на групповую сплочённость и групповое развитие в коллективе:

  1. Творчество каждого педагога и ориентация на неё.
  2. Считаться с уникальностью и неповторимостью личностью каждого преподавателя по отдельности и вместе.
  3. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к труду, творчеству педагогов и её организации.
  4. Инициативность педагогического процесса и всех его участников.
  5. В педагогическом коллективе отношения должны быть демократичными.

В. Руководителю современного учреждения дополнительного образования детей, необходимо стремиться за счёт своих личностных качеств к овладению таких навыков и умений, как:

  1. Ориентироваться в ситуации общения, оценивать и наблюдать собеседника; 2. Оказывать убеждающее воздействие в деловом общении; 3. Осознанно использовать невербальные средства общения; 4. Осуществлять самоподачу в общении; 5. Вести спор, критиковать и дискуссировать, советоваться; 6. Читать невербальные признаки поведения партнёра; 7. Устанавливать психологический контакт с различными категориями партнёров по общению; 8. Осуществлять активное слушание собеседника; 9. Создавать неформальную обстановку в процессе общения; 10. Устанавливать и поддерживать доверительные отношения; 11. Управлять собственными состояниями в ходе общения; 12. Регулировать психологические состояния, эмоции партнёров по общению; 13. Управлять инициативой и дистанцией в общении.

Результаты исследования могут быть использованы руководителями учреждений дополнительного образования детей в создании условий для благоприятного климата, который будет содействовать групповой сплочённости и групповому развитию.

Предложенные методические рекомендации могут быть использованы руководителями учреждений дополнительного образования детей, для построения программ работы с сотрудниками в процессе профессиональной деятельности с целью повышения эффективности труда сотрудников и установления благоприятного морально-нравственного климата в коллективе, который содействует групповой сплочённости и групповому развитию. Разработанный опросник 39 личностных качеств руководителя можно применять, для выявления личностных качеств, которые нужно развивать руководителю учреждения дополнительного образования детей в процессе своей профессиональной деятельности. Разработанный опросник личностных качеств может использоваться, как дополнение к основным научным методикам по изучению личностных качеств человека.

https://elibrary.ru/download/elibrary_35534484_37472360.pdf

 



Просмотров: 515
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Модель профориентационной работы государственного учреждения образования Республики Беларусь
  • Психологический тренинг как средство повышения сплочённости коллектива организации
  • Расстройство приема пищи без дополнительного уточнения (РПП БДУ): анализ категории, исследования
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Шесть качеств уверенной в себе личности.
  • Система Качества Сиротского Учреждения
  • Изменение качеств личности | пошаговая технология
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Влияние музыкального образования на психическое развитие личности.
  • Простые техники для достижения спокойствия и избавления от негативных качеств личности
  • Методика «Метаморфозы» при исследовании личностных мотивов, потребностей, опасений у детей
  • Каковы качества успешного руководителя?
  • Возрастные особенности детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗа
  • Определение личностных затруднений родителей, воспитывающих детей с РАС
  • 8 качеств воспитанного человека
  • Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
  • Роль руководителя в формировании благоприятного СПК в коллективе
  • 6 качеств мачехи, которые влияют на отношения с ребенком мужа
  • Нейропсихологический метод исследования детей с ОНР
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Концепция воспитательной системы образовательного учреждения(на примере МБОУ СОШ № 51 г.Челябинска)
  • Секрет развития личности детей от 1 до 6 месяцев.
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Шесть качеств, которые стоит искать в партнере
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.3: Исследования]
  • Роль родителей в формировании личности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь