Концепция воспитательной системы образовательного учреждения(на примере МБОУ СОШ № 51 г.Челябинска)

За период определенного времени, школа претерпевала различные изменения, и в тот же период  ученики получали разносторонние знания, благодаря чему среди выпускников школы государственные служащие, ученые, военные, врачи и учителя. И не последнюю роль в том, что выпускники школы получают отличное образование и могут состояться как профессионалы, играет выбор концепции воспитания.

Данная концепция строится на основе концепций В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского, К. Д. Ушинского, И. П. Иванова. и развивается в соответствии с  законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, письмом Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава МБОУ СОШ № 51, Программой развития МБОУ СОШ № 51.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.

Это стало возможным прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и в государстве в целом, определились  цели воспитания и обучения как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.

Организация воспитательного процесса в ОУ закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.

Цель воспитательной системы – развитие  личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

– создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей;

– формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности;

– развитие системы самоуправления учащихся;

– создание условий для укрепление здоровья учащихся, профилактики  правонарушений.

Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная программа развития воспитания, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся. В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:

– программа «Одаренные дети»;

– программа воспитания здорового образа жизни;

– программа гражданского воспитания учащихся «Я – гражданин»;

– программа «Выбери жизнь!»;

– программа по профориентации учащихся;

– программа дополнительного образования;

– программа занятости несовершеннолетних;

– программа летней занятости учащихся «Лето».

Воспитательная система – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.

Для воспитательной системы характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.

К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, научно-исследовательскую, творческую и досуговую деятельность.

Следует отметить, что ученик имеет возможность обогатить и расширить свои знания через кружки, секции, факультативы, элективные курсы.

Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности.

Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и много аспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.

Первое осуществляется через моделирование, создание образа своей школы в сознании педагогов, родителей, учащихся. Через диагностику определения приоритетов ценностей субъектов воспитательной системы была создана модель выпускника.

Модель выпускника школы:

1.Нравственный потенциал: осмысление целей и смысла жизни, понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; готовность к профессиональному самоопределению и самореализации; активность в общешкольных и классных делах.

2.Познавательный потенциал: желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.

3.Коммуникативный потенциал: владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях.

4.Культурный потенциал: умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

5.Физический потенциал: стремление к физическому совершенствованию, умение подготовит и провести подвижные игры и спортивные соревнования.

Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: классы, кружки, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет.

Создание и развитие воспитательной системы школы происходит в несколько этапов.

1 Этап становления.

Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.

Задачи:

– выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами;

– введение инноваций в школьную жизнь;

– создание модели выпускника;

– формирование связей с внешней средой.

  Ожидаемый результат: цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

2 Этап – отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы.

Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

Задачи:

– утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы;

– развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные;

– развивать самоуправление;

– развивать взаимодействие школы с внешней средой;

– обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.

Ожидаемый результат: программа  развития воспитания как часть программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы. 

3 Этап – завершающий. Система окончательно сформирована.

Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Задачи:

– содружество детей и взрослых;

– реализация личностного подхода;

– развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве;

– многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.

Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.

4 этап – этап обновления и перестройки.

Цель: Рост социальных потребностей коллектива.

Задачи:

– введение инноваций, ведущих к изменениям системы;

– разнообразие содержания;

– усложнение организационных и управленческих процессов.

Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.

В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы: 


Критерии

Показатели

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

1. Освоение образовательной программы.

2. Развитие мышления.

3. Познавательная активность.

4. Сформированность учебной деятельности.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

1. Нравственная направленность личности.

2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

3. Знание этикета.

Сформированность физического потенциала личности

1. Состояние здоровья учащихся.

2. Развитость физических качеств личности.

Сформированность общешкольного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Развитость самоуправления.

3. Сформированность совместной деятельности.

Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе

1. Комфортность ребенка в школе.

2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе).


 Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Выпускник школы, выйдя из стен школы,  должен не только иметь знания по различным предметам, но и  минимум правовых, этических знаний, умений, не потеряться во взрослой жизни, приобрести навык общения, организаторские способности, найти свое место в условиях рынка,  экономики, познакомиться с азбукой бизнеса, уметь организовать свою семью, воспитать своих детей. 

Таким образом, на данном примере, была рассмотрена концепция воспитательной системы образовательного учреждения, позволяющая проводить общий и детальный анализ воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 51 .



Просмотров: 543
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ключевые ориентиры воспитательной модели родителей
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Влияние системы образования на ребенка
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • 3 базовых принципа моей системы воспитания
  • Программа МИРОТОК продолжение системы жизнеспособности Леонардо де Винчи
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Формирование морали Трезвости у детей – миссия школы
  • НЛП. Системы восприятия (репрезентативные системы)
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Введение.
  • План действий для выпускника школы: 4 обязательных шага.
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Методические рекомендации для учителей и воспитателей начальной школы по устранению упущений развития.
  • Психологическая подготовка выпускника школы к сдаче экзаменов.
  • Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в условиях современной школы
  • Ошибка школы или родителей?
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 2.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 5.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 4.
  • Супервизия, как инструмент системы обучения и развития персонала в организациях. Лекция.
  • Роль семейной системы в нарушении коммуникации у детей и подростков
  • Закон развития семейной системы. №1
  • Закон развития семейной системы. №2
  • Закон развития семейной системы. №3
  • Специфика общения с юношами и девушками выпускников закрытой школы для мальчиков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь