Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся

Ребенок, словно чистый лист бумаги,
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.

Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся


Для чего же нам предупреждать и решать школьные конфликты? Для того, чтобы избежать негативных последствий, в первую очередь для детей и тем самым формировать безопасное пространство для учащихся.

Как известно конфликт может решаться конструктивно (присутствует удовлетворённость сторон, принято решение о дальнейшем взаимодействии) и деструктивно

  • Какие же негативные последствия могут иметь деструктивные конфликты:
  • Отрицательные эмоциональные переживания (злость, раздражение, зависть, гнев, растерянность, чувство вины, чувство обиды, тревога, беспомощность), могут привести к различным заболеваниям.
  • Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
  • Ухудшение качества работы, учёбы,  уход от деятельности или низкая работоспособность.
  • Временные потери. На одну минуту конфликта приходится в среднем12 минут послеконфликтных переживаний.
  • Представление о победителях или побежденных как о врагах.
  • Переживание отчужденности, одиночества.
  • Переживание стресса и хронической усталости.

Всё это отрицательно влияет на образовательно-воспитательный процесс и создаёт для детей опасность нарушений физиологического, интеллектуального или личностного развития.

Если конфликт правильно разрешен, то за этим следуют:

  • облегчение;
  • открытость в отношениях, радость общения;
  • эффективность в работе, чувство успеха;
  • перемены, расширение возможностей;
  • рост положительных личных качеств;
  • крепкое здоровье.

И в этом заинтересованы как педагоги и учащиеся, так и их родители.

  • Разминка «Чистый лист»

Сядьте в парах с сидящим рядом. Возьмите за края чистый лист бумаги и попытайтесь за 1 минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее каждому из вас (нужен именно вам).

-- Это был пример простого конфликта.

  • Итак, что же такое конфликт. Конфли́кт (от лат.conflictus) отсутствие согласия, столкновение интересов, противостояние между двумя или более сторонами

Применим один из способов решения конфликта – компромисс. Разорвите, пожалуйста, лист пополам, чтобы у каждого в паре был свой лист.

Итак, там, где есть взаимодействие между людьми, бесконфликтных взаимоотношений не бывает. Образовательное пространство не исключение.

  • Что же такое педагогический конфликт?

Конфликты можно отнести к категории педагогических, когда они связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.

Педагогические конфликты могут возникать между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями, администрацией.

Сегодня мы частично затронем конфликты, касающиеся непосредственно педагога: учитель-ученик, учитель-родитель.

Почему именно эти конфликты? Потому что, профессиональная  позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности, у которого не достаточный жизненный опыт; ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики. 

  • Существуют следующие виды педагогических конфликтов:

Конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне школы.

Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или в плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой.

Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы.

Возникают в педагогической ситуации, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что он разбил яйцо.

Могут возникать так же, если ребёнок не осознаёт свой поступок, не принимает свою ответственность в силу личностной  незрелости.

Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

 Итак, что же делать учителю, чтобы конфликт был разрешён конструктивно? Расскажу небольшую притчу

  • Притча «Лабиринт»:
    Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал целый день и всю ночь, отчаялся и усталый заснул. Утром его учитель вывел из лабиринта. Они забрались на гору, на самую вершину. Оттуда лабиринт был виден как на ладони.
    -- Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты видишь выход из лабиринта?
    -- Это несложно! Нужно только присмотреться – ответил ученик.
    Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт, ни разу не заплутав.
    --Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов жизни: Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.-- сказал учитель, когда встретил ученика.

Как же учитель может действовать, чтобы разрешить конфликт с учеником?

  • Решение конфликта учителя с учеником
      Помнить, что выгоднее разрядить напряженную ситуацию, т.е. предупредить конфликт, чем потом его решать.
  • Определить для себя оптимальный способ урегулирования конфликта (конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество).
  • Придерживаться спокойного, доброжелательного, при этом уверенного тона в ответ на бурную реакцию ученика. Иначе, следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта.
  • Разобраться в ситуации, максимально её проанализировать. Дать ученику высказаться.
  • Нужно уметь слушать и слышать ребенка, понять мотивы его действий. Не все из них имеют негативную направленность.
  • Демонстрировать свою заинтересованность в положительном исходе для учащегося. Это для него будет означать, что у вас общие интересы.
  • Если необходимо ученика наказать, сделать это максимально корректно, не ставя «на вид», чтобы исключить унижение, изменение отношения к нему.
  • Обсуждать с учеником варианты выхода из сложившейся конфликтной ситуации. Определиться с наиболее подходящими из них обеим сторонам.

Чтобы эффективно реализовать данные рекомендации, важно сохранять непредвзятость к учащемуся. В этом нам поможет следующее упражнение.

  • Упражнение «Четыре квадрата»

Благодаря этому упражнению можно проанализировать личностные особенности своего собеседника, сделать шаг на пути форми­рования положительного отношения к другому.

 Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре ква­драта. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4.

  1. Теперь в квадрате 1 напишите пять качеств вашего ученика, которые вы считаете положительными. Мож­но назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умеет по-настоящему дружить», «всегда доводит начатое дело до конца».
  2. Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять качеств этого же ученика, которые вам не нравятся, которые вы считаете не­гативными.
  3. Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы мо­жете представить, как эти качества назвал бы человек, ко­торый очень любит этого ребёнка и которому в нём нравится все. Запи­шите переформулированные качества в квадрате 2.
  4. Теперь представьте, что этого же ребёнка кто-то очень не любит и поэто­му даже его положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квад­рате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения недоброжелателя этого ученика) и запишите в квадрате 4.
  5. А теперь прикройте ладонью квадраты 3 -4, и посмот­рите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный чело­век получился!
  6. Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и по­смотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким чело­веком никто не захочет общаться.
  7. А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали качества одного и того же ребёнка. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.
  8. Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем имя ученика.

 Помимо конфликтов с учениками, могут возникать напряжённые ситуации и с родителями детей. Такие конфликты, по большей части связаны с учащимися. Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.



  • Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
  • личная неприязнь

Какой бы не была причина конфликта, пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок. Поэтому  разрешать конфликтную ситуацию следует быстро.

Посмотрим краткое описание того, что может использовать учитель для решения конфликтов с родителями.

  • Решение конфликта учителя с родителями ученика.

Основная цель учителя в конфликтной ситуации с родителем трудного ребенка состоит в объединении усилий учителей и родителей в деле решения трудностей ученика.

  1. Дайте родителю выговориться на первой фазе разговора (примерно 10—15 минут), который в форме монолога будет высказывать либо свои претензии к школе и лично Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. Поддерживайте в это время в себе спокойный и охлажденный нейтралитет.

Слушая, отмечайте для себя моменты, которые стоит прояснить, какие вопросы стоит задать для уточнения ситуации и позиции родителя.  Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель, скорее всего, начнет «остывать», успокоится и будет больше готов к конструктивному разговору.

  • Понимайте переживания отца и матери своего ученика, чтобы избежать противостояния с родителями. Проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Можно озвучить состояние собеседника: «Я вижу, что Вы переживаете…, рассержены…, в растерянности…». Это покажет, что вы его понимаете.
  • Скажите коротко и о своих чувствах: «Меня беспокоит, что ребёнок… Я переживаю за его дальнейшее развитие, судьбу… Мне очень хотелось бы, чтобы у него в классе были хорошие отношения…»
  • Поддерживайте общение на равных позициях с родителями, т.к. объединение усилий педагога и членов семьи школьника возможно только при взаимном, уважительном признании ими позиционного равенства друг друга.
  • Подчеркивайте значимость родителя в воспитательном сотрудничестве. Скажите о том, что Вы без их участия и поддержки не сможете изменить ситуацию. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка.
  • Продемонстрируйте родителю свою лояльность по отношению к его ребенку, что Вы видите положительные стороны в его характере, симпатизируете ему. Хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом двоечнике
  • Избегайте во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию. Основная цель беседы учителя с родителями состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать, какой плохой у них ребенок, а чтобы организовать с ними совместную воспитательную деятельность.        
  • Обсуждайте  проблему,   а   не  личные   качества  ученика. Данное требование запрещает участникам беседы „переходить на личности". Сформулируйте педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведения ребенка и какие воспитательные мероприятия следует организовать, чтобы улучшить положение.
  • «Не верьте генетике». Каждый учитель, может рассказать немало случаев, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок и, наоборот, из «хорошей» - «плохой». Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
  • Ищите новые формы сотрудничества совместно с родителями. Покажите другие возможности участия родителей в реализации совместных воспитательных мероприятий. Выразите уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и школы, существующая воспитательная проблема успешно будет решена.

Чтобы эффективно реализовывать данные рекомендации, важно посмотреть на ситуацию глазами собеседника. В этом нам поможет следующее упражнение.

  • Упражнение «Поставь себя на место другого»

Вспомните конфликт с родителем ученика. А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте этого родителя.

Представили? Отметьте, какие чувства испытывает собеседник в этот момент, какие впечатления он получил от общения с Вами? Что бы он мог сказать о Вас в это время?

Теперь представьте себя в позиции наблюдателя (треугольник) и посмотрите на себя со стороны. Что бы вы посоветовали  себе со стороны, какие бы дали рекомендации по изменению поведения (может, быть более спокойным или проявлять внимание к собеседнику, уважение, общение на равных, заинтересованность в диалоге)

Теперь мысленно встаньте на своё место во взаимодействии с родителем и проиграйте ситуацию, уже изменив своё поведение

Что изменилось? Вы поняли, что прежде всего изменилась Ваша внутренняя позиция? Сейчас Вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному, уважительному, заинтересованному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой Вашей позиции, Вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.

 Итак, мы с вами применили два способа взглянуть на оппонента в конфликте по-другому. Это помогает найти конструктивный способ решения, который вы сможете эффективно применять в своей педагогической практике.

В завершение раздаются памятки, к которым прикреплены смайлики. На обратной стороне  смайлика пожелание. То, что мы получаем, обычно неслучайно.

Примеры пожеланий:

- Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным

- Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника

- В споре умей выслушивать собеседника до конца

- Уважай чувство других людей

- Любую проблему можно решить

- Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься

- Не сердись, улыбнись

- Начни свой день с улыбки

- Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего

- Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь

- Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия

- Всегда внимательно выслушай своего собеседника



Просмотров: 625
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Учитель, излечи ученика!
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Учитель и ученик. Чтобы научить или чтобы наказать?
  • Как слушать и что говорить, чтобы избежать конфликта и укрепить отношения?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Проблема: Влюбленность ученика в учителя.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что делать, чтобы остановить конфликты и борьбу в отношениях
  • Советы бывалого ученика или Как подготовить себя к экзаменам и ЕНТ
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Про школу | Как учителю поддержать ученика в “трудный период”
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь