|
Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихсяАвтор статьи: Герасимова Светлана Анатольевна
Ребенок, словно чистый лист бумаги,
Как известно конфликт может решаться конструктивно (присутствует удовлетворённость сторон, принято решение о дальнейшем взаимодействии) и деструктивно
Всё это отрицательно влияет на образовательно-воспитательный процесс и создаёт для детей опасность нарушений физиологического, интеллектуального или личностного развития. Если конфликт правильно разрешен, то за этим следуют:
И в этом заинтересованы как педагоги и учащиеся, так и их родители.
Сядьте в парах с сидящим рядом. Возьмите за края чистый лист бумаги и попытайтесь за 1 минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее каждому из вас (нужен именно вам). -- Это был пример простого конфликта.
Применим один из способов решения конфликта – компромисс. Разорвите, пожалуйста, лист пополам, чтобы у каждого в паре был свой лист. Итак, там, где есть взаимодействие между людьми, бесконфликтных взаимоотношений не бывает. Образовательное пространство не исключение.
Конфликты можно отнести к категории педагогических, когда они связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения. Педагогические конфликты могут возникать между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями, администрацией. Сегодня мы частично затронем конфликты, касающиеся непосредственно педагога: учитель-ученик, учитель-родитель. Почему именно эти конфликты? Потому что, профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности, у которого не достаточный жизненный опыт; ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.
Конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне школы. Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или в плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы. Возникают в педагогической ситуации, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что он разбил яйцо. Могут возникать так же, если ребёнок не осознаёт свой поступок, не принимает свою ответственность в силу личностной незрелости. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. Итак, что же делать учителю, чтобы конфликт был разрешён конструктивно? Расскажу небольшую притчу
Как же учитель может действовать, чтобы разрешить конфликт с учеником?
Чтобы эффективно реализовать данные рекомендации, важно сохранять непредвзятость к учащемуся. В этом нам поможет следующее упражнение.
Благодаря этому упражнению можно проанализировать личностные особенности своего собеседника, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к другому. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4.
Помимо конфликтов с учениками, могут возникать напряжённые ситуации и с родителями детей. Такие конфликты, по большей части связаны с учащимися. Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
Какой бы не была причина конфликта, пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок. Поэтому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. Посмотрим краткое описание того, что может использовать учитель для решения конфликтов с родителями.
Основная цель учителя в конфликтной ситуации с родителем трудного ребенка состоит в объединении усилий учителей и родителей в деле решения трудностей ученика.
Слушая, отмечайте для себя моменты, которые стоит прояснить, какие вопросы стоит задать для уточнения ситуации и позиции родителя. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель, скорее всего, начнет «остывать», успокоится и будет больше готов к конструктивному разговору.
Чтобы эффективно реализовывать данные рекомендации, важно посмотреть на ситуацию глазами собеседника. В этом нам поможет следующее упражнение.
Вспомните конфликт с родителем ученика. А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте этого родителя. Представили? Отметьте, какие чувства испытывает собеседник в этот момент, какие впечатления он получил от общения с Вами? Что бы он мог сказать о Вас в это время? Теперь представьте себя в позиции наблюдателя (треугольник) и посмотрите на себя со стороны. Что бы вы посоветовали себе со стороны, какие бы дали рекомендации по изменению поведения (может, быть более спокойным или проявлять внимание к собеседнику, уважение, общение на равных, заинтересованность в диалоге) Теперь мысленно встаньте на своё место во взаимодействии с родителем и проиграйте ситуацию, уже изменив своё поведение Что изменилось? Вы поняли, что прежде всего изменилась Ваша внутренняя позиция? Сейчас Вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному, уважительному, заинтересованному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой Вашей позиции, Вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу. Итак, мы с вами применили два способа взглянуть на оппонента в конфликте по-другому. Это помогает найти конструктивный способ решения, который вы сможете эффективно применять в своей педагогической практике. В завершение раздаются памятки, к которым прикреплены смайлики. На обратной стороне смайлика пожелание. То, что мы получаем, обычно неслучайно. Примеры пожеланий: - Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным - Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника - В споре умей выслушивать собеседника до конца - Уважай чувство других людей - Любую проблему можно решить - Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься - Не сердись, улыбнись - Начни свой день с улыбки - Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего - Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь - Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия - Всегда внимательно выслушай своего собеседника Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|