|
Проблема: Влюбленность ученика в учителя.Автор статьи: Удальчикова Евгения Аркадиевна
Тема влюбленности носит личный характер, педагогу бывает сложно справиться с ситуацией в одиночку. Давайте разбираться в этой непростой теме вместе. Почему ученики влюбляются в учителей? Истоки этого чувства лежат в детстве ребенка. Человек из прошлого, вероятнее всего – родитель давал или наоборот не давал ребенку заботу, уход, внимание. В результате у ребенка сформировался комплекс противоречивых и сильных чувств. Ребенок готов «добрать» внимание, заботу и теплоту у другого нового человека, который кажется ему добрым и хорошим. Этот процесс переноса былых чувств к родителю на учителя контролировать невозможно, любая мелочь может его спровоцировать. Перенос находиться во власти подсознания, поэтому неуправляем. Влюбленность в педагога глазами учащегося Влюбленность в педагога оставляет след в памяти ребенка. Если она проходит благополучно — педагог находит уважительный, и безопасный способ обойтись с чувствами ребенка — в опыте остаются важные «дары». Первый и самый очевидный «дар» связан с любовью к предмету. Интерес к предмету зачастую служит основой для выбора будущей профессии. А также любовь к учителю может проявляться в активности ребенка на уроках, особом рвении получить внимание и оценку. Чувства естественным образом переносятся на предмет, он становится интересным, захватывающим, любимым. «Мне было 13 лет, а учительнице по химии 23 года. Она пришла к нам сразу после института. Я училась в 7-м классе. Мы очень сблизились. Я думаю, что весь наш класс был в нее влюблен. Я оставалась после уроков в кабинете химии, мы ставили опыты, много разговаривали, решали задачи… Химия стала моим любимым предметом» Представленные фрагмент — это моё воспоминание о том, как я переживала свою влюбленность в учителя. Как можно заметить, эти чувства не ограничены полом и могут развиваться и к учительнице, и к учителю. Нет никакой разницы в том, как формируется перенос, если его источник — это переживания и чувства к родителям. Кроме интереса к предмету, у ребенка остаются воспоминания о том, как взрослый обошелся с его чувствами. Если педагог отнесся к чувствам ученика уважительно и задался целью выстроить на их основе доверительный контакт, то человек несет этот опыт в себе всю жизнь, опирается на него. Его «дары» — самоуважение, готовность аккуратно и бережно обходиться со своими и чужими чувствами, уважение личных границ, чувство собственного достоинства, переживание ценности человеческого контакта. Воспоминания о влюбленности в учителя становятся неким «депо смысла» в нашей взрослой жизни — обращаясь к нему, человек снова и снова вспоминает о том, что ему было важно и ценно. Если же педагог обошелся с чувствами учащегося неуважительно, бестактно, грубо, последний остается травмированным. Отвержение и унижение со стороны того, кому он доверял, к кому был привязан и кем восхищался, глубоко ранит. На фоне эмоциональной нестабильности она может привести к тяжелым последствиям: суицидальным мыслям, подавленности, отказе посещать школу, невыносимости контакта с учителем или, наоборот, мощного стремления заслужить его симпатию и внимание с неразборчивостью к средствам достижения этой цели. Чаще всего влюбленность в учителя развивается в подростковом возрасте. Что происходит с подростком, если учитель не справляется с задачей удержать границы и сам «проваливается» во влюбленность? В таком случае учитель позволяет втянуть себя в отношения, к которым ребенок еще не готов, а потом отталкивает его. Если для учителя эта ситуация — сложная и запутанная, то для ребенка она может быть катастрофической. Там, где «работает» перенос и живут ожидание, надежда на заботу, принятие, бережность, тепло, ребенок сталкивается с непоследовательностью — «Я влюбилась и мне ответили, а потом очень резко все прекратили, ничего не объяснив». Ответив на чувства ученика, учитель берет на себя огромную ответственность, поскольку из этой пары только он отдает себе отчет в том, что происходит, а ребенок ослеплен чувствами и не может дать адекватной оценки происходящему. Для подростка происходит что-то прекрасное и грандиозное, и он не может прогнозировать развитие ситуации. Когда учитель резко обрывает связь, подросток остается в ситуации отверженности самым главным человеком текущего момента и зачастую даже не может обратиться за помощью и поддержкой к близким, поскольку должен хранить эту историю в тайне. Подобный опыт запечатлевается и накладывает свой отпечаток на последующие отношения. Став взрослым, он пытается повторить ситуацию в новом контексте и добиться в ней признания и принятия — например, влюбляется в своего начальника. В завершении хочется сказать, что не нужно пугаться и бить тревогу, если ваш ученик влюблен в вас. Постарайтесь проявить уважение к чувствам ребенка, и его влюбленность в вас перейдет в любовь к вашему предмету. Эту и другие мои статьи можно прочитать в Газете педагогов https://gazeta-pedagogov.ru/problema-vlyublennost-uchenika-v-uchitelya/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|