Формирование морали Трезвости у детей – миссия школы

Формирование морали Трезвости у детей  миссия школы

Аннотация: В данной работе представлены результаты анализа ситуации в школах и дано обоснование необходимости информационно-психологической защиты детей от программирования на самоотравление интоксикантами. Описаны методы и результаты формирования трезвого мировоззрения.  

Ключевые слова: Трезвость, социальное программирование, информационно-психологическая защита, социальный заказ, школа.

Abstract: In this paper the school situation analysis results are presented and the necessity of children’s informational-psychological protection from self-poisoning by toxicants is explained. The methods of sober morality formation are described.

Keywords: Sobriety, social engineering, informational-psychological protection, social request.

В данной работе используется понятие психологической устойчивости, под которым понимается наличие следующих качеств:

  1. Коммуникативность – способность результативно взаимодействовать с окружающим миром.

  2. Позитивный настрой к жизни – устойчивую позицию любви к жизни.

  3. Патриотизм – любовь к родному дому, родному поселению, родной республике и родной стране, способность взять на себя ответственность за Родину.

  4. Социальная активность – как способность отстоять свои права и принимать активное участие в жизни страны, республики, родного края.

  5. Информированность. Именно такая, которая позволит выпускнику различать правду и ложь, добро и зло; которая способна развиться при наличии критического мышления, при способности анализировать полученную информацию.

  6. Нравственность – как совокупность оценок происходящих событий, способная защитить личность от разрушительного влияния. За основу формирования нравственности мы берём воспитание способности к различению, например, таких категорий, как добро и зло, правда и ложь.

  7. Трезвость – естественное, данное от рождения, творческое состояние человека, семьи, общества в целом. Которая необходима, как фундамент, т. к. все остальные качества без Трезвости не способны развиться в полной мере, вследствие заниженной способности мыслить на высоких абстрактно-логических уровнях [1]. В свою очередь только наличие морали Трезвости, способно сберечь ребёнка трезвым и в дальнейшей, взрослой жизни.

  8. Мораль Трезвости – одна из базовых компетентностей человека. Это знания, обычаи, правила, законы, писанные и неписанные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить своё естественное состояние Трезвости навсегда, а также утвердить (вернуть) Трезвость, если она утрачена.

Для сохранения Трезвости у детей и формирования морали Трезвости, необходимой мерой является комплексное воздействие по информированию всех участников воспитательного процесса о причинах самоотравления людей интоксикантами. В данном вопросе особенно остро стоит тема информационного воздействия на детей не столько через СМИ и внешние по отношению к семье источники, сколько в первую очередь через родителей и школу. Именно в семье и из семейных традиций формируются его будущие привычки, которые, в свою очередь, он передаст своим детям и из которых те впоследствии сформируют свои семейные традиции. В то же время именно школьный учитель чаще всего становится первым наибольшим авторитетом, после родителей, для малыша, пришедшего в школу.

Всякий раз, когда разговор заходит об образовании, мы вспоминаем три его кита: обучение, воспитание, развитие. Необходимо заострить внимание на воспитании – среде, в которой растёт человек. Это подчеркивается и в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ (от 12 декабря 2012 г.): «Школа не просто передает набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно. Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и в первую очередь она должна быть современной»[2].

Как бы мы не старались обучать ребенка, если среда внутри школы не соответствует необходимым требованиям – время тратится зря. А формирование морали Трезвости как раз и является той опорой, которая позволит создавать среду для обучения детей.

На данном этапе, Федеральная программа «Развитие воспитательной компоненты в образовательных учреждениях» (письмо Министерства Образования РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09)[3] чётко определяет наличие социального и государственногозаказа по формированию у детей некоторых ценностей при помощи воспитания в следующих направлениях:

  • гражданско-патриотическое;

  • нравственное и духовное воспитание;

  • воспитание положительного отношения к труду;

  • интеллектуальное воспитание;

  • здоровьесберегающее воспитание;

  • социокультурное и медиакультурное воспитание;

  • культуротворческое и эстетическое воспитание;

  • правовое воспитание и культура безопасности;

  • воспитание семейных ценностей;

  • формирование коммуникативной культуры;

  • экологическое воспитание.

Наряду с воспитанием в вышеуказанных направлениях важнейшей составляющей социального заказа является воспитание Трезвого мировоззрения у детей. Исходя из этого, видится необходимость создания такой программы для работы со школьниками, которая дала бы обществу желаемый эффект.

Согласно «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» [4]: «Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков», поэтому «необходимо разработать нормативную правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп населения (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и руководящие работники)». Среди целей Концепции: «привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни».

К мерам по реализации государственной политики относятся среди прочих:

  • «разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп»;

  • «пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи»;

  • «укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции».

Данные меры входят в комплексный подход при проведении уроков Трезвости.

В условиях современного общества при постоянной борьбе с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией и асоциальным поведением, и существующей форме профилактики, ситуация в корне не меняется. Это дает основания заявить о недостаточной эффективности такой формы работы. Запугивание детей, запреты, как и полное замалчивание, привлекают внимание к отравляющим веществам и отклоняющемуся поведению. Всё это заставляет по-новому смотреть на предупреждение самоотравления интоксикантами.

В соответствии с задачей поставленной государством перед образованием в рамках социального образовательного заказа на сегодня только при наличии в обществе Трезвости возможно реализовать этот заказ. А при наличии морали Трезвости у ребёнка повышается его интеллектуальный потенциал и вероятность его самостоятельного развития и обучения. Главная задача воспитания – готовить ребёнка к будущей жизни. Когда его нравственность достигнет достаточного уровня, можно с уверенностью заявить: он самостоятельно выучит урок, подготовится к контрольной, сдаст экзамен.

Сегодня каждое учебное заведение поставлено перед необходимостью самостоятельно строить свою образовательную систему на основе выявления социального запроса в образовании.

Исходя из вышесказанного, социальным образовательным запросом от президента до родителей, можно выделить следующее направление. Школа должна готовить психологически устойчивого гражданина, готового вступить в новую жизнь. Соответственно, основными задачами, для достижения поставленных целей являются:

  • Создание в школе Территории Трезвости.

Согласно «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», согласно социальному заказу, в каждой школе, безусловно, должна быть территория Трезвости. И утвердить таковую возможно только открыто заявляя о необходимости этого шага. Территория Трезвости – это такая территория, где не только отсутствуют алкогольные табачные яды и другие интоксиканты, но и отсутствует вероятность программирования детей на самоотравление, где имеет место воспитание и пропаганда трезвого образа жизни.

  • Обучение детей, родителей и учителей теории Трезвости.

На заседаниях клубов для детей и родителей, на родительских собраниях и собраниях родительских комитетов есть возможность определить способы взаимодействия в создании трезвого будущего для каждого ребёнка. В течение учебного года следует проводить уроки Трезвости для учащихся 3-11 классов, и игровые занятия по формированию морали Трезвости для 1-2 классов, так как именно уроки Трезвости дают опору для развития всех тех качеств, на которые ориентирует Федеральная программа «Развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях». После проведения уроков Трезвости 97% старшеклассников хотят жить в Трезвости и хотят, чтобы в России утверждалась и сохранялась Трезвость [5].

  • Привлечение родителей к участию в жизни детей.

На заседаниях клубов для детей и родителей возможно повысить их психологическую компетентность и компетентность в вопросах формирования трезвых убеждений у детей. Через клубы, родительские собрания, индивидуальные консультации возможно выяснить потребности и проблемы тех и других в отношениях между собой и наладить взаимодействие родителей с детьми.

  • Проведение внеурочной работы и работы в рамках классных часов и двадцатиминуток с детьми, на темы: Трезвость, здоровье, нравственность, патриотизм.

В течение года в школе можно проводить двадцатиминутные беседы по соответствующим темам перед уроками. Это может делать каждый обученный классный руководитель.

  • Интеграция информации, ориентированной на воспитание Трезвости, в школьные предметы. Это позволит с новой точки зрения посмотреть на школьный урок в русле информационного воздействия на детей.

Таким образом, мы имеем основания предполагать следующие результаты:

    1. Внедрение системы обучения морали Трезвости создаст благоприятные условия для развития учащихся, что повлечёт за собой как развитие личности, так и устойчивое развитие в будущем навыков умений и компетенций, необходимых гражданину РФ.

    2. Комплексный характер системы обучения теории Трезвости создаст условия как для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника, так и для полноценного развития всех участников учебно-воспитательной работы в сфере Трезвости.

    3. Гуманистический смысл теории Трезвости состоит в том, что она не просто предполагает деятельность всех участников процесса, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей и стабильной личности.

    4. Так же итогом работы с детьми станет психологически устойчивая, социально активная личность на выходе из образовательного учреждения.

Библиографический список:

1. Попов Л.Е. Пить или жить - вот в чём вопрос. (Научные основы трезвого образа жизни) / Л.Е. Попов. – Томск: Ротапринт ТГУ, 1986. – 43 с.

2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/.

3. Развитие воспитательной компоненты в образовательных учреждениях / письмо Министерства Образования РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 №2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96236 (дата обращения: 02.09.2014).

5. Загумённый В.А. Методика и результаты анкетирования школьников на уроках Трезвости / В.А. Загумённый // материалы XI научно-практической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 48-57.

Сведения об авторе: Петрова Екатерина Петровна, психолог, член Чувашской республиканской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Чувашия», [email protected], тел. +7-987-126-9778.

Author: Petrova Yekaterina Petrovna, psychologist, member of Chuvashia Republic public organization of promoting and preserving Sobriety “Trezvaya Chuvashiya”, [email protected], tel. +7-987-126-9778.



Просмотров: 491
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 55 ЛЕТ ТРЕЗВОСТИ - Возможно ли это? Да, возможно! А как - прочтите ниже; в группе Начало такое бывает
  • Сквернословие, нецензурная лексика разрушительны для моей трезвости.
  • Маршрутный алгоритм, для поддержания трезвости и личностного роста.
  • Основные правила финансовой трезвости
  • Проблема трезвости
  • Допиться до трезвости
  • Что мешает трезвости или анозогнозия
  • Как "Самому" бросить наркотики или через тернии к трезвости.
  • Мотивация зависимого к трезвости
  • Путь, ведущий к трезвости!
  • Об эмпатии и беспристрастности (трезвости)
  • День трезвости. Фото и видео.
  • 11 сентября. Всероссийский день трезвости.
  • Говорим о трезвости и мотивации воздержания от алкоголя
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Принципы здоровой жизни для родителей и детей
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Воспитание детей – ответственная задача родителей
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Вырастай добрым! Польза семейных ценностей в воспитании морали и нравственности детей
  • Об ответственности родителей за воспитание детей
  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей
  • Сексуальное воспитание детей. Зачем, Когда , Как и Кто должен рассказывать ребёнку про “это»?
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Судебная психологическая экспертиза детей при разводе. Информация для родителей
  • Моя жизнь, как она есть. Часть 2. Воспитание детей.
  • Половое воспитание детей как школьный предмет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь