|
Формирование морали Трезвости у детей – миссия школыАвтор статьи: Петрова Екатерина Петровна
Аннотация: В данной работе представлены результаты анализа ситуации в школах и дано обоснование необходимости информационно-психологической защиты детей от программирования на самоотравление интоксикантами. Описаны методы и результаты формирования трезвого мировоззрения. Ключевые слова: Трезвость, социальное программирование, информационно-психологическая защита, социальный заказ, школа. Abstract: In this paper the school situation analysis results are presented and the necessity of children’s informational-psychological protection from self-poisoning by toxicants is explained. The methods of sober morality formation are described. Keywords: Sobriety, social engineering, informational-psychological protection, social request. В данной работе используется понятие психологической устойчивости, под которым понимается наличие следующих качеств:
Для сохранения Трезвости у детей и формирования морали Трезвости, необходимой мерой является комплексное воздействие по информированию всех участников воспитательного процесса о причинах самоотравления людей интоксикантами. В данном вопросе особенно остро стоит тема информационного воздействия на детей не столько через СМИ и внешние по отношению к семье источники, сколько в первую очередь через родителей и школу. Именно в семье и из семейных традиций формируются его будущие привычки, которые, в свою очередь, он передаст своим детям и из которых те впоследствии сформируют свои семейные традиции. В то же время именно школьный учитель чаще всего становится первым наибольшим авторитетом, после родителей, для малыша, пришедшего в школу. Всякий раз, когда разговор заходит об образовании, мы вспоминаем три его кита: обучение, воспитание, развитие. Необходимо заострить внимание на воспитании – среде, в которой растёт человек. Это подчеркивается и в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ (от 12 декабря 2012 г.): «Школа не просто передает набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно. Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и в первую очередь она должна быть современной»[2]. Как бы мы не старались обучать ребенка, если среда внутри школы не соответствует необходимым требованиям – время тратится зря. А формирование морали Трезвости как раз и является той опорой, которая позволит создавать среду для обучения детей. На данном этапе, Федеральная программа «Развитие воспитательной компоненты в образовательных учреждениях» (письмо Министерства Образования РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09)[3] чётко определяет наличие социального и государственногозаказа по формированию у детей некоторых ценностей при помощи воспитания в следующих направлениях:
Наряду с воспитанием в вышеуказанных направлениях важнейшей составляющей социального заказа является воспитание Трезвого мировоззрения у детей. Исходя из этого, видится необходимость создания такой программы для работы со школьниками, которая дала бы обществу желаемый эффект. Согласно «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» [4]: «Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков», поэтому «необходимо разработать нормативную правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп населения (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и руководящие работники)». Среди целей Концепции: «привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни». К мерам по реализации государственной политики относятся среди прочих:
Данные меры входят в комплексный подход при проведении уроков Трезвости. В условиях современного общества при постоянной борьбе с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией и асоциальным поведением, и существующей форме профилактики, ситуация в корне не меняется. Это дает основания заявить о недостаточной эффективности такой формы работы. Запугивание детей, запреты, как и полное замалчивание, привлекают внимание к отравляющим веществам и отклоняющемуся поведению. Всё это заставляет по-новому смотреть на предупреждение самоотравления интоксикантами. В соответствии с задачей поставленной государством перед образованием в рамках социального образовательного заказа на сегодня только при наличии в обществе Трезвости возможно реализовать этот заказ. А при наличии морали Трезвости у ребёнка повышается его интеллектуальный потенциал и вероятность его самостоятельного развития и обучения. Главная задача воспитания – готовить ребёнка к будущей жизни. Когда его нравственность достигнет достаточного уровня, можно с уверенностью заявить: он самостоятельно выучит урок, подготовится к контрольной, сдаст экзамен. Сегодня каждое учебное заведение поставлено перед необходимостью самостоятельно строить свою образовательную систему на основе выявления социального запроса в образовании. Исходя из вышесказанного, социальным образовательным запросом от президента до родителей, можно выделить следующее направление. Школа должна готовить психологически устойчивого гражданина, готового вступить в новую жизнь. Соответственно, основными задачами, для достижения поставленных целей являются:
Согласно «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», согласно социальному заказу, в каждой школе, безусловно, должна быть территория Трезвости. И утвердить таковую возможно только открыто заявляя о необходимости этого шага. Территория Трезвости – это такая территория, где не только отсутствуют алкогольные табачные яды и другие интоксиканты, но и отсутствует вероятность программирования детей на самоотравление, где имеет место воспитание и пропаганда трезвого образа жизни.
На заседаниях клубов для детей и родителей, на родительских собраниях и собраниях родительских комитетов есть возможность определить способы взаимодействия в создании трезвого будущего для каждого ребёнка. В течение учебного года следует проводить уроки Трезвости для учащихся 3-11 классов, и игровые занятия по формированию морали Трезвости для 1-2 классов, так как именно уроки Трезвости дают опору для развития всех тех качеств, на которые ориентирует Федеральная программа «Развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях». После проведения уроков Трезвости 97% старшеклассников хотят жить в Трезвости и хотят, чтобы в России утверждалась и сохранялась Трезвость [5].
На заседаниях клубов для детей и родителей возможно повысить их психологическую компетентность и компетентность в вопросах формирования трезвых убеждений у детей. Через клубы, родительские собрания, индивидуальные консультации возможно выяснить потребности и проблемы тех и других в отношениях между собой и наладить взаимодействие родителей с детьми.
В течение года в школе можно проводить двадцатиминутные беседы по соответствующим темам перед уроками. Это может делать каждый обученный классный руководитель.
Таким образом, мы имеем основания предполагать следующие результаты:
Библиографический список: 1. Попов Л.Е. Пить или жить - вот в чём вопрос. (Научные основы трезвого образа жизни) / Л.Е. Попов. – Томск: Ротапринт ТГУ, 1986. – 43 с. 2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/. 3. Развитие воспитательной компоненты в образовательных учреждениях / письмо Министерства Образования РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09. 4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 №2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96236 (дата обращения: 02.09.2014). 5. Загумённый В.А. Методика и результаты анкетирования школьников на уроках Трезвости / В.А. Загумённый // материалы XI научно-практической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 48-57. Сведения об авторе: Петрова Екатерина Петровна, психолог, член Чувашской республиканской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Чувашия», [email protected], тел. +7-987-126-9778. Author: Petrova Yekaterina Petrovna, psychologist, member of Chuvashia Republic public organization of promoting and preserving Sobriety “Trezvaya Chuvashiya”, [email protected], tel. +7-987-126-9778. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|