Вырастай добрым! Польза семейных ценностей в воспитании морали и нравственности детей

Автор статьи: Павел Масычев
Вырастай добрым Польза семейных ценностей в воспитании морали и нравственности детей

Вы узнали, что станете родителями! Вместе с радостью и счастливым ожиданием приходят такие вещи, как тревога неизведанности, принятие ответственности за ребёнка во всех смыслах, необходимость осваивать новые для себя социальные роли папы и мамы. Каким будет Ваш ребёнок? Каким он вырастет? Что будет определять его характер, ценности, взгляды, отношение к миру и людям? - вот неполный перечень вопросов, которые роем роятся в голове новоиспеченных родителей. Некоторое время назад ВЦИОМ проводил всероссийский опрос общественного мнения, и вот какой вопрос был задан: «Вот список качеств, которые многие родители хотели бы воспитать в своих детях. Назовите три из них, которые кажутся вам самыми важными». Результат опроса был таковым: 

Не важно, на самом деле, как распределились проценты, важно то, что родители всегда будут иметь определенные ожидания. Для отца и матери всегда будут важны определенные ценности, и, хотят они того или нет, стихийно они как-то сформируют отношение ребенка к миру. Ребёнок растёт и начинает активно действовать в мире, в обществе. В какой-то момент у него появляются вопросы: Что такое хорошо? Что такое плохо? В чём добро и зло? Как правильно и неправильно? И, самое главное – почему? Когда подыскиваете, что бы сказать, знайте – в момент вашего ответа и происходит формирование ценностей. Проблема в том, что культурное и этическое часто выпадает из системы воспитания. Большинство родителей либо не делают этого вообще, либо не делают это мозаично и бессистемно.

Задумайтесь: Как Вы объясните вашему ребенку, кто он? Как Вы донесете до него ценности Вашей семьи, её культуру? А сами вы их знаете?

Какую же роль выполняет семья в воспитании ребенка? Для чего она нужна как таковая? На мой взгляд, на этот вопрос кратко и ясно удалось ответить Б.М. Бим-Баду и С.Н. Гаврову: «Социальная значимость семьи несомненна, поскольку преимущественно в её рамках происходит процесс воспроизводства человека, воспитание детей, их социализация и инкультурация, восприятие основ социокультурной традиции, адаптация к локальному (этническому) и национальному сообществу»[1]. Английский социолог Ч. Кули определяет семью как первичную социальную группу: «группу, характеризующуюся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Она (группа) первична из-за того, что является фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида»[2]. Функции семьи в глобальном осмыслении заключаются в создании условий для формирования личности как социального свойства и в дальнейшей её социализации:

  • репродуктивная функция - воспроизведение человека и продолжение вида;
  • воспитание детей как этико-педагогическая функция;
  • передача знаний и умений как педагогическая функция;
  • социализация – интеграция в структуру общества, адаптация в прочих социальных институтах;
  • инкультурация – помощь в осмыслении и освоении культурно-исторического наследия общества, традиций, смыслов;
  • формирование личности и Я-концепции;
  • поддержка в самоидентификации (этнической, религиозной, морально-нравственной, профессиональной, гендерной и т.д.);
  • первичная рефлексия личности как активного субъекта общества.

Каждая из этих функций достойна отдельного времени и отдельного разговора. Я же сейчас остановлюсь на том моменте, что никакая из вышеописанных функций не должна оставаться без внимания. Причина этому – тесные их взаимосвязи, а также множество межгрупповых связей семьи и общества. В том числе, семья определяет и само развития высших психических функций, складывающихся под влиянием культурно-исторической ситуации.

Детство, в котором закладываются все психические функции – явление в первую очередь историческое: его содержание и период, который оно длится, обусловлен историческим промежутком - чем раньше общество, тем короче детство. Дело, прежде всего, в том, что более поздние периоды содержат большее количество деятельностей, которые необходимо освоить в период формирования и социализации личности.     

Итак, социализация и инкультурация личности определяются воспитанием, обучением ребенка смысловым значениям культурных традиций, которые, кроме всего прочего, участвуют в самоидентификации ребенка, формировании Я. На центральное ядро личности влияет также ценностная система, заложенная родителями, историческое прошлое семьи (история рода), социокультурное пространство. В историческом прошлом рода часто находятся примеры для подражания, славные дела предков, дедов, прадедов, их профессии, судьбы. Осознанность истории рода – уже большой шаг к управлению собой, пониманию границ себя и структуры своего внутреннего мира. Такая саморегуляция – необходимое условие психологического здоровья и гармоничной жизни.

Каким же образом объяснить ребенку ценности семьи? Для этого нужно выполнить несколько шагов.

  1. Для начала требуется знать и понимать ценности семьи. Если Вы их знаете, хорошо. Нет – нужно вычленить.
  2. Подумайте, как выражались эти ценности в истории вашего рода в опыте предыдущих поколений.
  3. Объясните эти ценности ребёнку, расскажите, почему именно они скрепляют Вашу семью.

Интереснее всего и наиболее доходчиво объяснение для ребёнка – когда семейные ценности заключены в символ (знак по Л.С. Выготскому). Символ представляет собой социально-культурный инструмент, при помощи которого человек осуществляет познание мира, социализируется в нём. Например, живопись имеет символическую систему, так как она отражает видение мира (пример – наскальный рисунок). Символом (знаком) являются также жесты, слова, ноты, рисунки. Л.С. Выготский писал, что чем мощнее развитие знаков в поколениях, тем более развита высшая психическая функция. Иными словами, качество и количество знаков обусловливает индивидуальное развитие личности.

Семейный герб - отличный вариант символьно-знакового изображения культуры семьи.

Изначально дети начинают осваивать символы, которые выражены рисунком, таким образом, ребёнок как бы принимает во внутренний план весь опыт поколений, и родитель здесь выступает посредником, проводником. Символы приобретаются детьми в общении с взрослыми: знак появляется сначала во внешнем плане, а затем переходит во внутренний план сознания. Ребёнок усваивает символы и начинает применять их для управления своей внутренней психической жизнью, благодаря чему формируется устойчивая, самостоятельная позиция, устанавливается самоидентичность. Иными словами, интериоризация символов (перевод из внешнего плана во внутренний) является механизмом, формирующим психику человека.

Конечно же, объяснить ребенку всю систему принципов – необходимое, но недостаточное условие успешной социализации. Кроме этого, родители сами своим поведением, как минимум, не должны противоречить заявленным ценностям; в идеале – они сами должны быть олицетворением семейных ценностей. Для этого, конечно же, нужно работать над собой, своим психологическим здоровьем, развиваться и быть чутким. Таким образом, роль семейных ценностей в воспитании ребёнка очень значима, особенно для интеграции в культуру, социализации и, соответственно, развития личности, собственного Я малыша. Кроме того, нельзя пренебрегать значением символа в развитии таких психических функций, как память, речь, мышление, восприятие.


[1] Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография. М.: Интеллектуальная книга,  2010 г., С. 27.



[2] Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. С. 328–333





Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Формула процветания личности, семьи и общества. Часть 2
  • Формула процветания личности, семьи и общества. Часть 3
  • Формула процветания личности, семьи и общества. Часть 1
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • Вечные ценности и дети... Воскрешение архетипа семьи
  • Ценности семьи муми-троллей
  • Духовные ценности современной молодой семьи
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • О собственной ценности и значимости и о формировании личности в младенчестве
  • Истерический тип личности. Часть 2.3. Истерогенные семьи: воспитание сына.
  • Часть 2.2. Истерический тип личности. Истерогенные семьи: воспитание дочери.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Фундамент личности. Ваши ценности - как осознать?
  • Будущее общества зависит от семьи и детей
  • Давайте работать на качество устройства детей в семьи, а не на количество
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Роль отца в формировании личности ребенка
  • Роль родителей в формировании личности детей
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Ребёнок болеет. Роль семьи, роль питания.
  • Семья для человека или человек для семьи?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь