|
Вырастай добрым! Польза семейных ценностей в воспитании морали и нравственности детейАвтор статьи: Павел Масычев
Вы узнали, что станете родителями! Вместе с радостью и счастливым ожиданием приходят такие вещи, как тревога неизведанности, принятие ответственности за ребёнка во всех смыслах, необходимость осваивать новые для себя социальные роли папы и мамы. Каким будет Ваш ребёнок? Каким он вырастет? Что будет определять его характер, ценности, взгляды, отношение к миру и людям? - вот неполный перечень вопросов, которые роем роятся в голове новоиспеченных родителей. Некоторое время назад ВЦИОМ проводил всероссийский опрос общественного мнения, и вот какой вопрос был задан: «Вот список качеств, которые многие родители хотели бы воспитать в своих детях. Назовите три из них, которые кажутся вам самыми важными». Результат опроса был таковым: Не важно, на самом деле, как распределились проценты, важно то, что родители всегда будут иметь определенные ожидания. Для отца и матери всегда будут важны определенные ценности, и, хотят они того или нет, стихийно они как-то сформируют отношение ребенка к миру. Ребёнок растёт и начинает активно действовать в мире, в обществе. В какой-то момент у него появляются вопросы: Что такое хорошо? Что такое плохо? В чём добро и зло? Как правильно и неправильно? И, самое главное – почему? Когда подыскиваете, что бы сказать, знайте – в момент вашего ответа и происходит формирование ценностей. Проблема в том, что культурное и этическое часто выпадает из системы воспитания. Большинство родителей либо не делают этого вообще, либо не делают это мозаично и бессистемно. Задумайтесь: Как Вы объясните вашему ребенку, кто он? Как Вы донесете до него ценности Вашей семьи, её культуру? А сами вы их знаете? Какую же роль выполняет семья в воспитании ребенка? Для чего она нужна как таковая? На мой взгляд, на этот вопрос кратко и ясно удалось ответить Б.М. Бим-Баду и С.Н. Гаврову: «Социальная значимость семьи несомненна, поскольку преимущественно в её рамках происходит процесс воспроизводства человека, воспитание детей, их социализация и инкультурация, восприятие основ социокультурной традиции, адаптация к локальному (этническому) и национальному сообществу»[1]. Английский социолог Ч. Кули определяет семью как первичную социальную группу: «группу, характеризующуюся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Она (группа) первична из-за того, что является фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида»[2]. Функции семьи в глобальном осмыслении заключаются в создании условий для формирования личности как социального свойства и в дальнейшей её социализации:
Каждая из этих функций достойна отдельного времени и отдельного разговора. Я же сейчас остановлюсь на том моменте, что никакая из вышеописанных функций не должна оставаться без внимания. Причина этому – тесные их взаимосвязи, а также множество межгрупповых связей семьи и общества. В том числе, семья определяет и само развития высших психических функций, складывающихся под влиянием культурно-исторической ситуации. Детство, в котором закладываются все психические функции – явление в первую очередь историческое: его содержание и период, который оно длится, обусловлен историческим промежутком - чем раньше общество, тем короче детство. Дело, прежде всего, в том, что более поздние периоды содержат большее количество деятельностей, которые необходимо освоить в период формирования и социализации личности. Итак, социализация и инкультурация личности определяются воспитанием, обучением ребенка смысловым значениям культурных традиций, которые, кроме всего прочего, участвуют в самоидентификации ребенка, формировании Я. На центральное ядро личности влияет также ценностная система, заложенная родителями, историческое прошлое семьи (история рода), социокультурное пространство. В историческом прошлом рода часто находятся примеры для подражания, славные дела предков, дедов, прадедов, их профессии, судьбы. Осознанность истории рода – уже большой шаг к управлению собой, пониманию границ себя и структуры своего внутреннего мира. Такая саморегуляция – необходимое условие психологического здоровья и гармоничной жизни. Каким же образом объяснить ребенку ценности семьи? Для этого нужно выполнить несколько шагов.
Интереснее всего и наиболее доходчиво объяснение для ребёнка – когда семейные ценности заключены в символ (знак по Л.С. Выготскому). Символ представляет собой социально-культурный инструмент, при помощи которого человек осуществляет познание мира, социализируется в нём. Например, живопись имеет символическую систему, так как она отражает видение мира (пример – наскальный рисунок). Символом (знаком) являются также жесты, слова, ноты, рисунки. Л.С. Выготский писал, что чем мощнее развитие знаков в поколениях, тем более развита высшая психическая функция. Иными словами, качество и количество знаков обусловливает индивидуальное развитие личности. Семейный герб - отличный вариант символьно-знакового изображения культуры семьи. Изначально дети начинают осваивать символы, которые выражены рисунком, таким образом, ребёнок как бы принимает во внутренний план весь опыт поколений, и родитель здесь выступает посредником, проводником. Символы приобретаются детьми в общении с взрослыми: знак появляется сначала во внешнем плане, а затем переходит во внутренний план сознания. Ребёнок усваивает символы и начинает применять их для управления своей внутренней психической жизнью, благодаря чему формируется устойчивая, самостоятельная позиция, устанавливается самоидентичность. Иными словами, интериоризация символов (перевод из внешнего плана во внутренний) является механизмом, формирующим психику человека. Конечно же, объяснить ребенку всю систему принципов – необходимое, но недостаточное условие успешной социализации. Кроме этого, родители сами своим поведением, как минимум, не должны противоречить заявленным ценностям; в идеале – они сами должны быть олицетворением семейных ценностей. Для этого, конечно же, нужно работать над собой, своим психологическим здоровьем, развиваться и быть чутким. Таким образом, роль семейных ценностей в воспитании ребёнка очень значима, особенно для интеграции в культуру, социализации и, соответственно, развития личности, собственного Я малыша. Кроме того, нельзя пренебрегать значением символа в развитии таких психических функций, как память, речь, мышление, восприятие. [1] Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография. М.: Интеллектуальная книга, 2010 г., С. 27. [2] Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. С. 328–333 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|