|
Об эмпатии и беспристрастности (трезвости)Автор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Для большинства современных специалистов - психологов понятие эмпатии, вне всяких сомнений, относится к базовым категориям современной психологии, определяющим, по сути, сам принцип оказания психологической помощи на основе... якобы умения специалиста смотреть на мир "глазами", т.е. чувствами и эмоциями нуждающегося в помощи. Как утверждает сетевая энциклопедия Википедия, сам термин «эмпатия» был введён английским психологом-экспериментатором Эдвардом Титченером (1867 – 1927), который использовал немецкое слово Einfühlung (проникновение), использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия (проникновения) искусства на человеческую культуру и сознание. Как следует из того же источника, одно из первых определений эмпатии было дано в 1905 году Зигмундом Фрейдом в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному»:
Именно это базовое определение эмпатии по Фрейду и легло в основу всех последующих вариантов его использования и интерпретации в другие виды эмпатии эмоциональной, когнитивной, предикативной и т.д. Таким образом, эмпатия по определению — это суть проникновение в эмоциональное состояние другого человека и его субъективный мир с целью его понимания и… сопереживания через призму личного восприятия, что принципиально важно при эмпатии. С точки зрения повседневной логики тут вроде бы всё правильно и нет никаких противоречий, но это только с формальной точки зрения. В действительности в этом определении скрывается глубочайшее когнитивное и духовное противоречие, а точнее нарушение фундаментальных духовных принципов и законов. 1. Первое и главное противоречие понятия эмпатия связано с тем, что само понятие происходит от греческих ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство». Т.е. буквально эм-патиос — это в страстность, а эмпатия — умение погружаться в чью-то страсть (страдание). 2. Второе противоречие данного понятия связано с полным отсутствием в эмпативном подходе хоть каких-либо объективных критериев оценки и понимания «нормальности» как эмоционального (страстного) состояния другого человека, так и специалиста, оценивающего состояние другого «от себя и через себя». 3. Третье противоречие связано с неизбежным действием закона «синергии» или чувственно-эмоциональной взаимообусловленности, т.е. прямого и косвенного влияния эмпативности клиента на эмпативность консультанта при их тесном контакте с изменением сознания и восприятия у обоих. Данные принципы являются своего рода духовными аксиомами в святоотеческой психологии и аскетике, направленной на прямо противоположный эффект ухода от любой самости, пристрастности и эмоциональности, как ложного эго фона или душевного «шума», заглушающего тихий голос совести, как высшего ума. В этой связи в святоотеческой психологии существует даже фундаментальный закон соотношения низшего «ума головы» рассудка и совести, как высшего «ума сердца», который говорит о бесспорном духовно-нравственном приоритете совести перед эго рассудком именно в силу обусловленности последнего самостью и страстностью, т.е. эгоизмом. Иными словами, с духовно-нравственной точки зрения главным принципом и критерием объективности подхода к решению любой психологической и душевной проблемы является принцип ухода от чрезмерной самости, страстности и эмоциональности в сторону совести, как высшего сознания добра и зла.
В свете данных противоречий понятия эмпатии предстаёт уже не синонимом сострадания и сопереживания, а термином перевёртышем, в котором благая с виду форма не соответствует страстному содержанию. Из этой формализованной страстности вытекает по существу главное противоречие парадигмы академической психологии и метода, заключающееся в том, что именно принцип эмпатии и создаёт в психологии полигон для бесконечных психологических игр (консультанта и консультируемого) в любом направлении взаимной страстности при отсутствии каких-либо неизменных и объективных духовно-нравственных критериев. Проще говоря, при всей внешней гуманистической привлекательности принципа эмпатии, как «слепого» сострадания всему и вся, именно эмпатия утверждает доминанту самости и страстности (субъективности) при полном отсутствии в подходе единых норм, а также ориентиров и критериев этики, морали и нравственности, когда каждый специалист «сам себе ориентир» с точки зрения своей личной эмпатии. Фактически принцип эмпатии разрушает всю чёткость и строгость духовно-нравственной «матрицы» совести, как высшего духовно-нравственного закона, а создаёт ложное поле субъективных (страстных) игр двух эго, условно принимаемое «верным» и консультантом и консультируемым. В режиме просто поговорить (поболтать) ни о чём — это может быть и не принципиально, но в случае терапии и врачевания одной души другой — это принципиально. Если учесть, что у абсолютного большинства современных специалистов – психологов просто отсутствует реальное понимание такой фундаментальной категории, как «страсть» и «страстность» через призму аскетики и святоотеческого учения, а сами они находятся в глубоко страстном эго состоянии, как и большинство людей, то несложно понять во что вытекают все «эмпативные» игры со страстями. Можно открытым текстом говорить о том, что для большинства современных специалистов т.н. «эмпативной психологии» они становятся средством изощрённого манипулирования чувствами и эмоциями клиента с точки зрения эффекта удовольствия и удовлетворения, который, по сути, и оплачивается клиентом. Что это значит ? Это значит то, что «эмпативный» специалист уже изначально лишён объективности и непредвзятости в подходе, требующем неизменного локуса и чистоты восприятия проблемы, т.е. не нацелен на поиск истины, а заинтересован в эмпативном обыгрывании проблемы в ложно-позитивном контексте с неизменным выходом на ложно-позитивный гештальт или эмоциональный эффект (аффект), который и оплачивается клиентом. По существу — это вовсе не решение сути проблемы посредством глубокого нравственного осмысления и понимания её причин, а средство эмоционального угождения («угодничества») за счёт искусного подыгрывания и формирования позитивной чувственной картинки (иллюзии), которая через некоторое время лопнет, как мыльный пузырь и клиент вынужден будет обращаться к «специалисту» за новым мыльным пузырём очередной иллюзии. Самым парадоксальным в эффекте эмапатии с точки зрения принципа энерго-информационного переноса является то, что эффект эмпатии или прямого переживания любого чужого чувства и эмоции фактически аналогичен эффекту совместного приёма алкоголя или наркотика, когда оба принимающих входят в одно изменённое чувственно-эмоциональное состояние, по сути одинаково теряя трезвость, ибо таков эффект любой страсти (изменённой чувственности). По существу эффект эмпатии - это не анализ и разрешение ситуации с точки зрения трезвости и беспристрастия (нравственности), а то же самое "облегчение" по принципу "соображания на двоих". Так работает принцип ложной эмпатии (взаимной страстности) в современной психологии, когда консультирование превращается по сути в манипулирование и лукавую игру одних страстей с другими человеческими страстями. В этой связи принципиальное отличие парадигмы христианской психологии заключается в том, что ключевым принципом оказания помощи в ней является принцип не эмпатии, а безпристрастия, т.е. умения воспринимать чужую проблему, страдание и боль не через «себя» (своё эмпативное эго), а через призму совести и высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего), который неизменен и совершенен во всём. Сострадание и сопереживание чужой боли при безпристрастном подходе никуда не исчезает, но лишается не нужной «шелухи» эго субъективизма и собственной пристрастности, поскольку находится под управлением совести, как неизменного духовно-нравственного закона. Ложная эмпативность, т.е. избыточная чувственность с эмоциональностью становится в последнее время на фоне развития эмоционального (т.е. поверхностного и чувственно-обусловленного) интеллекта едва ли не фишкой современной эго психологии, которую можно называть «эмо-психологией» человеческой страстности и порочности, в основе которой лежит не умение пользоваться совестью и владеть своей чувственно-эмоциональной сферой. В этой связи антиэмпативный подход может кому-то показаться чересчур скупым, излишне строгим и даже жестоким, но именно этот безпристрастный подход позволяет филигранно точно и эффективно разбираться в самых сложных психологических и душевных проблемах, требующих с одной стороны предельной объективности и компетентности, а с другой невозмутимости перед играми больного и разгорячённого клиентского воображения. Важной особенностью антиэмпативного подхода является, кроме всего прочего, сведение к минимуму возможных клиентских переносов за счёт не включения в эмоциональные игры эго, что особенно важно для практиков кризисной психологии, работающих в сложных ситуациях с открытым сердцем и предельно чистым, т.е. безпристрастным умом. Последнее условие, т.е. отсутствие эмоциональных игр и сводит риск выгорания при такой работе к минимуму. Не секрет, что антиэмпативный подход нашёл широкое применение в христианской психологии, как изначально более строгой ценностно (нравственно-ориентированной) и кризисной психологии, накладывающей на специалиста дополнительную ответственность, тогда как «эмпативный» подход чаще применяется в психологии конъюнктурной (светской), где уровень манипулятивности и эмо игр зашкаливает. Говоря об истории возникновения понятия эмпатия, просто нельзя не сказать о том, что данный психологический термин впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был изначально близок понятию «симпатия» от греч. συμπάθεια — «внутреннее влечение». Парадокс данного понятия заключается ещё и в том, что изначально принцип эмпатии, т.е. проникновения в субъективный мир личности, использовался не в целях сострадания, а в сугубо прагматичных целях, когда контролирование и манипулирование эмоциональной сферы других является профессионально необходимым качеством отдельных категорий специалистов (менеджеров, управляющих и т.д.), работа которых непосредственно связана с управлением людьми. Таким образом, эмпатия — это далеко неоднозначный термин, имеющий по типу троянского коня не одну форму и содержание. Существует широкий диапазон проявлений эмпатии – от полного (аффективного) погружения в чувственно-эмоциональную сферу консультируемого «с головой», когда специалист фактически теряет почву под ногами, до предельно отстранённого (безстрастного) наблюдения и восприятия как бы со стороны с элементами симпатии, но сохранением предельно твёрдой почвы под ногами и «ясной головы». Практика убедительно доказывает, что степень эмпативности — это своего рода маркер недостаточно зрелых в онтологическом и профессиональном отношении специалистов, тяготеющих к избыточной чувственности (душевности), которые таким способом решают те или иные личностные проблемы и в избыточной эмоциональности находят средство душевной компенсации. У опытных практиков эмпативность со временем как бы «выгорает» в хорошем смысле слова, поскольку прорабатываются сами страсти, которые и являются основой для эффекта эмпатии. Именно по этой причине в духовной сфере у монашествующих, а также опытных священнослужителей, работающих практически с самыми сложными проблемами в эмоционально-психологическом плане практически не бывает эмоционального выгорания, поскольку работа осуществляется по принципу безпристрастности и через призму высшего духовно-нравственного закона, а не своего эго. Принцип ложной эмпати, т.е. застревания в чувственной «шелухе» клиента в ряде случаев может приводить не столько к облегчению состояния клиента через сострадание, а к углублению внутреннего кризиса, не выходящего на уровень причинности. Это можно проиллюстрировать ситуацией, когда у больного приступ «острого аппендицита», требующий НЕМЕДЛЕННОЙ! операции для недопущения «перитонита», а больному очень хочется поговорить с врачом о разновидностях боли (острых, ноющих, фантомных и т.д.) и обсудить варианты наиболее эффективного «обезболивания», тогда как реальная ситуация требует срочного вскрытия внутреннего «душевного нарыва», поскольку промедление будет чревато суицидом, преступлением или психоневрологическим диспансером. В данной связи принцип эмпатии для не опытных психологов — это не столько принцип «сострадания и сопереживания», сколько личного «застревания» в страстных играх и страстях, как своих, так и испытываемых кем-либо. Принцип эмпатии в принципе возможен, но во всей свей полноте он предполагает, прежде всего, наличие полного контроля над своей страстностью (чувственно-эмоциональной сферой), а это удел считанных единиц глубоко проработанных специалистов с огромным опытом работы. Для основной массы современных психологов принцип эмпатии — это широкие врата во все тяжкие игры с ядром человеческой порочности и повреждённости — эгоизмом и страстями. Очень не многие специалисты могут из этих игр выходить без последствий. Именно поэтому далеко не во все игры и человеческие страсти с точки зрения их «токсичности» следует проникать, особенно, если за ними стоят не просто страсти или отрицательные качества, а сущности мира тьмы. По мнению святых отцов само падение Адама было связано с погружением в чувственность и застреванием в чувственности. Именно чувственную сферы отцы церкви считают главным средством помрачения ясности ума.
Как это ни странно и шокирующе будет звучать для многих специалистов – психологов, но принцип эмпатии (проникновения), активнее всего используют бесы, когда требуется манипулирование чьей-либо душой через страсти, чувства и эмоции. Из Священного Писания известно, что любая душа свята и даже Бог не вторгается в святая святых – в душу без запроса с её стороны для помощи той, а как могут это делать психологи из личных «благих намерений и побуждений», которыми известно куда устлана дорога ? Именно по этому в качестве альтернативы эмпатии, как своего рода эмоциональной инвазии, гораздо этичнее использовать принцип беспристрастия и симпатии, как доброжелательного отношения, или сочувствия в форме внутренней готовности оказать помощь. И не следует думать, что беспристрастность — это эмоциональная скупость или бесчувственность специалиста. Для воспитанных и действительно образованных людей, знакомых с культурой чувств и чувственности, беспристрастность — это основа духовной мудрости и когнитивной зрелости на основе знания фундаментальных духовных законов жизни тела, души и духа. И всё-таки, как же быть с эмпатией большому числу практикующих специалистов, получивших формальное значение данного понятия — неужели отказываться от этого принципа работы ? Вовсе нет, по большому счёту речь идёт не об отказе от самого принципа эмпатии, как эмоционального сострадания и сочувствия, а о переносе акцента внимания и внутреннего контроля с чувственности и эмоциональности на совесть и беспристрастность. Кому это удастся сделать, преодолев сопротивление своего пристрастного эго, — тот станет ближе к уму сердца и собственной совести, открыв для себя неисчерпаемые возможности нравственно-ориентированного подхода и метода работы. Впервые опубликовано на сайте www.psyheo.by Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|