|
Понимание эмпатии в психологическом консультированииАвтор статьи: Маркарян Светлана Вигеновна
В психологическом консультировании одним из самым важным ключом является Эмпатия.
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми. Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: · сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым); · сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому); · симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям). Эмпатия содержит в себя вчувствование, при котором консультант не теряется в системе ценности клиента, благодаря этому консультант работает глубиной и в системе ценности клиента, но чувство его не перегружает на столько, что он не мог с ним справиться. Способы слушанья клиента
Цикл эмпатии Barrett-lemard – эмпатические отношения между клиентом и консультантом. Цикл эмпатического реагирования. 1. Предварительные условия. Когда терапевт имеет эмпатическую установку, по отношению с клиентом. 2. Фаза эмпатического резонанса. Разонирование можно определить, как отношение консультанта внутри себя, т.е. к чувствам, образам, воспоминаниями, смыслом, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит и чувствует вместе с клиентом. 3. Фаза выражения эмпатии. Вербальный/невербальный эмпатический отклик, но здесь важно передавать эмоции. 4. Фаза получения эмпатии. Это фаза при положительном принятии клиента.
Уровни эмпатии: 0. Уровень. Не эмпатируя клиенту мы даем отклик, который не показывает наше понимание чувств клиента. Это: суждение, совет, комментарии, это не эмпатическое регирование. 1. Уровень. Консультант показывает чувствительное понимание клиента, но так как будто консультант упустил что-то, что сказал клиент. 2. Уровень. Консультант показывает понимание, и принятие чувств мысли клиента. 3. Уровень. Когда консультант понимает клиента за пределами уровня текущего осознования клиента его сущности, т.е. консультант показывает понимание скрытых чувств. Возможно, наиболее интересной и ясной представляется точка зрения К. Роджерса, утверждавшего: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто». Как будто это я радуюсь, или огорчаюсь. Именно этот оттенок «как будто» дает возможность психологу-консультанту, не теряя эмоциональной, экзистенциальной, возможно, не только душевной, но и духовной сонастроенности с клиентом, одновременно осознавать самого себя, собственные переживания, находить иные решения трудных, на первый взгляд, вопросов, открывать новые пути среди давным-давно протоптанных троп. В консультировании два Человека – психолог и клиент – создают общую ситуацию взаимодействия, максимального понимания друг друга, ситуацию взаимного доверия, открытости к изменениям. И в результате каждый из них обогащается: клиент личным опытом, психолог профессиональным.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|