Самомеркетинг в профессии психолог – консультант.

Самомеркетинг в профессии психолог – консультант.

Решил публично поразмышлять по поводу того, что такое маркетинг применительно к профессии психолога-консультанта (сюда же психотерапевта). Именно специалиста как физ. лица. Почему не психологического центра? На мой взгляд, маркетинг психологического центра, в случае если он занимается исключительно психологическим консультированием, довольно бесполезная вещь. Все в итоге сведется к маркетинговому продвижению собственника (или группы собственников два – реже три – еще реже четыре человека) этого центра, т.е. опять же продвижению конкретного физ. лица. Так как наемные/щтатные/приглашенные специалисты, помимо консультирования в каком-то конкретном центре, также параллельно ведут прием клиентов в других центрах или в своем кабинете. Другое дело, когда центр создает сложный, долговременный по реализации, дорогой и пр. образовательный продукт, в создании которого будет участвовать какое-то количество специалистов. Т.е. получается, что продукт/услугу можно приобрести только в этом центре, так как ни один специалист, который привлечен к созданию этого продукта, не может его создать и реализовать в одиночку.  Поэтому сегодня о нас, о тех, кто работает сам на себя.

Итак, начнем. На каком рынке мы работаем? Говорим о психологическом консультировании (психотерапию сюда же). Если честно, то, на мой взгляд, ни-на-ка-ком! По объему (в денежном выражении) этого, так называемого рынка (сегмента рынка, частички рынка), он на уровне статистической погрешности, величина не многим отличающаяся от нуля. Это конечно в сравнении с такими отраслями как автомобилестроение, фармацевтика, энергетика и пр. И это понимание делает сложным приложение такой дисциплины как маркетинг к обсуждаемому вопросу, ведь ее надо к чему-то приложить, а это что-то слабо различимо из-за малого размера. И, тем не менее, давайте попробуем. Может, сработает какой-нибудь парадоксальный принцип? И если к этому «рынку» как-то удастся приложить маркетинг, то он (рынок) увеличиться и станет видимым. Не сам по себе, конечно, увеличиться, а благодаря нашим с вами усилиям, которые получиться более целенаправленно и осознанно применить.

Сначала определим понятие «Маркетинг». Маркетинг – это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания и обмена товаров и потребительских ценностей (Ф. Котлер 1996 год). Ну, если классик сказал про «отдельные лица»,  значит это к нам точно применимо.

И тогда давайте зададимся теми же вопросами, которыми задается директор по маркетингу какого-либо предприятия (как будто в нашей голове наконец-то появился профессиональный внутренний директор по маркетингу, эдакая субличность).

  1. 1.      Какая  у меня стратегия и на какое собственное конкурентное преимущество я делаю ставку как специалист, что меня отличает от коллег по цеху?

Вспоминаем классиков:  «Пока бизнес не имеет уникального преимущества над конкурентами, у него нет причин существовать» Брюс Хендерсон (основатель БКГ)

И еще (это уже Ф. Котлер)

  • Если вы имеете ту же стратегию, что и ваши конкуренты, вы не имеете стратегии.
  • Если стратегия отличается, но легко копируется, это слабая стратегия.
  • Если стратегия уникально отличается и трудно копируется, у вас сильная и устойчивая стратегия.

Коллеги, а многие ли из нас могут что-то внятное и приближенное к осознанной реальности ответить нашему клиенту на вопрос: «А чем Вы лично отличаетесь от других психологов – консультантов?». Ведь для этого надо, как минимум, достаточно хорошо знать своих коллег/конкурентов. А ведь пока мы с вами не сможем четко и внятно ответить на подобный вопрос клиента, мы будем видеться однообразной серой массой, в которую можно добавить/вставить астрологов, шаманов, гадалок, инструкторов по фитнесу, барменов и пр. Может я утрирую?…

Ниже приведена диаграмма, на примере которой можно поразмышлять про автомобили, а потом провести аналогии с психологическим консультированием.

          

Области инноваций

Люди

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника

 

Культура и философия

 

Марке-тинг

 

Стратегия технического развития

 

Технология и технические решения

 

Новые

продукты

 
 

Период, за который конкуренты повторяют инновации

 
  

Продукт: автомобиль (колеса, кузов, двигатель, система комфорта и безопасности), может производиться в Германии, Японии, Швеции, России.

Технология: может быть бензиновым, дизельным, электрическим, на водородном топливе. А в России выпускают только бензиновые (газовое оборудование сами можете поставить). Может быть родстером, кабриолетом, шестиместным кроссовером и пр. В России … .

Стратегии технического развития: в приоритете может быть инновационность в области инжиниринга, дизайн, экологичность или безопасность пассажиров и водителя. А в России автомобили просто ездят.

Маркетинг (примеры позиционирования): «Управляй мечтой», «Самое лучшее или ничего», «Создан для жизни». А Лада по-прежнему ездит.

Философия: а тут мы можем говорить о бережливом производстве, ответственности перед клиентами (отзыв автомобилей в случае обнаружения заводского дефекта) и пр. А Автоваз поддерживается государством.

И как – будто пока не будет за нашими автомобилями жизнеспособной философии, не будет у нас автомобилей, которыми мы могли бы гордиться. Но вроде, слава богу, что-то и в этой области меняется к лучшему. И основа отличий в автомобилях от разных производителей начинается в философии компаний.

А многие из нас смогут как-то понятно и доходчиво сформулировать: На каком идеологическом основании базируется наша профессиональная позиция?  Каков твой девиз как профессионала? Какой продукт ты производишь (без заумных разглагольствований, а просто и понятно обывателю)? Как ты позиционируешься в целевой аудитории?

Снова к классике. Определение позиционирования

  • Позиционирование можно определить как стратегически обоснованный выбор, имеющий целью придать какому-либо предложению (товару, услуге, торговой марке) особенное и привлекательное положение среди прочих предложений на рынке в сознании потребителя.

Коллега, снова вопрос, чем я отличаюсь от тебя, а ты от меня? В чем наша разница? Чем ты привлекательнее меня или другого психолога – консультанта? Можем ли мы донести до клиента отличие встречи с нами, от беседы в баре с барменом? Ведь за небольшим отличием в декорациях, для неискушенных (считай абсолютное большинство) клиентов, технически/процедурно все выглядит одинаково, сидим разговариваем (колеса, двигатель, кузов…).  

Да, небольшое добавление, стоимость услуги не является способом для позиционирования. «Цена – не самая удачная идея дифференцирования» Джек Траут 2000 год. То, что мы берем деньги, еще не отличает нас от барменов (они хорошо отрабатывают свои чаевые). А то, что одни психологи берут много, а другие пока стесняются это делать, тоже ни о чем не говорит клиенту о нас. Это скорее многое говорит нам о клиентах…

М-да… на сегодня пока все. В следующей статье предложу поразмышлять о видах покупательского поведения. Пусть наш внутренний директор по маркетингу задастся следующим вопросом: «Как ведут себя мои клиенты и к что мне в связи с этим полезно сделать?».

Откликнитесь, неравнодушные психологи - консультанты! Давайте поспорим. Или пишите отклики. 

 

Самомеркетинг в профессии психолог  консультант



Просмотров: 1012
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самое точно предсказание. Что будет с вами, если вы начнете продавать свои услуги?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что делать, если в жизни всё плохо: стратегия выхода
  • Этого не может быть!
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Кто такой психолог-консультант, как он работает и чем может помочь?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Пока женщина не вернётся к себе, к ней не может вернуться мужчина.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Святые психологи и интернет-маркетинг
  • Может ли психолог вылечить болезнь, если это психосоматика?
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • Как полюбить себя, если пока еще не за что?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что такое этичный маркетинг для психолога? И возможен ли он вообще?
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • А, может, подожать, пока другой сам изменится?..
  • Сапожник без сапог, или как может семейный психолог помочь, если она не замужем?
  • Маркетинг это психология | для консультантов
  • Что будет с миром если меня не станет? (пишу по просьбе моей клиентки)
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Если друг оказался вдруг. Стратегия победы в информационной войне
  • Маркетинг для психологов. ЦА.
  • Как объяснить клиенту то, что самому пока не понятно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь