Как объяснить клиенту то, что самому пока не понятно?

Как объяснить клиенту то что самому пока не понятно

Хороший вопрос задали наши студенты на трехгодичном учебном курсе.

Звучал вопрос буквально следующим образом.

Почему расстановщик в предварительном интервью часто требует очень подробного ответ на вопрос: «Чего ты хочешь в качестве результата?», а когда в конце расстановки клиент спрашивает: «Мне совершенно не понятно, что этот образ расстановки означает, что мне с ним делать… Можете, дорогой расстановщик, пояснить, помогите разобраться…» - расстановщики часто вместо детального ответа, отвечают общими фразами или вообще оставляют клиента один на один с этим переживанием неопределенности: «Поживи с этим (размытым нечетким образом)…»

Вопрос интереснейший.

Попробую ответить.

Системная расстановка работает с индивидуальным бессознательным клиента и коллективным бессознательным его семьи (и других групп, в которые он вовлечен) с помощью инструмента, который называется замещающее или заместительское восприятие.

Старт расстановки – это как трамплин перед прыжком в темный омут. Объемы информации в этом темном омуте бессознательного намного превышают наше самое смелое воображение. К примеру в нашем индивидуальном бессознательном содержится вся информация с момента нашего зачатья. Фактически, бессознательное представляет собой миллиарды темных комнат в темном омуте. И конкретизация запроса просто необходима для адресного, целенаправленного поиска. Как минимум, нужно понимать, плывем в Австралию, или в Америку.

Но как бы мы ни конкретизировали запрос клиента, это нам ничего не может гарантировать. Мы нырнули по адресу, но по данному адресу ничего не нашли, или нашли что-то совершенно бесформенное, непонятное нечто. И хотя расстановщик обладает намного большей экспертизой по сравнению с клиентом, это экспертиза по процессу. Он знает, как нырять, как доставать-извлекать информацию, как её структурировать, но правда заключается в том, что суть этой информации намного понятнее клиенту, это «родная» информация клиента. И какие бы гипотезы, догадки не имел расстановщик по поводу извлеченного, клиент вправе выбрать именно такой вариант, который ему ближе, понятнее, адекватнее его восприятию.  

Вспоминается диалог на одной из сессий:

  • Расстановщик: «Дорогой клиент, поле показывает, что для  выхода из вашего кризисного состояния, нужно поговорить с мамой и проработать свои отношения с родителями… Поле это показывает со всей очевидностью…»  
  • Клиент: «Дорогой расстановщик. Отнюдь. Я маму очень люблю… ОЧЕНЬ! Но с ней разговаривать мы сегодня не будем!»
  • Расстановщик: «Дорогой клиент, почему?»
  • Клиент: «Дорогой расстановщик, видите ли, мама с папой в моем прекрасном детстве делали со мной такое, что пытки гестапо – детские шалости. Меня только к потолку вверх ногами не привязывали… Всё остальное было… Разговаривать с мамой сегодня я не готов…»  
  • Расстановщик: «Дорогой клиент, спасибо, что сказали об этом. Это очень важно для успеха нашего дела… Давайте пойдем в другой тест и посмотрим, что еще мы можем сделать…»

Второй тест показывает ситуацию из другого контекста (из метафоры прошлого воплощения), очень напоминающую ситуацию пыток инквизиции… И клиент, дистанцированный от травматической ситуации метафорой времени (эпоха, века), прекрасно прорабатывает удаленную для себя ситуацию, делает это эффективно и безболезненно.

Итак:

Клиент и расстановщик как искатели сокровищ, информации, необходимой для личной трансформации, как можно более подробно детально выясняют, где и что, и для чего они будут искать (детальное интервью). Поиски могут быть успешные – извлеченная информация может оказаться детальной, доступной, понятной для обоих, а может не оказаться таковой. Гарантий никаких нет. И клиенту эта информация намного ближе к телу, она его давняя знакомая. И именно клиенту принадлежит последнее слово для интерпретации этой информации. А расстановщик лишь эксперт для извлечения и структурирования посланий, проводник, который на основе этой информации помогает клиенту трансформировать себя. И расстановщик почти в каждой расстановке сталкивается с ситуациями, когда никакие шаблоны, никакие старые образцы, прежний опыт дешифровки не работают.  



https://www.psyoffice.ru/selected/?u=165655 - подборки актуальных статей на другие темы 

Решения

Какие существуют варианты решения, когда ничего не понятно? Ни клиенту, ни расстановщику, ни заместителям, ни наблюдателям. Никому.       

  1. Очень хорошо работает фраза терапевта-расстановщика, который пытается понять очередной ребус, который ему приносит поле: «Я пока здесь ничего не понимаю. Мне пока здесь ничего не понятно. А вам, дорогой клиент, это что-о говорит?»   
    В качестве ответа на такую интервенцию терапевта-расстановщика поле как избушка на курьих ножках разворачивается в другой ракурс, более удобный для осмысления, добавляет деталей и информации.
  2. Другой вариант работы – усадить всех заместителей и поставить новый, более простой образ расстановки. Чаще всего это расстановка одного из наиболее энергозаряженных фрагментов прежнего образа. Очень часто это позволяет продвинуться.
  3. Отпустить расстановку в так называемый «аутопоэз» - самопроизвольное движение заместителей, предварительно проинструктировав клиента об особенностях такого варианта расстановочной работы. «Пусть бессознательные процессы произойдут на бессознательном уровне». Методология данной работы очень хорошо разработана в работах Арнольда Минделла о процессуальной работе. Важно понимать, что развертывание картинки в данных расстановках происходит до тех пор, пока клиент не упрется в свой «край», но не исчерпает свою емкость восприятия нового. Определенная порция новизны (на осознанном и на неосознанном уровне) в клиента войдет, а что-то не войдет.
    В этой работе очень расстановщику важно тщательно отслеживать невербальные проявления клиента. Как только он выпал в «транс непонимания» - ему уже достаточно.
    Запущенные таким образом процессы действуют в клиенте на досознательном уровне. В этом случае действительно наилучшим домашним заданием является – побыть с этим, пожить с этим, понаблюдать за собой в течение некоторого времени (до месяца), без совершения каких-либо конкретных действий. Принимать кардинальные решения в своей жизни в этот период не рекомендуется.       
  4. Обсудить с клиентом и полностью поменять тему запроса. Выставить совершенно новый образ расстановки. Например, вместо расстановки правильного выбора, поставить расстановку на обретения ресурса для наиболее адекватного осуществления правильного выбора.
  5. В определенных случаях приходится предложить клиенту совершенно другой форму проведения расстановки (другой сеттинг). Вместо групповой расстановки предложить индивидуальный на якорях, фигурках или в воображении. То, что клиент не мог сделать при группе, он прекрасно делает один на один с терапевтом.
  6. Одним из решений проблемы «как объяснить клиенту то, что непонятно самому расстановщику» является объяснение в более общих формулировках. Вместо спора по поводу того, «танк» это или «самоходка», можно сказать клиенту: «Это некое техническое средство передвижения». Вместо: «Тут брат убил брата», можно сказать: «В данной паре один пострадал, другой выступил в роли агрессора». Во многих случаях этим действительно можно ограничиться. Этого достаточно.
    Скажу больше, иногда, когда в среди заместителей оказывается экстрасенс, который в мельчайших деталях описывает «своё видение» трагической ситуации, эти мелкие детали могут сильно мешать, отвлекая клиента от сути.       
  7. Одним из решений является следующее: «Дорогой клиент, нас туда не пускают. Скорее всего там, у предков, есть тайна, которую они не хотят выносить на всеобщее обозрение. Скажи им так: «Я уважаю вашу тайну. Беспокоить вас не буду»». Иногда это единственно возможное решение.

Как вы догадываетесь, наверняка решений намного больше. Дополняйте список, проводите расстановки, наслаждайтесь результатами, во благо клиента и ради процветания нашей прекрасной Родины.        

     

 

6-7 октября 2018 года  очередной модуль учебного курса «Интегративная модель системных расстановок» в Москве www.olvia-center.ru 

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880 



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Системные расстановки: клиент, расстановщик и поле.
  • Как клиенту поставить первоначальный образ расстановки
  • Мой дорогой клиент
  • «Сам себе расстановщик» или «Расстановка-на-тапках». I. Как сделать выбор?
  • Кто клиент, а кто не очень.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Как клиенту лучше интегрировать образ расстановки?
  • Всем ли может помочь психотерапевт или расстановщик?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • «Клиент спрашивает сколько таких запросов у меня было. Я с этим ни разу не работал».
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Что делать клиенту после расстановки?
  • Зачем нужен психолог или Расстановщик?
  • Возвращение домой или Что делать клиенту после расстановки
  • #Психобизнес Что сказать клиенту, который спрашивает “Нужен ли мне психолог?”
  • Когда клиент - не клиент
  • Клиент-сирота ничего не знает о своих родственниках
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Что сказать клиенту, который пришел в депрессии…
  • Что сказать клиенту, который боится расти…
  • Что сказать клиенту, который проживает потерю…
  • Первый клиент или ничего страшного
  • Клиент ничего не хочет. Случай из практики
  • Клиент нашего времени
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Всё ли выдерживает клиент в своих историях, находясь в расстановочном поле?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь