|
Как клиенту поставить первоначальный образ расстановкиАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Итак, клиент вместе с терапевтом (расстановщиком) сформулировал цель сессии, определился, какой тип расстановки и какие фигуры будут использовать в расстановке. Далее клиент назначает заместителей на их роли и выставляет их в рабочее поле. Все способы введения заместителей в расстановку равноценны. Это может быть сделано
Здесь есть две крайности. Первая крайность – суетливое, пренебрежительное выставление фигур. «Ей, ты, ты, и ты – вставайте… сами… куда хотите…». На такое выставление фигур уходит 10 секунд. Вторая крайность - 20 минут долго и нудно расставлять фигуры в поле, тратя на каждую фигуру по 3 минуты. Торжественно назначать, медленно за плечи вести по полю, переставлять, корректируя расположение. Минус этого способа – большие затраты времени. Пока выставим фигуры, заместители устают. Конечно, очень информативно то, в каком порядке и как клиент расставляет фигуры. Например, если себя он поставит в расстановку в последнюю очередь, это для нас что может означать? Скорее всего он себя недооценивает. А если он поставил себя ближе к маме и дальше от папы. Это важно? Конечно важно. Но тратить на это 20-30 минут – это на наш взгляд роскошь. Достаточно 5-6 минут, чтобы увидеть тоже самое. И кроме того, нам этот образ нужен всего-навсего на пару минут. Представления клиента мы увидим за первые несколько секунд, а дальше фигуры в свободном движении покажут нам другую реальность, более глубокую, более объективную и менее осознаваемую клиентом. В конце концов любую ситуацию можно распаковать и исследовать посредством трех фигур, поставленных в первоначальный образ лицом друг к другу. И произойдет то же самое: отпустив заместителей в свободное плавание, можно получить внятный образ той причины, которая не пускает клиента к цели. Долгое и тщательное выставление фигур самим клиентом в первоначальный образ тоже может быть полезно. В этот момент клиент лучше концентрируется на теме. Он прислушивается к самому себе и полю. И вся группа внимательно, можно сказать, завороженно, смотрит на то, что он делает. Это один из способов произвести сонастройку клиента, расстановщика, заместителей и наблюдателей. Если группа большая, например, 100 человек, то это прекрасный способ сосредоточить и мобилизовать внимание всей группы. Это может быть очень полезно. А если группа небольшая? Контакт и без этого очень хороший. Сонастройка и без этого глубокая. Ощущения охватывают заместителей быстро. Может и не понадобиться 20 минут. Может хватить и одной. Таким образом, нужно в процессе выставления фигур заместителей в поле придерживаться правила золотой середины и действовать по обстановке. Сосредоточенность клиента и группы очень важна. Если она есть – хорошо, можно и без спецэффектов. *** Написано в соавторстве с Матвеевой Надеждой (Центр "Ольвия" г. Москва)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|