Авторская проективная методика для диагностики (выявление зон психологического дискомфорта) и развития эмпатии у детей "Путешествие на духолёте" (арт терапия, детская или детско-родительская группа, от 3 до 10 человек, возраст от 5 лет) Цель: развитие эмпатии, взаимопомощи, творческого воображения, диагностика и проработка проблем психологического дискомфорта на подсознательном уровне Материалы: пластилин, плотный лист бумаги А 3 или дощечка для инсталляции пластилиновых фигур. 1 этап. Психолог предлагает группе совершить путешествие на волшебном транспорте - духолёте. Вместо бензина он использует воздух. У одного человека нет столько воздуха, но если мы объединимся - он заработает обязательно! Чтобы взлететь, нам нужно взяться за руки (сидя по кругу), закрыть глаза, вдохнуть побольше воздуха, и медленно дуть через рот. Так наш волшебный духолёт будет подниматься всё выше и выше за облака, покидая Землю, мы посетим разные миры и планеты. Сейчас мы сделаем остановку на планете, где живут самые счастливые существа. Выходить здесь не будем, потому что у нашей команды очень-очень важная миссия, и нужно чтобы нам хватило кислорода. Но можно по очереди посмотреть в маленькое окошко нашей ракеты-духолёта, только никому не открывать глаза, чтобы не нарушить волшебство! Такое вступление может иметь множество вариаций. Смысл образа "духолёта" не только в создании некоторой "волшебной" обстановки, которая активизирует подсознание, но и в попутном дыхательном упражнении. Глубокое и в меру интенсивное ритмичное дыхание помогает войти в состояние неглубокого (т.е. вполне безопасного, контролируемого сознанием) полу-транса, сохраняя при этом формат волшебного приключения для детей. Далее, на различных остановках (выдуманных мирах, среди которых обязательно должен быть очень счастливый мир) ведущий-психолог говорит примерно следующее: "Как капитан духолёта, я первый посмотрю на этот мир в маленькое окошко, затем передам знак пожатием руки следующему, а он - следующему, пока все не посмотрят. Только смотреть нужно с закрытыми глазами, как во сне". И описывает воображаемый мир. Кто не хочет говорить, сразу передаёт очередь пожатием руки. 2 этап. И вот, духолёт полетел вниз-вниз, но не на Землю, а ещё ниже. В мир, где живут очень несчастные существа, и каждое из них несчастно по своему. Их нужно обязательно посетить, ведь их никто не навещал уже 1000 лет. Нужно хорошенько их разглядеть и запомнить кого-то одного из них. После этого мысленно одеть космический шлем и насчёт "три" медленно открыть глаза. Перед вами лежит пластилин разных цветов. Попробуйте слепить одного из несчастных существ. После того как все слепили фигурки, предлагается разместить их на общем листе (дощечке). Каждый рассказывает о своём существе, что оно чувствует, почему оно страдает, о чем мечтает, что может избавить его от мук. Этот момент является как терапевтическим, так и диагностическим. В сказочно-игровой атмосфере от лица выдуманного персонажа как ребёнок, так и взрослый гораздо легче сможет поделиться своей глубокой и часто скрытой (даже от самого себя) болью. 3 этап. Проработка. Сейчас мы тихонько с неба напомним этим несчастным о том, что можно друг другу помогать! Ведь они давно об этом забыли... Конечно, они могут и не услышать, но обязательно почувствуют наши слова, и как бы случайно вспомнят. Подумайте, что эти существа могут сделать друг для друга, ведь они все разные! Только по очереди, очень внимательно, и если спросить разрешения, можно даже видоизменять фигурки. 4 этап. Возвращение. После оказанной взаимопомощи нужно всем поблагодарить друг друга, и рассказать от имени каждого существа, как оно теперь себя чувствует. Как правило, все "герои" чувствуют себя намного лучше, счастливее. И это уже не просто фантазии, но и вполне реальная и глубокая проработка некоторых актуальных подсознательных проблем. Итак, ведущий говорит о том, что миссия команды успешно завершена. Нужно возвращаться на землю. Все берутся за руки, закрывают глаза. "Выдыхая воздух, мы поднимаемся вверх. Выше и выше, и вот уже видно наш родной мир. Здесь есть все - и несчастные, и счастливые, наверное, это центральная станция всех миров. Начинаем обратный отсчёт, и "приземлившись", медленно открываем глаза. Примечание: на последнем этапе очень важно "прилететь домой", чтобы вывести сознание из сказочно-трансовой реальности. Методика была разработана в ходе работы с детьми из неблагополучных семей. Помогает легко выйти на глубокий уровень работы с подсознанием даже у замкнутых ребят. Теперь использую часто на групповых занятиях в детских и детско-родительских группах. Подходит для возраста от 5 лет.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.