Авторская методика "Посмотри в мои глаза"

Авторская  методика: «Посмотри в мои глаза»

Краткая аннотация: «Всё, что вы видите во мне — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас» (Э. Ремарк).

Предлагаемая методика направлена на повышение эффективности взаимодействия детей и родителей, улучшению взаимопонимания  в семье. Она, может использоваться для диагностики детско-родительских отношений, изучению особенностей коммуникации в семье.   

Клиенту выдается шаблон – рисунок глаз, размером 30х60см, на котором по инструкции необходимо записать, что мы видим, глядя в глаза родственника, отношения с которым мы корректируем, например, мамы, отца, брата. Такой же макет выдается  другому родственнику (например, маме). В этом случае необходимо записать, что выражают наши глаза, когда мы смотрим на ребенка (на какую-то проблему, связанную с ребенком и т.д., в зависимости от ситуации).

Методика предлагает широкие возможности для оценки особенностей взаимоотношений между членами семьи, позволяет выявить противоречия в восприятии друг друга, в оценке определенных ситуаций.  Эта методика дает возможность оценить коммуникативные навыки членов семьи, расширить их коммуникативные умения, в некоторых случаях начать диалог между членами семьи, дает возможность обсудить и устранить противоречия по ряду вопросов между членами семьи.

Актуальность: Частой проблемой, с которой обращаются за консультацией к психологу является нарушение взаимопонимания между детьми и родителями, нарушение коммуникативных связей между поколениями. Особенно часто с этой проблемой обращаются родители подростков. С помощью предлагаемой методики можно выявить особенности взаимоотношений детей и родителей, начать диалог между поколениями, посмотреть на себя или на конфликтную ситуацию  со стороны, «другими глазами».

Цель:  выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями

Задачи:

-оценить особенности отношений ребенка с родителями;

-выявить противоречия в восприятии друг друга;

-устранить противоречия восприятия путем обсуждения проблем.

- расширить  коммуникативные навыки ребенка.

Возраст, на который направлена методика: родители, дети от 12 лет.

Проблемы, которые она  призвана решить: выявить причины нарушения коммуникации детей и родителей, устранить противоречия в восприятии друг друга.

Ожидаемый результат: диагностика особенностей коммуникации между членами семьи, выявление противоречий  в восприятии друг друга, улучшение взаимопонимания и повышение эффективности общения детей и родителей.

Каждому из клиентов,  выдается макет, на котором изображены глаза. Размер приблизительно 30х60см. Сверху мы подписываем задание. «Что я вижу, когда смотрю в глаза________(указать родственника: мамы, мужа, сына и т.д.). После получения инструкции ребенок и родители работают отдельно.

Предварительно идет обсуждение с ребенком. Часто ли мы смотрим в глаза друг другу? Когда это происходит? Трудно ли бывает посмотреть друг другу в глаза? В каких ситуациях это сделать наиболее трудно? Что мы можем увидеть в глазах другого человека (свое отражение, его эмоции по отношению к нам, к ситуации и т.д.).

Затем мы предлагаем подростку закрыть глаза и представить, как мы смотрим в глаза родного человека (мамы, отца, брата и т.д., в зависимости от ситуации). Спрашиваем, смогли он заглянуть в глаза близкому человеку, что удалось увидеть?

Затем предлагается взять маркер (можно выбрать цвет, соответствующий цвету глаз родственника) и от зрачка, написать эмоции, чувства, переживания, отношение и другие характеристики, которые ребенок наиболее часто может видеть  в глазах близкого человека. Если в некоторых характеристиках ребенок сомневается или они носят отрицательных характер, характеристики, которые ребенок не хотел бы видеть в глазах родителей, ребенок может написать их карандашом.

На втором макете, рисуем, что хотел бы видеть ребенок, заглянув в глаза родителей (любовь, заботу, гордость и др.).

Параллельно свой макет заполняет родственник подростка (мама, отец, брат и т.п., в зависимости от  того, с кем рассматриваются отношения). Инструкция приблизительно такая же: «Если бы Ваш ребенок, заглянул вам в глаза, чтобы он в них «прочитал»?».

Затем сравнивается 1 вариант заполнения макета ребенком  и родителем. Предлагаем посмотреть друг другу «глаза в глаза». Даем возможность прокомментировать свое изображение каждому клиенту по очереди. Просим выделить сходство, отличие.  Что удивило в восприятии себя другим человеком? Подчеркиваем положительные качества, которые отметили клиенты. Каждый участник имеет возможность задать другому уточняющие вопросы. Следим за дискуссией. Если у ребенка были записи карандашом, просим родителей подтвердить  или переформулировать характеристики со своей позиции. Например, ребенок может написать, что он видит в глазах мамы строгость,  страх за него, недоверие и т.п. Мама может написать, что в ее взгляде он может увидеть: требовательность, гнев, себя самого и т.п.  Например, после обсуждения с мамой  строгость  может быть переформулирована в  желание гордиться своим ребенком. Если ребенок согласен с новой формулировкой, он может внести дополнения в свой рисунок.

Далее показываем второй макет, на котором отражено, что ребенок хотел бы видеть в глазах своего родителя (родственника). После чего идет обсуждение: наличие сходства в характеристиках, возможны дополнение в процессе обсуждения. Далее ребенок и родитель обмениваются макетами.

В конце занятия делаем выводы: удалось ли вам лучше понять друг друга, узнать друг о друге что-то новое, «пересмотреть» свой взгляд на отношения.

В качестве домашнего задания может быть  предложена ситуация, когда родитель в свою очередь заполняет 2 макета: «Что я вижу, в глазах  моего ребенка?»,  «Что я хотел бы увидеть» и т.п. Можно в качестве задания предложить  охарактеризовать наш взгляд на  определенную ситуацию. Например, для ребенка мы предлагаем задание: «как смотрят родители на мое хобби (друга, выбор профессии и т.р.)», «что  я хочу увидеть в глазах мамы по вопросу моего хобби»  и т.д. в качестве домашнего задания клиенту В качестве домашнего задания мы можем дать задание «пересмотреть свой взгляд» на ситуацию или попробовать «посмотреть» на ситуацию глазами другого человека.

Таким образом, методика, может использоваться как для диагностики, так и  коррекции детско-родительских отношений.

 

 

 



Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Посмотреть в глаза, сказать друг другу правду
  • Смотрите в глаза друг друга.
  • Ребенок не выбирает родителей! Это мужчина и женщина выбирают друг – друга.
  • Почему ребенок 3-4 лет постоянно тычет всем в глаза, то пальцем, то карандашом.
  • Глаза в глаза - зрительный контакт для эффективного общения
  • Глаза в глаза (практика Эриксоновского гипноза и техники РЕЗЕТ)
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • «Глаза в глаза» - мелочь - а важно!
  • Глаза в глаза или спина к спине?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Игры с детьми, которые не смотрят в глаза при общении
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Что между вами сейчас? Мы друг друга помним
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Метод системных расстановок)
  • У успеха глаза Мамы
  • Мы нужны друг другу или важны друг для друга?
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Жизнь "глаза в глаза"
  • Посмотри своим страхам в глаза
  • Как понять друг друга в семье. От детей до взрослых.
  • Как отличить профессионала от человека, который «пускает пыль в глаза»?
  • Конфликт между желаниями ребенка и мамы – основная проблема, с которой обращаются к психологу
  • Расширяем своё "Я". Успешная методика диагностики отношений между Я и Другим Я
  • ДЕНЬ МАТЕРИ-мамы,давайте поздравим друг друга)))



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь