|
Авторская методика "Посмотри в мои глаза"Автор статьи: Гордиенко Наталья Валентиновна
Авторская методика: «Посмотри в мои глаза» Краткая аннотация: «Всё, что вы видите во мне — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас» (Э. Ремарк). Предлагаемая методика направлена на повышение эффективности взаимодействия детей и родителей, улучшению взаимопонимания в семье. Она, может использоваться для диагностики детско-родительских отношений, изучению особенностей коммуникации в семье. Клиенту выдается шаблон – рисунок глаз, размером 30х60см, на котором по инструкции необходимо записать, что мы видим, глядя в глаза родственника, отношения с которым мы корректируем, например, мамы, отца, брата. Такой же макет выдается другому родственнику (например, маме). В этом случае необходимо записать, что выражают наши глаза, когда мы смотрим на ребенка (на какую-то проблему, связанную с ребенком и т.д., в зависимости от ситуации). Методика предлагает широкие возможности для оценки особенностей взаимоотношений между членами семьи, позволяет выявить противоречия в восприятии друг друга, в оценке определенных ситуаций. Эта методика дает возможность оценить коммуникативные навыки членов семьи, расширить их коммуникативные умения, в некоторых случаях начать диалог между членами семьи, дает возможность обсудить и устранить противоречия по ряду вопросов между членами семьи. Актуальность: Частой проблемой, с которой обращаются за консультацией к психологу является нарушение взаимопонимания между детьми и родителями, нарушение коммуникативных связей между поколениями. Особенно часто с этой проблемой обращаются родители подростков. С помощью предлагаемой методики можно выявить особенности взаимоотношений детей и родителей, начать диалог между поколениями, посмотреть на себя или на конфликтную ситуацию со стороны, «другими глазами». Цель: выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями Задачи: -оценить особенности отношений ребенка с родителями; -выявить противоречия в восприятии друг друга; -устранить противоречия восприятия путем обсуждения проблем. - расширить коммуникативные навыки ребенка. Возраст, на который направлена методика: родители, дети от 12 лет. Проблемы, которые она призвана решить: выявить причины нарушения коммуникации детей и родителей, устранить противоречия в восприятии друг друга. Ожидаемый результат: диагностика особенностей коммуникации между членами семьи, выявление противоречий в восприятии друг друга, улучшение взаимопонимания и повышение эффективности общения детей и родителей. Каждому из клиентов, выдается макет, на котором изображены глаза. Размер приблизительно 30х60см. Сверху мы подписываем задание. «Что я вижу, когда смотрю в глаза________(указать родственника: мамы, мужа, сына и т.д.). После получения инструкции ребенок и родители работают отдельно. Предварительно идет обсуждение с ребенком. Часто ли мы смотрим в глаза друг другу? Когда это происходит? Трудно ли бывает посмотреть друг другу в глаза? В каких ситуациях это сделать наиболее трудно? Что мы можем увидеть в глазах другого человека (свое отражение, его эмоции по отношению к нам, к ситуации и т.д.). Затем мы предлагаем подростку закрыть глаза и представить, как мы смотрим в глаза родного человека (мамы, отца, брата и т.д., в зависимости от ситуации). Спрашиваем, смогли он заглянуть в глаза близкому человеку, что удалось увидеть? Затем предлагается взять маркер (можно выбрать цвет, соответствующий цвету глаз родственника) и от зрачка, написать эмоции, чувства, переживания, отношение и другие характеристики, которые ребенок наиболее часто может видеть в глазах близкого человека. Если в некоторых характеристиках ребенок сомневается или они носят отрицательных характер, характеристики, которые ребенок не хотел бы видеть в глазах родителей, ребенок может написать их карандашом. На втором макете, рисуем, что хотел бы видеть ребенок, заглянув в глаза родителей (любовь, заботу, гордость и др.). Параллельно свой макет заполняет родственник подростка (мама, отец, брат и т.п., в зависимости от того, с кем рассматриваются отношения). Инструкция приблизительно такая же: «Если бы Ваш ребенок, заглянул вам в глаза, чтобы он в них «прочитал»?». Затем сравнивается 1 вариант заполнения макета ребенком и родителем. Предлагаем посмотреть друг другу «глаза в глаза». Даем возможность прокомментировать свое изображение каждому клиенту по очереди. Просим выделить сходство, отличие. Что удивило в восприятии себя другим человеком? Подчеркиваем положительные качества, которые отметили клиенты. Каждый участник имеет возможность задать другому уточняющие вопросы. Следим за дискуссией. Если у ребенка были записи карандашом, просим родителей подтвердить или переформулировать характеристики со своей позиции. Например, ребенок может написать, что он видит в глазах мамы строгость, страх за него, недоверие и т.п. Мама может написать, что в ее взгляде он может увидеть: требовательность, гнев, себя самого и т.п. Например, после обсуждения с мамой строгость может быть переформулирована в желание гордиться своим ребенком. Если ребенок согласен с новой формулировкой, он может внести дополнения в свой рисунок. Далее показываем второй макет, на котором отражено, что ребенок хотел бы видеть в глазах своего родителя (родственника). После чего идет обсуждение: наличие сходства в характеристиках, возможны дополнение в процессе обсуждения. Далее ребенок и родитель обмениваются макетами. В конце занятия делаем выводы: удалось ли вам лучше понять друг друга, узнать друг о друге что-то новое, «пересмотреть» свой взгляд на отношения. В качестве домашнего задания может быть предложена ситуация, когда родитель в свою очередь заполняет 2 макета: «Что я вижу, в глазах моего ребенка?», «Что я хотел бы увидеть» и т.п. Можно в качестве задания предложить охарактеризовать наш взгляд на определенную ситуацию. Например, для ребенка мы предлагаем задание: «как смотрят родители на мое хобби (друга, выбор профессии и т.р.)», «что я хочу увидеть в глазах мамы по вопросу моего хобби» и т.д. в качестве домашнего задания клиенту В качестве домашнего задания мы можем дать задание «пересмотреть свой взгляд» на ситуацию или попробовать «посмотреть» на ситуацию глазами другого человека. Таким образом, методика, может использоваться как для диагностики, так и коррекции детско-родительских отношений.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|