Что нас поддерживает? Немножко эмпатии к себе.

Что нас поддерживает Немножко эмпатии к себе

Вы думаете и переживаете из-за других, но так часто остаетесь один на один со своими проблемами без помощи поддержки.

Происходит так, как будто у вас нет права на эмпатию и похвалу к себе самому. Лишая этого права себя, вы лишаете этого права и других, потому что они либо соглашаются с вашим позиционированием о том, что вы сами во всем виноваты, либо жалеют вас в тайне, так как в открытое сочувствие и признание заслуг Вы не поверите.

Вы не можете почувствовать себя на своем месте, потому что зависимы от мнения других и поддерживаете не себя, а тот внутренний голос, который говорит вам, что вам надо заслужить, доказать, бороться, сопротивляться, действовать для… или вопреки…

Как научиться поддерживать себя? Это и очень просто, и одновременно невероятно сложно. Просто –потому что сами по себе средства просты, очевидны, незамысловаты. Мы все о них слышали или читали. Или даже наблюдали со стороны. Сложны они потому, что зачастую представляют собой совершенно новый опыт, который прежде никогда не был прожит и прочувствован.

О чем это? Да о том, что если у человека бывал в его детстве опыт поддержки, то он им автоматически пользуется, даже не задумываясь о том, как это делается. 

Если же такого опыта не было, а был лишь опыт неприятия, отвержения, критики, игнорирования, то и поддерживать себя такой человек не научится. А когда ему говорят что-то из серии «полюби себя», то для него это звучит приблизительно как: «Пойди туда, не знаю куда, найди то – не знаю что». Ну не умеет он этого делать, не было у него такого опыта, он никогда не был прожит и присвоен!

Когда мы начинаем свой внутренний поиск, мы обнаруживаем как минимум две внутренние части. Мы находим в себе детскую часть - Внутреннего Ребенка и другую часть, которая находится с этим Ребенком в самом тесном контакте. Очень часто это – Внутренний Родитель, вернее его тираническая часть. Именно взаимодействие этой пары, происходящее при посредстве Внешнего Мира, и вызывает многие чувства и ощущения, которые мы испытываем. 

То, как мы себя ощущаем в этом мире, создается внутренней реальностью. Внешняя реальность лишь «запускает» внутренние переживания, но никак не создает их.

Как уже говорилось, большая часть чувств «происходит» из названных частей.
В «Ребенке» мы тревожимся, пугаемся, чувствуем вину и стыд, переживаем беспомощность и растерянность, но также и радость, удивление, восторг, любопытство.

Из «Ребенка» мы жаждем признания, хотим получать поддержку и защиту, нуждаемся в принятии и любви. Из него же произрастают разные жизненные стратегии, которые были усвоены в детстве – ради удовлетворения этих жизненно важных потребностей. Мы хотим нравиться –для того, чтобы быть принятыми и любимыми, и прибегаем для этого к тем способам, которые культивировались семейной системой.

К примеру, если родители поощряли преждевременную взрослость ребенка, вынуждая его брать ответственность, то человек будет завоевывать любовь этой ответственностью; если принуждали жертвовать собой, то он будет жертвовать; хвалили за каждый чих –будет много «чихать», и т.п.

И мы будем подавлять, истреблять, изничтожать все те проявления Ребенка, которые были отвергнуты нашими родителями.

К примеру, если они не переносили «негативных» чувств –страха, агрессии, беспомощности –будут эти отвергнуты чувства; отвергали проявления автономности –будут подавлены границы и права.

Одновременно запретим себе те потребности, которые не были удовлетворены прямым путем. Будем убеждать себя в том, что не нуждаемся в любви (признании и т.п.) 

Кажется, что отказ в потребности переносится легче, чем боль от неудовлетворения. Увы, только кажется. Чем глубже закопана потребность, тем жестче будет организована компенсация, и сильнее будет ожидание, теперь уже от внешнего мира, удовлетворения этой отвергнутой потребности.

Люди, отказавшие себе в уязвимости, становятся беспощадными, отказавшие себе в праве бояться, упиваются властью и т.п.

Для того, чтобы ребенок (а потом уже Внутренний Ребенок) «вел себя правильно», в соответствии с «успешными» стратегиями, появляется фигура Внутреннего Тирана. Он же "наказывает" обвинением и чувством стыда в том случае, если Ребенок "облажался". 

И, когда мы находимся в этой своей внутренней части, мы испытываем недовольство собой и злость на себя. Из этой же части рождаются ожидания к себе (исправиться, перестать ныть, взять себя в руки, быть взрослым и т.п.), происходят запугивания (если не сделаешь, как надо, получишь... беду).

 Изредка, когда Ребенку удается быть «правильным» - с точки зрения Тирана, он бывает доволен. Тогда на уровне чувств мы испытываем что-то вроде удовлетворения (из Тирана) и временного успокоения (из Ребенка). До первого маленького или большого кризиса, который приносит Жизнь... и тогда все начинается сначала.

Ну как тут можно почувствовать радость жизни? Где тут найдется место для любви к себе? Когда главная задача –не попасть под каток внутренних обвинений, которые могут быть спровоцированы внешним обвинением, а могут вспыхнуть вообще без причины.

Так и получается –живем либо в виноватом и плохом Ребенке, либо в той своей части, которая этим Ребенком не довольна, и пребываем в раздражении на себя.

Поддержка себя начинается с самого простого: с признания права на свои собственные чувства!

Это право было отнято одним из первых:

«Злиться нельзя! Это плохо!» 
«Ты не имеешь права обижаться на родителей. Они желают только добра»
«Возьми себя в руки!»
«Ты вовсе не устала!» (Тебе совсем не больно, здесь нечего бояться) 
«Ори громче!»
«Мало ли чего ты хочешь»

Все эти послания означали одно:
Ты не имеешь права на свои чувства. 
Ты не имеешь права чувствовать то, что ты чувствуешь. 
Твои чувства никому не интересны.

Так мы лишаемся опоры, мы не знаем, на что опереться в своем взаимодействии с миром. Мы не понимаем, что с нами делают, ибо мы больше не можем полагаться на свои ощущения. Мы привыкаем к насилию.

Когда мы разрешаем себе право на свои чувства, мы возвращаем себе эту опору. Мы вновь обретаем поддержку. То, что со мной происходит –это важно! И я имею право чувствовать, что чувствую –без страха и стыда. 

Когда мы «попадаем» в Ребенка, мы учимся задавать себе еще один простой вопрос: 
Что я сейчас чувствую?
Я испугался? 
Я растерялся? 
Мне стыдно? 
Я в тревоге?
Что со мной произошло, отчего эти чувства появились?
И еще: В какую часть своего опыта я попал?

Мы попадаем дорогами чувств в «знакомые» места... Там, где уже не раз бывали.

Я испугался, потому что когда на меня кричат, я боюсь снова пережить насилие? 
Я обижаюсь –потому что мне всегда обидно, если мои потребности проигнорируются? 
Я тревожусь –и мне всегда тревожно, когда что-то выходит из-под контроля? 
Мне стыдно –как всегда, когда кажется, что я была не на высоте? 
Я растерялся –потому что терялась всякий раз, когда ждала помощи, а получала претензии? 
Я злюсь - потому что мне снова отказали в защите?

Страх, растерянность и злость могут «вывести» на старую историю отношений с родителем. И такое внимание к своим чувствам поможет отделить текущие события от прошлых. Но, в первую очередь, внимание к своим чувствам является той поддержкой, в которой мы так нуждаемся. И можем себе ее обеспечить.

Именно так в паре Ребенок-Тиран появляется новая фигура. Это фигура Взрослого, знаменующая начало нового, уважительного к себе опыта, где мы принимаем свои чувства, где мы уважаем и признаем свою субъективность. Взрослый интересуется: «Что с тобой?», не обвиняя и не запугивая.

Следующий шаг –это сострадание к себе. 
«Сколько же мне досталось...» 
«Как же мне было трудно...» 
«Как же я нуждался....» 
Сострадание часто путают с жалостью, но жалость лишает сил, потому что в ней нет намерения что-либо изменить, а сострадание – признает факт произошедшего и позволяет идти дальше.

«СОСТРАДАНИЕ = со + страдание, когда ты в состоянии разделить то, что в данный момент времени чувствует и переживает другой человек, разделить его боль и его радость. Быть единым с другим.

ЖАЛОСТЬ = жало + ость , когда жалеешь кого-то, судишь, вешаешь на него бирку "неудачник", "никчёма", "калека", жалишь его своим суждением, унижаешь, себя же возвышаешь. Многие любят пожалеть, дабы возвыситься в сравнении с другим. И многие любят жалость к себе, так как "питаются" эманациями жалости».

Признание неудовлетворенных нужд и переживаний, способность отнестись к этому серьезно -это и есть сострадание – единение с самим собой.

Право на свои чувства, сострадание к себе –это начало доброго отношения к себе, которое может вырасти в нечто большее:
в то, что мы учимся обозначать и отстаивать свои границы;
в то, что мы готовы выводить себя из травмирующих ситуаций;
в то, что мы считаем необходимым организовывать себе поддержку.

Именно тогда мы почувствуем приток сил, радость, благодарность, возрождение интереса к жизни. Это «благодарность» Внутреннего Ребенка, который теперь чувствует защиту. И тогда нам больше не нужен внешний ресурс в виде человека, идеи или системы, который наконец-то сможет вернуть долги, восполнить нужды, которые до сих пор не были признаны. Теперь необходимая поддержка есть внутри.



Просмотров: 540
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разреши себе… Как мы лишаем себя права быть счастливыми.
  • Сострадание к себе, или как себя утешить
  • Когда ты возвращаешь себе себя!
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Когда вы сами себе жёский контролёр, и палач, и сами же против себя бунтуете и «не слушаетесь»
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Когда мы забыли о себе? История о том, как мы научились игнорировать себя.
  • Как принять себя, когда видишь в себе столько изъянов?
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Себя, себе, собой, собою, о себе.
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • Как помочь себе? Из серии начни с себя или помоги себе сам.
  • Вспомнить в себе Королеву и вернуть себе себя
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Как самому себе помочь, когда "накрывает" неуверенность?
  • Когда (и следует ли) отказывать себе в чем либо?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Я себе не нравлюсь – семейная история и системные причины нелюбви к части себя.
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь