Воспитание детей в неполной семье

Воспитание ребенка в неполной семье

Социологи считают, что семья — это основанное на кровном родстве и браке объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество устанавливает их супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Семья. Именно в семье ребенок получает знания о мире, систему ценностей. Именно в семье, формируются взгляды на окружающий мир.

В традиционной семье воспитывают ребенка папа и мама. Педагогическое воздействие осуществляется от родителей к ребенку. Семью, где воспитывает кто-то один из родителей называют неполной.

В обществе сформировалось убеждение, что неполная - это неблагополучная семья. Между семьей неполной и неблагополучной в этом случае, стоит знак равенства.    

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Он утверждает, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один.

Различают также отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации (недостаток) для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы.

В каждой неполной семье есть своя непростая история: развод, вдовство, одиночество. У таких семей больше сходств, чем различий. Неполная семья, где только один родитель бывает:

ü  Разведенный человек (чаще это женщина);

ü  Незамужняя женщина;

ü  Одинокий человек (чаще это женщина), усыновивший или удочеривший ребенка.

Итак, в большинстве своем неполные семьи - это «материнские семьи», где главой семьи являются одинокие женщины.

Большое значение имеет мнение взрослого о причинах неполной семьи. Если считается, что виноват мужчина, который оказался плохим отцом, мужем, то возникает проблема развития у ребенка формирования правильного представления о мужчинах и женщинах.

Самое простое внушить ребенку, что отец «плохой», предатель, понимая, что при расставании мать испытала душевную боль. Если ребенок – мальчик, в нем разовьются комплексы, что все мужчины «плохие», это значит, и он не сможет быть хорошим. Если ребенок – девочка, то трудно представить, что мужчины могут быть хорошими. Здесь формируются её проблемы в будущей взрослой жизни.

Одной из главных проблем ребенка в неполной семье, то, что он не видит, какими могут быть отношения мужчины и женщины, в его сознании не формируется модель этих взаимоотношений.

Мать пытается собой заменить отца, зажимает материнское начало и пытается развивать отцовскую строгость. Психолог Е.Арнаутова считает: «Критика отцовская – просто критика; материнская подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви». Ребенок начинает бороться за любовь и внимание матери.

Мальчиков подстерегает ещё одна опасность – инфантилизм. Постоянная опека и доминирование женщины в семье, приводят к тому, что они не могут вести самостоятельную жизнь, оценивать правильно свои поступки.

В неполных семьях есть у женщины большой соблазн возложить на сына роль главы семьи и это лишает его возможности быть полностью сыном, мешает быть братом другим детям. Как правила из этих детей вырастают супер ответственные взрослые.

Есть опасность того, что и у девочки, воспитывающаяся в неполной семье, могут сформироваться неверные представления об отношениях мужчины и женщины в браке. Девочка может вести себя как «золушка», все отдавая и ничего не беря для себя, а может вести себя так, что она надеется только на себя и быть независимой.

Какие советы можно дать родителям и лицам их заменяющих, воспитывающих детей в неполных семьях:

  1. Общайтесь чаще с ребенком, обращайте внимание на то, что чтобы общение было эмоционально положительным. Это важно для того, чтобы ребенок формировался как эмоционально здоровая личность;
  2. Продумайте разумную систему поощрения и наказания, эти четкие правила нужны ребенку, чтобы сформировались понятия, что такое хорошо и что такое плохо;
  3. Создавайте в семье доброжелательную атмосферу и позитивный жизненный настрой, это придаст ребенку уверенность, повысит самооценку ребенка;
  4. Наведите порядок в своей душе, соблюдая правила трех не: не жалуемся, не обвиняем, не оправдываемся;
  5. Проявляется уважение к ушедшему человеку (отцу, матери). Ведь когда то это был ваш выбор.
  6. Уважайте право ребенка на знание своей семейной истории. Помните, что по самооценке и достоинству ребенка бьет очернение, навешивание ярлыков на ушедшего родителя. Губительно сказывается на нервной системе ребенке негативный образ ушедшего родителя. Оптимальным вариантом будет формирование представления о том, что ушедший родитель обладает как определенными положительными качествами, так некоторыми отрицательными качествами;
  7. Функции отсутствующего родителя не перекладывайте на детские плечи ребенка. Помогайте ребенку взрослеть и осваивать соответствующие полу, навыки поведения. Не лишайте ребенка детства и детских радостей;
  8. Развивайте традиции своей семьи, ищите совместные творческие дела, которые будут сплачивать вашу семью;
  9. Развивайте в своей семье родственные и социальные связи, это позволит ребенку чувствовать себя уверенно с окружающими.

Прислушивайтесь к своей интуиции и своему сердцу. Получайте удовольствие от жизни и совместного общения. Верьте в себя и своего ребенка!

                                                                                                                               



Просмотров: 554
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Воспитание ребенка в неполной семье
  • Воспитание ребенка в неполной семье
  • Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.
  • Воспитание в неполной семье. Трудная работа матери и отца.
  • Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Мать и сын. Компенсация неполной семьи
  • Влияние неполной семьи на формирование идентичности образа будущего партнера (у девушек)
  • Почему мужчины и женщины не могут жить мирно в семье?
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Появление нового ребенка. Как помочь старшим детям и всей семье.
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Взаимоотношения в семье в первый год жизни ребенка.
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Проблемы в семье с рождением ребенка.
  • Особенности воспитания единственного ребенка в семье
  • Диагностика эмоционального благополучия жизни ребенка в замещающей семье.
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Что в семье, то в теле у ребенка
  • Появление ребенка в семье
  • Быть мужчиной: роль мужа в семье с маленьким ребенком
  • Роли ребенка в семье. Когда «акценты» расставлены неправильно
  • Почему меняются отношения в семье после рождения ребенка
  • Адаптация ребенка в приемной семье
  • Появление второго ребенка в семье



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь