|
Воспитание обучающихся в дополнительном образовании: модель отслеживания уровня воспитанности детейАвтор статьи: Ставровская Валерия Владимировна
Дополнительное образование детей сегодня – часть образовательной системы Российской Федерации. Это пространство, которое может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив тем самым сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде. В соответствии с концепцией Н. Е. Щурковой воспитание понимается как организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. В контексте данной концепции педагоги призваны взращивать духовный мир человека, помогать ему в обретении способности к интеллектуально - нравственному обогащению, развитию, возвышению над обстоятельствами, преодолению противоречий, раздирающих жизнь и душу ребёнка. В центре воспитательного процесса находится конкретный ребёнок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Их учёт, анализ, обобщение и классификация должен осуществляться психолого-педагогической службой. Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях: – основы профессионального воспитания; – основы социального воспитания. Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: – этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов; – культура организации своей деятельности; – уважительное отношение к профессиональной деятельности других; – адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов; – знание и выполнение профессионально-этических норм; – понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность). Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: – коллективная ответственность; – умение взаимодействовать с другими членами коллектива; – толерантность; – активность и желание участвовать в делах детского коллектива; – стремление к самореализации социально адекватными способами; – соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида). Названные позиции носят достаточно общий характер (т. е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т. е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности. Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности обучающихся детского объединения дополнительного образования (см. Приложение). На основе выше сказанного в рамках подхода была разработана психолого-педагогическая диагностика уровня воспитанности обучающихся БОУ ДОД г.Омска «ЦДТ «Созвездие», которая прошла апробацию и успешно применяется педагогами с 2012 года. Данная диагностика имеет вид таблицы, в ходе ее заполнения используется метод наблюдения. Таблица используется педагогом весь учебный год, педагог отслеживает уровень воспитанности в начале года, середине года и в конце года по заданным критериям. Наличие только одной таблицы помогает педагогу отслеживать уровень воспитанности обучающегося, не прибегая к сложным подсчетам и сопоставлению многих методик. Таблица воспитанности доказала свою эффективность на практике в 2012-2013 учебном году. На тот момент педагогический состав БОУ ДОД г.Омска «ЦДТ «Созвездие» насчитывал более 40 педагогов. Каждый педагог заполнял таблицу три раза за учебный период, используя метод наблюдения за детьми, за качеством выполнения задания, способами общения между сверстниками и с педагогом. Три этапа заполнения таблицы – в начале учебного года (входящая диагностика), данные отражают начальный уровень воспитанности обучающихся вновь прибывших (для первого года обучения) или уровень воспитанности обучающихся после возвращения с летних каникул (для 2-5 годов обучения), на основе полученных данных можно планировать и корректировать соответствующие методы в программе для поддержания или повышения уровня воспитанности обучающихся; в середине учебного года проходит текущая диагностика, благодаря которой можно отследить наличие или отсутствие динамики, и так же запланировать дальнейшую работу с детьми. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года и показывает результаты проведенной программы, в рамках которой активно уделялся вопрос воспитанию обучающихся. Для сравнения продемонстрируем итоги входящей, текущей и итоговой диагностики за 2012-2013 учебный год на примере детей дошкольного возраста первого года обучения студии раннего развития «Радуга». Была выбрана именно данная возрастная категория, так как дети еще не обучаются в школах и можно более достоверно отследить именно влияние дополнительного образования на формирование уровня воспитанности обучающихся. В ходе проведения диагностики получены следующие данные: во входящей диагностике получено, что 60% детей имеют достаточный уровень воспитанности, есть потенциал для совершенствования, 30% - высший уровень, 10% - требует значительной коррекции для достижения более высокого уровня воспитанности; в текущей диагностики – 50% обучающихся - высший уровень, 50% - достаточный уровень воспитанности, есть потенциал для совершенствования; в итоговой диагностике 65% - высший уровень воспитанности, 35% - достаточный уровень воспитанности, есть потенциал для совершенствования. Таким образом, можно сказать, что наблюдается стойкая положительная динамика уровня воспитанности у обучающихся, мероприятия разработанные специалистами «ЦДТ «Созвездие» эффективны. Для успешного достижения поставленной цели по формированию воспитанности у обучающихся наши педагоги придерживаются определенных принципов воспитательного процесса. Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы. В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания: 1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям. 2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства. 3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции. 4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности. 5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление. 6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях. 7. Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе. 8. Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. Что же касается социума, то здесь педагогу можно порекомендовать, с одной стороны, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение, с другой стороны, в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице). Таким образом, дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства. Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят отсроченный характер. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|