|
Изучение эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.Автор статьи: Курышова Любовь Анатольевна
Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить цели. Ученые предлагают её определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. они советуют произвести и еще одну операцию – соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. Принципом построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспитания. Можно назвать следующие положения:
На основе перечисленных положений, являющихся стратегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. При разработке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.
Эффективность процесса воспитания можно представить следующим образом: – определение цели и задач изучения; – подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся; – выбор методик изучения; – подготовка диагностического инструментария; – исследования испытуемых; – обработка и интерпретация результатов исследования; – анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, следует описать каждый этап диагностического процесса.
Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: – выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения; – выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития; – получить информацию о результативности работы классных руководителей; – определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.
Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексами целей и задач, решаемых школьным коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены прежде всего на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.
Следует признать продуктивным избранный в некоторых образовательных учреждениях подход к определению критериев и показателей эффективности воспитательного процесса на основе разработанного педагогами, учащимися и родителями образа выпускника учебного заведения. В данном случае критерии и показатели могут быть следующими.
Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность общешкольного коллектива, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает оценить результативность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата. Наряду с перечисленными используются и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику образовательного учреждения и своеобразие осуществляемого в нем воспитательного процесса. Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении надо исходить из требований необходимости и достаточности. Критерии и показатели для исследования эффективности создаваемой воспитательной системы школы.
Основная цель психологического сопровождения воспитательного мониторинга - создание условий, в которых личностный и творческий потенциал ученика получат возможность развития. Важно помочь ребенку сформировать положительный образ своего «Я», окружающего мира, собственного будущего, научить его устанавливать и поддерживать коммуникативные связи в обществе. Психолог, решая социально-педагогическую задачу, помогает педагогическому составу адаптировать образовательную программу к конкретной группе детей или каждому ребенку с учетом психологических особенностей. При решении социально-организационных задач психолог выступает носителем идей гуманистического подхода (как в образовании, так и в семейном воспитании), идеи личностного, возрастного подхода, партнерского сотрудничества взрослых и детей. Для решения задач воспитательного мониторинга психолог выполняет следующие функции:
Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным- выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является основной отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:
Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования надо своевременно подготовить необходимый инструментарий- бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагностическом процессе. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем- время изучения и обработки результатов. Следует признать целесообразным вовлечение большого количества работников школы в процесс диагностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор и его заместители, социальный педагог, библиотекарь, школьный медработник, учитель физкультуры, музыки, изобразительного искусства, руководители кружков и секций, некоторые родители и старшеклассники. Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (Методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым. Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, школьный психолог, заместитель директора по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы. В школах-экспериментальных площадках результаты изучения представлены в следующей таблице.
Анализ оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течении нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации(развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для неё. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обосновано оценить её эффективность, наметить пути и средства дальнейшего ее развития. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах исследования следует информировать учащихся и родителей.
Завершая описание теоретических и технологических аспектов изучения эффективности воспитательной работы, необходимо заметить, что каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании коллектива учебного заведения, других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|