Изучение эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный.

В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило понимается действенность, результативность воспитательной       работы, способность обеспечить цели. Ученые предлагают её определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. они советуют произвести и еще одну операцию – соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса -  это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Принципом построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспитания. Можно назвать следующие положения:

  1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно - ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель субъект и результат воспитательного процесса.
  2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями , задачами, содержанием и способами организации воспитательного процесса. Надо отказаться от исследования результативности процесса воспитания учащихся путем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения: нравиться или не нравится та или иная методика.
  3.   Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса.
  4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течении нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует подумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течении нескольких лет информации.
  5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся.
  6. Оценочно – результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учебном заведении должен обладать единичными, особенными и общими чертами, детерминированными неповторимостью образовательного учреждения и окружающей его социальной и природной среды, спецификой типа учебного заведения, характером воспитательных отношений в нем.
  7. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и  сил для подготовки и проведения  изучения, обработки получаемых результатов. Однако необходимо помнить, что ориентация на использование в процессе изучения только экспресс методик не всегда является оправданной, так как получение выигрыша во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации.
  8. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проведенного исследования.

 

  1. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих результатов на последующих этапах диагностики. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

 

На основе перечисленных положений, являющихся стратегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. При разработке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.

 

Эффективность процесса воспитания можно представить следующим образом:

– определение цели и задач изучения;

– подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

– выбор методик изучения;

– подготовка диагностического инструментария;

– исследования испытуемых;

– обработка и интерпретация результатов исследования;

– анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

 

Чтобы более ясно и детально представить  содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, следует описать каждый этап диагностического процесса.

 

Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности  воспитательного процесса: чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:

– выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения;

– выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;

– получить информацию о результативности работы классных руководителей;

– определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.

 

Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексами целей и задач, решаемых школьным коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

 

Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены прежде всего на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.

Критерии

Показатели

1. Интеллектуальная развитость учащегося.

  1. Освоенность учащимися образовательной программы.
  2. Развитость познавательных процессов и интересов личности.
  3. Сформированность учебной деятельности.

2.Нравственная развитость учащегося.

1.Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка.

2.Социальная активность учащихся.

3.Физическая развитость учащегося.

  1. Состояние здоровья ребенка.
  2. Овладение навыками личной гигиены.
  3. Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.

 

Следует признать продуктивным избранный в некоторых образовательных учреждениях  подход к определению критериев и показателей эффективности воспитательного процесса на основе разработанного педагогами,  учащимися и  родителями  образа выпускника учебного заведения. В данном случае критерии и показатели могут быть следующими.

Критерии

Показатели

1. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника.

  1. Обученность учащихся.
  2. Развитость мышления.
  3. Познавательная активность.

2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника.

  1. Нравственная направленность.
  2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду.

3. Сформированность эстетического потенциала личности выпускника.

  1. Коммуникабельность.
  2. Сформированность коммуникативной культуры учащегося.

4. Сформированность эстетического потенциала личности выпускника.

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

5. Сформированность физического потенциала личности  выпускника.

  1. Состояние здоровья учащихся выпускных классов.
  2. Развитость физических качеств.

 

Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность общешкольного коллектива, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает оценить результативность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата. Наряду с перечисленными используются и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику образовательного учреждения и своеобразие осуществляемого в нем воспитательного процесса. Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении надо исходить из требований необходимости и достаточности.

Критерии и показатели для исследования эффективности создаваемой воспитательной системы школы.

Критерии

Показатели

1. Самоактуализированность личности учащегося.

  1. Умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей.
  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
  3. Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.
  4. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  5. Обладание способностью к рефлексии.

2. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

  1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
  2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.
  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе.

3. Конкурентоспособность учебного заведения.

  1. Усвоение учащимися образовательной программы.
  2. Поступление выпускников школы в высшие учебные заведения.
  3. Участие учащихся и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях.
  4. Отток учащихся в другие учебные заведения.
  5. Репутация образовательного учреждения.

 

Основная цель психологического сопровождения воспитательного мониторинга -  создание условий, в которых личностный и творческий потенциал ученика получат возможность развития. Важно помочь ребенку сформировать положительный образ своего «Я», окружающего мира, собственного будущего, научить его устанавливать и поддерживать коммуникативные связи в обществе.

  Психолог, решая социально-педагогическую задачу, помогает  педагогическому составу адаптировать образовательную программу к конкретной группе детей или каждому ребенку с учетом психологических особенностей. При решении социально-организационных задач психолог выступает носителем идей гуманистического подхода (как в образовании, так и в семейном воспитании), идеи личностного, возрастного подхода, партнерского сотрудничества взрослых и детей.

Для решения задач воспитательного мониторинга психолог выполняет следующие функции:

  1. консультативно-диагностическая (изучение личностных особенностей и профессиональной направленности детей, проведение социометрических исследований детских и педагогических коллективов, консультирование по результатам  диагностики и по запросу);
  2. коррекционно-профилактическая (групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обучающие тренинги и семинары для детей, педагогов и родителей, создание комфортного психологического климата в образовательной среде);
  3. информационно-аналитическая (разработка общих подходов к изучению социально-психологических явлений в образовательном пространстве посредством социологических опросов, анализов, обобщений и структурирования получаемой информации; адаптация методик и технологий; информирование участников образовательного процесса  о полученных результатах);
  4. организационно-просветительская (организация непосредственной социально-психологической помощи субъектам образовательного процесса. Для педагогов – внесение психологического компонента в образовательные программы с учетом детской возрастной сензитивности; для администрации – выполнение заказных исследований для родителей с целью определения совместной стратегии воспитания.

 

Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей  эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным- выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является основной отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:

Аспекты изучения

Диагностические средства

1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

  1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
  2. Методики изучения познавательных процессов личности ребенка.
  3. Групповой интеллектуальный тест для 1-5(ГИТ), ПИТ (подростковый интеллектуальный тест для 6-8 кл.),УИТ СПЧ (универсальный интеллектуальный тест для 9-11кл.).
  4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
  5. Педагогическое наблюдение.

2. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

  1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.
  2. Методика С.М. Петровой « Пословицы» для определения направленности личности.
  3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.
  4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
  5. Педагогическое наблюдение.

3. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.

  1. Методика выявления коммуникативных  склонностей.
  2. Методы экспертной оценки педагогов  и самооценки учащихся.
  3. Педагогическое наблюдение.

4. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося.

  1. Методы экспертной оценки педагогов  и самооценки учащихся.
  2. Педагогическое наблюдение.

5. Сформированность  физического потенциала личности учащегося.

  1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.
  2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании( юноши), поднимания туловища (девушки).
  3. Методы экспертной оценки педагогов  и самооценки учащихся.

6. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

  1. Методика А.А. Андреева « Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
  2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

7. Сформированность общешкольного коллектива.

  1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)».
  2. Методика М.И. Рожкова

 « Определение уровня развития ученического самоуправления».

  1. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

 

Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования надо своевременно подготовить необходимый инструментарий- бланки для испытуемых,  протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагностическом процессе. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем- время изучения и обработки результатов. Следует признать  целесообразным вовлечение большого количества работников школы в процесс диагностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор и его заместители, социальный педагог, библиотекарь, школьный медработник, учитель физкультуры, музыки, изобразительного искусства, руководители кружков и секций, некоторые родители и старшеклассники.

Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (Методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.

Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для  обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило,  школьный психолог, заместитель директора по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы. В школах-экспериментальных площадках результаты изучения представлены в следующей таблице.

Исследуемая выборка

Год изучения

Сформированность нравственного потенциала

Направленность личности (тест Н.Е. Щурковой)

Экспертная оценка педагогов

Нравственная

Ситуативная

Безнравственная

Высокая

Средняя

Низкая

Несформированная

Уч-ся 11-го класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся 9-го класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течении нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации(развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для неё. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обосновано оценить её эффективность, наметить  пути и средства дальнейшего ее развития. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах исследования следует информировать учащихся и родителей.

 

Завершая описание теоретических и технологических аспектов изучения эффективности воспитательной работы, необходимо заметить, что каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании коллектива учебного заведения, других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.

 



Просмотров: 600
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Стратегии личности в период процесса старения
  • Стратегии личности в период процесса старения, часть вторая
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Революционная методика изучения английского языка разработана в Казани
  • Получение удовольствия от процесса развития
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Формирование учебного процесса у детей с расстройствами аутистического спектра.
  • "Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.
  • Социальные представления об инклюзивном образовании у различных субъектов образовательного процесса
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • «Типология учащихся на основе уровневого подхода В.В. Лебединского»
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Пограничное расстройство личности. 9 критериев для определения.
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Теретические аспекты изучения эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте
  • Роль психокоррекционного сопровождения в повышении адаптационного потенциала личности детей с ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь