Использование игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ

Использование игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ

В данной статье, мне бы хотелось поделиться наработанным опытом по использованию игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательной среде.  

Для детей с особенностями в развитии характерно нарушение нормального темпа психического развития. Это может выражаться в том, что отдельные психические функции (память, мышление, внимание и т.д.) отстают от среднестатистической возрастной нормы.

В связи с этим  важную роль для таких детей играет адаптация. Поступая в школу, первоклассники сталкиваются с новой средой. А детям с особенностями в развитии необходимо оказывать дополнительную помощь для успешной, правильной, системной адаптации.

Школьная адаптация – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Данный процесс длительный и имеет физиологические, психологические и социальные аспекты.

Большинство авторов рассматривают адаптацию, как процесс активного приспособления индивида к условиям среды и как результат этого процесса. Выделяют три основные формы адаптации к внешней среде:

1) Поиск среды, которая наиболее благоприятна для жизни и реализации значимых потребностей (поиск среды по себе);

2) Изменения, которые субъект совершает для приведения среды в соответствие со своими потребностями (изменение среды под себя);

3) Внутренние психологические изменения, с помощью которых он приспосабливается к среде (изменение себя под среду).

  В психолого-педагогических исследованиях (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, С. В. Феоктистова и др.) адаптация рассматривается в неразрывном единстве с процессами психического развития и личностного становления школьников, с процессами обучения, воспитания и социализации в различные возрастные периоды.

На первых этапах адаптации к школе для учащихся с ОВЗ мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и произвольная регуляция деятельности еще недостаточно развиты – они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности.

Помогая детям с ОВЗ лучше адаптироваться, мы пришли к выводу, что они нуждаются в большей степени в игровой ситуации развития. Порой они даже отказываются посещать развивающие занятия. В связи с этим на занятиях для таких детей необходимо создавать ситуацию успеха, которую легче всего смоделировать именно в игре. Успешное прохождение фазы адаптации позволит ребенку интегрироваться в группе и развить не только познавательные способности, но личностные черты.

Для данной категории детей мной разрабатывается и адаптируется серия игровых упражнений. Игровая деятельность является ведующей, прежде всего для детей дошкольного возраста. При поступлении в школу дети осваивают новый вид деятельности – учебную. Но в связи с особенностями в развитии учащимся необходимо преподносить материал в доступной для них облегченной форме.

Многие специалисты в области детской психологии в той или иной степени касаются проблемы игры и выдвигают свои точки зрения на ее природу и значение. Также является очень распространненой «игровая терапия», позволяющая развивать познавательные процессы,  справляться с различными трудностями и отклонениями в поведении. Существует несколько видов игровой терапии (психоаналитическая, поведенческая, недирективная, структурированная и др.), в зависимости от того, в каком психологическом подходе работает специалист. В своей работе  я использую интегративный подход.

Отечественный психолог Л. С. Выготский писал о том, что в игровой ситуации можно сформировать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей, в частности перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Также развиваются творческие процессы.[1] В игре реализуются следующие функции: обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, развлекательная, психологическая, релаксационная. Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во вcе виды деятельности, так как она передает огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

В своей практике я использую игры на развитие сенсорных способностей (тактильные ощущения, цветовое восприятие, слуховое внимание и т.д.), познавательных способностей, речевое развитие, развитие мелкой и крупной моторики и т.д.

Для эффективности необходимо использовать современные техники и методические пособия.

Подводя итог, можно сказать, что использование игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования дает значимые положительные результаты.

Если у Вас ребенок с особенностями в развитии и Вы не знаете, что делать?

В каком направлении двигаться?

Обращайтесь за помощью. Рада буду Вам помочь.

Психолог Екатерина Шабалина, 8 900 572 34 17

https://www.psyoffice.ru/id49745/ 

 

Библиографический список

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598).
  3. Большой психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
  5. Эльконин Д. Психология игры -  М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
  6. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. – 56 с.
  7. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2012. – 72 с.
  8. Требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Справочник руководителя образовательного учреждения № 8 , 2016. С. 20 – 27.
  9. Шабалина Е.А. Тип детско-родительских взаимоотношений как фактор формирования этнической идентичности у подростков. Секция психология. Подсекция «Психология современной семьи». Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев, М. В. Чистякова. — М.: МАКС Пресс, 2013.


Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной среде
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Адаптация в новой стране. Феномен капсулирования в процессе адаптации.
  • Значение деятельности тифлопедагога в бытовой адаптации незрячих и слабовидящих на уроках домоводства
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Нейротрансформинг (НТФ) в социальной адаптации клиента с ограниченными возможностями
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Рекомендации родителям по адаптации детей в детском саду
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • «Трудности адаптации детей в детском саду и в школе»
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • К вопросу воспитания и интеграции детей с особенностями здоровья (ОВЗ)
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Роль семьи в развитии психосоматических заболеваний детей
  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Проблемы адаптации детей к детскому саду: первый раз в детский сад.
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь