|
Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?Автор статьи: Танкова Оксана Владимировна
Еще немного и ваш малыш станет первоклассником. Волнительное время: радостное и тревожное одновременно. Как пройдет адаптация к новой обстановке, учительнице, сможет ли ребенок найти общий язык с одноклассниками, достаточно ли он интеллектуально подготовлен к школе?… Да, «первый раз в первый класс» – стрессовая ситуация не только для ребенка, но и для родителей. Не зря учителя начальных классов на собраниях шутливо объявляют мамам и папам: «Поздравляем вас со вторым поступлением в школу.» Чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, важны не только навыки чтения и счета, но и наличие у него физической и психологической готовности к школе. Физическую готовность определяют врачи, которых вы вместе с ребенком обходите перед поступлением в школу. А из чего складывается психологическая готовность?
Очень часто дети хотят идти в школу. Но вот что именно там их привлекает?Если ребенок говорит, что он хочет учиться, потому что в школу ходит его друг Вася или потому что ему купили красивые тетрадки и карандаши – это указывает на то, что у него не сформирована готовность к принятию положения школьника и его прельщают только внешние атрибуты, которые очень быстро теряют свою актуальность. Психологически зрелый ребенок стремится в школу вследствие того, что хочет учиться и ему нравится учиться, он воспринимает учебу как ответственное дело. «Я хочу узнать много нового», «Хочу быть умным, как папа», «Мне нужно многому научиться, чтобы стать писателем» - вот как отвечает ребенок, принявший новую «социальную позицию». Этот ребенок к семи годам самостоятелен: он может сам гулять во дворе, убирать за собой игрушки, умываться перед сном, стелить себе кровать, имеет свою домашнюю обязанность (например, покупка хлеба в магазине рядом с домом, поливка цветов). Он знает, что школа – это не дом ужасов, но и не сказочный дворец. Да, в школе есть свои трудности, которые можно преодолеть и которые необходимы, чтобы добиться чего-то в жизни. (научиться читать и писать непросто. Но если слушать учительницу, выполнять задания, то вполне возможно. Зато потом можно будет самому перечитать много книг, писать друзьям письма…) 2. Волевая готовность – способность управлять своей деятельностью, регулировать поведение. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен пользоваться всеми элементами волевого действия:
Способствовать развитию воли старшего дошкольника хорошо в совместной игре ребенка со взрослыми . Пример. Обучение учебной деятельности – игра «Школа»; Уборки квартиры – «Дочки- матери»; Подстриганию ногтей – «Парикмахерская»; Изготовлению поделок – «Телевизионная передача»и т.д. В игре шансы на сопротивление ребенка («Не хочу», «Не буду», «Сами делайте» ) уменьшаются, так как он заинтересован сюжетом и ощущает свою сопричастность к игре. Но, конечно, ребенок не будет в школе только играть, и поэтому необходимо систематически проводить занятия (1 раз в день по 20-30 минут). И в игре, и в учебной деятельности взрослый показывает, как ставить цель, как планировать свою деятельность, выходить из трудных ситуаций, анализировать результаты. Чем лучше ребенок будет овладевать структурными элементами волевых действий, тем больше ему самостоятельности нужно предоставлять. 3. Интеллектуальная готовность, которая состоит из следующих компонентов:
Даже если ваш ребенок не ходит в детский сад, создайте ему условия для общения с детьми (посещение кружков, игры с детьми на прогулках). Ребенка, который испытывает трудности в общении с детьми, не нужно стыдить и ругать за это.Покажите, как знакомиться с детьми, во что с ними и как можно играть, обсуждайте конфликтные ситуации.Так ,например, когда моя дочка Арина была маленькой (2,5 - 3 года), она в знакомстве с детьми использовала агрессивные методы: кусала их, ударяла и даже могла частенько плюнуть.Я ей настойчиво объясняла, что, если она так будет знакомиться с детьми, то с ней никто не захочет дружить. Нужно говорить: «Здраствуй, меня зовут Арина. А тебя как?» Какого же было мое удивление, когда Арина (3года 8 месяцев), поехав первый раз на море, познакомилась со всеми детьми на пляже и прослыла самой общительной девочкой. Она никогда не скучала в одиночестве,а высматривала ребенка, подходила к нему и говорила: «Здраствуй, меня зовут Арина. А тебя как?» Также ребенок учится общению через близких ему людей. Если мама и папа не умеют строить взаимоотношения с окружающими, то и ребенку трудно этому научиться. 5. Адекватное оценивание себя и своих результатов.К семи годам у ребенка появляется адекватная дифференцированная самооценка, которая позволяет человеку оценивать себя не только, как целостный образ, но и отслеживать у себя развитие отдельных качеств: красивый-некрасивый, умный-глупый, сильный – слабый, щедрый-жадный…Ребенок начинает понимать, что не может быть везде «самым-самым», какие-то качества у него развиты хуже, какие-то лучше. Он в состоянии проанализировать результаты своей деятельности, сделать выводы о недочетах и учесть это на будущее.
Как недостаточная сформированность определенных компонентов психологической готовности влияет на обучение в школе?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|