Еще немного и ваш малыш станет первоклассником. Волнительное время: радостное и тревожное одновременно. Как пройдет адаптация к новой обстановке, учительнице, сможет ли ребенок найти общий язык с одноклассниками, достаточно ли он интеллектуально подготовлен к школе?…
Да, «первый раз в первый класс» – стрессовая ситуация не только для ребенка, но и для родителей. Не зря учителя начальных классов на собраниях шутливо объявляют мамам и папам: «Поздравляем вас со вторым поступлением в школу.»
Чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, важны не только навыки чтения и счета, но и наличие у него физической и психологической готовности к школе. Физическую готовность определяют врачи, которых вы вместе с ребенком обходите перед поступлением в школу.
А из чего складывается психологическая готовность?
У ребенка должна быть сформирована готовность к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника. У школьника существует свой круг обязанностей, отличающий его от ребенка, посещающего детский сад: он каждый день (кроме субботы и воскресения) ходит в школу, где получает знания по различным предметам, отдохнуть может только на коротких переменах, дома делает уроки, собирает портфель, получает оценки за результаты своей деятельности, знает: в школу нужно ходить, чтобы учиться.
Очень часто дети хотят идти в школу. Но вот что именно там их привлекает?Если ребенок говорит, что он хочет учиться, потому что в школу ходит его друг Вася или потому что ему купили красивые тетрадки и карандаши – это указывает на то, что у него не сформирована готовность к принятию положения школьника и его прельщают только внешние атрибуты, которые очень быстро теряют свою актуальность. Психологически зрелый ребенок стремится в школу вследствие того, что хочет учиться и ему нравится учиться, он воспринимает учебу как ответственное дело. «Я хочу узнать много нового», «Хочу быть умным, как папа», «Мне нужно многому научиться, чтобы стать писателем» - вот как отвечает ребенок, принявший новую «социальную позицию».
Этот ребенок к семи годам самостоятелен: он может сам гулять во дворе, убирать за собой игрушки, умываться перед сном, стелить себе кровать, имеет свою домашнюю обязанность (например, покупка хлеба в магазине рядом с домом, поливка цветов). Он знает, что школа – это не дом ужасов, но и не сказочный дворец. Да, в школе есть свои трудности, которые можно преодолеть и которые необходимы, чтобы добиться чего-то в жизни. (научиться читать и писать непросто. Но если слушать учительницу, выполнять задания, то вполне возможно. Зато потом можно будет самому перечитать много книг, писать друзьям письма…)
2. Волевая готовность – способность управлять своей деятельностью, регулировать поведение. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен пользоваться всеми элементами волевого действия:
Перед тем, как приступить к деятельности, поставить цель;
Составить план действий.
Реализовать его (во время исполнения деятельности проявить волевые усилия);
Оценить результат проделанной работы.
Способствовать развитию воли старшего дошкольника хорошо в совместной игре ребенка со взрослыми .
Пример. Обучение учебной деятельности – игра «Школа»;
В игре шансы на сопротивление ребенка («Не хочу», «Не буду», «Сами делайте» ) уменьшаются, так как он заинтересован сюжетом и ощущает свою сопричастность к игре.
Но, конечно, ребенок не будет в школе только играть, и поэтому необходимо систематически проводить занятия (1 раз в день по 20-30 минут).
И в игре, и в учебной деятельности взрослый показывает, как ставить цель, как планировать свою деятельность, выходить из трудных ситуаций, анализировать результаты. Чем лучше ребенок будет овладевать структурными элементами волевых действий, тем больше ему самостоятельности нужно предоставлять.
3. Интеллектуальная готовность, которая состоит из следующих компонентов:
Знания, умения и навыки, соответствующие возрастной норме в области развития речи, математики, живой и неживой природы и т.д. Данный компонент больше относится к педагогической готовности.
Соответствующие возрастной норме развития психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие). Очень важно, чтобы у ребенка были умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, запоминать смысл того, что узнал (на одной автоматической памяти далеко «не уедешь», так как объем школьной программы обширен). Сейчас много пособий, способствующих развитию психических процессов, таких как : «Развивает память», «Развивает мышление», «Лабиринты», «Логика» и т.д., а также различные настольные игры. 4. Умение войти в незнакомое детское сообщество. Здесь ребенку необходимы коммуникативные навыки : уметь устанавливать контакт, поддерживать его и завершать, взаимодействовать на равных, уступать при необходимости, сопереживать, уметь донести до окружающих свою точку зрения, договориться…
Даже если ваш ребенок не ходит в детский сад, создайте ему условия для общения с детьми (посещение кружков, игры с детьми на прогулках). Ребенка, который испытывает трудности в общении с детьми, не нужно стыдить и ругать за это.Покажите, как знакомиться с детьми, во что с ними и как можно играть, обсуждайте конфликтные ситуации.Так ,например, когда моя дочка Арина была маленькой (2,5 - 3 года), она в знакомстве с детьми использовала агрессивные методы: кусала их, ударяла и даже могла частенько плюнуть.Я ей настойчиво объясняла, что, если она так будет знакомиться с детьми, то с ней никто не захочет дружить. Нужно говорить: «Здраствуй, меня зовут Арина. А тебя как?» Какого же было мое удивление, когда Арина (3года 8 месяцев), поехав первый раз на море, познакомилась со всеми детьми на пляже и прослыла самой общительной девочкой. Она никогда не скучала в одиночестве,а высматривала ребенка, подходила к нему и говорила: «Здраствуй, меня зовут Арина. А тебя как?»
Также ребенок учится общению через близких ему людей. Если мама и папа не умеют строить взаимоотношения с окружающими, то и ребенку трудно этому научиться.
5. Адекватное оценивание себя и своих результатов.К семи годам у ребенка появляется адекватная дифференцированная самооценка, которая позволяет человеку оценивать себя не только, как целостный образ, но и отслеживать у себя развитие отдельных качеств: красивый-некрасивый, умный-глупый, сильный – слабый, щедрый-жадный…Ребенок начинает понимать, что не может быть везде «самым-самым», какие-то качества у него развиты хуже, какие-то лучше. Он в состоянии проанализировать результаты своей деятельности, сделать выводы о недочетах и учесть это на будущее.
Как недостаточная сформированность определенных компонентов психологической готовности влияет на обучение в школе?
Отсутствие принятия «социальной роли» школьника.
Эти дети учатся неровно, успехи зависят от присутствия интереса. Часто задания, не вызывающие интереса, делаются небрежно, «лишь бы – лишь бы».
Низкая волевая готовность.
Неумение ставить цель, организовывать свою деятельность, управлять своим поведением. Могут «пропускать мимо ушей» то, что говорит учительница, делать «нелепые» ошибки. Отвлекаются на уроках. Деятельность такого ребенка – сплошной хаос.
Недостаточная интеллектуальная готовность.
Трудности в овладении новым материалом, неумение вычленить главное из него, отсутствие знаний, как системы.
Неумение войти в детское сообщество
Отторжение классом, возникновение нарушения взаимодействия с другими детьми (замкнутость, уход в себя или повышенная конфликтность). Следствием этого может быть отсутсвие желания ходить в школу, нервный срыв, возможно, снижение успеваемости.
Отсутствие дифференцированной самооценки.
Неадекватное реагирование на критику учителя (обиды, плач, агрессия). Уход в себя, конфликтность. При заниженной самооценке – полное неверие в свои силы («руки опускаются»), при завышенной – игнорирование учета ошибок, замечаний учителя. («наступание на те же грабли.»)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.