|
Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗАвтор статьи: Кристина Владимировна Торгашова
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – психологов, логопедов, дефектологов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Песок является одним из самых лучших природных материалов для творчества: он мягкий, податливый, с помощью него так легко «перекинуть мостик» от мира внутреннего к миру внешнему, материальному. Игры детей с песком популярны с давних лет и являются одной из наиболее любимых детьми видов творческой активности. Внедрение методов песочной терапии в работу с детьми с ограниченными возможностями является наиболее легкодоступным, естественным и безопасным средством развития и самотерапии. Играя в песочнице, дети придумывают свой особенный удивительный мир, заполняя его интересными сюжетами, включаются их воображение, мечты. В такие моменты дети представляются волшебниками, творцами. Взаимодействуя с песком, развивается творческий потенциал ребенка. И это естественно, ведь именно в песочнице малыши впервые «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им так непросто выражать в силу своих возрастных особенностей. Благодаря созданию «песочной страны» ребенок получает возможность невербального общения с окружающей действительностью, в свою очередь взрослый имеет уникальный шанс посмотреть на мир глазами ребенка. Песочная терапия – возникла в русле аналитической психотерапии. Это средство взаимодействия не только с миром, но и с самим собой; средство снятия психоэмоционального напряжения, что само по себе раскрывает новые линии развития и повышает уверенность в себе. Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) в 1930-х годах была одной из первых, кто начал использовать песочницу в играх с больными детьми и детьми группы риска. Ловенфельд присваивала огромное значение тактильному взаимодействию ребенка с водой и песком, который дополнял проективную игру с разными предметами (формочки для игр в песочнице, миниатюрные игрушки). Стоит отметить, что также Эрик Эриксон, Анна Фрейд активно использовали в своей работе с детьми миниатюры и игрушки. Работа в песочнице позволяет вернуться в детство, активизирует «архетип ребенка», благоприятствует творческому регрессу. Игра с песком – один из видов естественной, натуральной активности детей, что позволяет использовать ее в рамках коррекционных, развивающих и обучающих занятий. Создавая песочные картины, сочиняя всевозможные истории, ребенку передаются жизненный опыт, правила окружающей действительности в наиболее безопасной для него форме. Контакт ребенка с песком гармонизирует психоэмоциональное состояние, стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, а также улучшает самочувствие. Общая структура занятий в песочнице включает в себя:
Существует несколько видов работ в педагогической песочнице:
Данные виды работ развивают у ребенка с ограниченными возможностями:
Песочная терапия активно используется на занятиях с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детьми с легкой умственной отсталостью, нарушениями речи. Программа включает в себя 6 занятий продолжительностью 25-30 минут. И имеет ряд противопоказаний: наличие клинического диагноза «бронхиальная астма», инфекционные кожные заболевания и раны на руках, аллергия на пыль и мелкие частицы. Показателями эффективности использования программы «Песочная страна» с детьми, имеющими особые образовательные потребности являются:
Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка в целом. Помимо того, что отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, также формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям. В песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, творческого изменения ситуаций, формируется спонтанная творческая активность, что обеспечивает в дальнейшем эффективную адаптацию в социуме. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|