Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов –  психологов, логопедов, дефектологов  к специально организованным занятиям с использованием песочницы.

Песок является одним из самых лучших природных материалов для творчества: он мягкий, податливый, с помощью него так легко «перекинуть мостик» от мира внутреннего к миру внешнему, материальному.

Игры детей с песком популярны с давних лет и являются одной из наиболее любимых детьми видов творческой активности. Внедрение методов песочной терапии в работу с детьми с ограниченными возможностями является  наиболее легкодоступным, естественным и безопасным средством развития и самотерапии.

Играя в песочнице, дети придумывают свой особенный удивительный мир, заполняя его интересными сюжетами, включаются их воображение, мечты. В такие моменты дети представляются волшебниками, творцами.

               Взаимодействуя с песком, развивается творческий потенциал ребенка. И это естественно, ведь именно в песочнице малыши впервые «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им так непросто выражать в силу своих возрастных особенностей. Благодаря созданию «песочной страны» ребенок получает возможность невербального общения с окружающей действительностью, в свою очередь взрослый имеет уникальный шанс посмотреть на мир глазами ребенка.

          Песочная терапия – возникла в русле аналитической психотерапии. Это средство взаимодействия не только с миром, но и с самим собой; средство снятия психоэмоционального напряжения, что само по себе раскрывает новые линии развития и повышает уверенность в себе.

          Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) в 1930-х годах была одной из первых, кто начал использовать песочницу в играх с больными детьми и детьми группы риска.

Ловенфельд присваивала огромное значение тактильному взаимодействию ребенка с водой и песком, который дополнял проективную игру с разными предметами (формочки для игр в песочнице, миниатюрные игрушки). Стоит отметить, что также Эрик Эриксон, Анна Фрейд активно использовали в своей работе с детьми миниатюры и игрушки. Работа в песочнице позволяет вернуться в детство, активизирует «архетип ребенка», благоприятствует творческому регрессу.

          Игра с песком – один из видов естественной, натуральной активности детей, что позволяет использовать ее в рамках коррекционных, развивающих и обучающих занятий.

Создавая песочные картины, сочиняя всевозможные истории, ребенку передаются жизненный опыт, правила окружающей действительности в наиболее безопасной для него форме. Контакт ребенка с песком гармонизирует психоэмоциональное состояние, стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, а также улучшает самочувствие.

Общая структура занятий в песочнице включает в себя:

  1. ритуал вхождения в песочный мир;
  2. новая психолого-педагогическая игра;
  3. ритуал выхода из песочного мира.

Существует несколько видов работ в педагогической песочнице:

  1. конструирование из песка;
  2. рисование цветным песком;
  3. составление узоров на песке;
  4. создание картин на песке;
  5. создание песочных композиций;
  6. разыгрывание сказок на песке.

Данные виды работ развивают у ребенка с ограниченными возможностями:

  1. мелкую моторику;
  2. тактильно-кинестетическую чувствительность;
  3. воображение, любознательность;
  4. стимулируют проявление творчества;
  5. позволяют справиться со страхами;
  6. учат детей контролировать свое поведение и эмоции.

 

Песочная терапия активно используется на занятиях с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детьми с легкой умственной отсталостью, нарушениями речи. Программа включает в себя 6 занятий продолжительностью 25-30 минут. И имеет ряд противопоказаний: наличие клинического диагноза «бронхиальная астма», инфекционные кожные заболевания и раны на руках, аллергия на пыль и мелкие частицы.

Показателями эффективности использования программы «Песочная страна» с детьми, имеющими особые образовательные потребности являются:

  1. проявление спонтанного творчества и развитие творческого потенциала в целом;
  2. улучшение внимания;
  3. перенесение полученных навыков в ежедневные ситуации;
  4. совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
  5. стимулирование интереса к занятиям;
  6. развитие речи (дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи воспитателей и педагогов, имитировать звуки, которые издают их персонажи);
  7. совершенствование навыков положительной коммуникации;
  8. формирование представлений об окружающей действительности, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, объяснение их смысла и способов поведения в них;
  9. гармонизация психоэмоционального состояния.

Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка в целом. Помимо того, что отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, также формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям.

В песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, творческого изменения ситуаций, формируется спонтанная творческая активность, что обеспечивает в дальнейшем эффективную адаптацию в социуме.



Просмотров: 523
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Игры с песком. Песочная терапия.
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Общие методические рекомендации по проведению развивающих занятий с детьми 3 – 5 лет в домашних условиях
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Песочная терапия в работе с детьми.
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками
  • Что такое песочная терапия и как она применяется в работе с детьми.
  • Песочная терапия. Эффективна ли психологическая работа с детьми?
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками. Стадия борьбы.
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками. Стадия хаоса.
  • Творчество с детьми. Развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Значение занятий с умственно-отсталыми детьми
  • SAND PLAY - песочная терапия с детьми
  • Песочная терапия для детей - волшебство на песке
  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Часть 3. Злость в песочнице: как научить детей адекватно проявлять эмоции
  • Плюсы песочной терапии в работе с детьми.
  • Песочная психотерапии (Sandplay) в работе с детьми
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Игра в песке «Песочная терапия»
  • Световой короб. Игровая терапия, рисование красками и песком.
  • Метод интегративной песочной психотерапии в работе с детьми, пережившими сексуальное насилие.
  • Песочная терапия для детей с нарушением развития
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Почему я не понимаю своего ребенка? Или три основные ошибки в общении с детьми



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь