|
Песочная терапия. Эффективна ли психологическая работа с детьми?Автор статьи: Алексей Калимов
Данная статья взята из моего блога на Яндекс.Дзене. Если Вам интересно, добро пожаловать туда. Есть мнение, что психотерапия может быть успешна при определенных условиях (или требованиях к клиенту). Одним из таких требований являются возрастные рамки. Например, Карл Роджерс [Роджерс, 2015, стр. 48] считал, что для эффективного консультирования и психотерапии, возраст клиента должен находится в возрастном диапазоне от 10 до 65. Этот возраст объясняется некоторой степенью независимости в поступках и принятии решений, а также достаточной гибкостью при адаптации. Также, очевидно то, что этот диапазон довольно условный. Если Вам уже 9.5, и Вы сильный и независимый молодой человек или прелестная леди в самом рассвете сил, то добро пожаловать ко мне на консультацию. Позиция Роджерса получает свою поддержку в исследованиях Ж. Пиаже. Этот швед выделяет 4 стадии развития интеллекта [Пиаже, 2003], а также одним из важных феноменов в его теории является феномен эгоцентризма. Эгоцентризм - неспособность ребенка (обусловленная естественным развитием человека; не является патологией) принять точку зрения, отличную от собственной. Проявляется как в физическом плане ("Например, ребенок может показать свою правую руку, но, глядя на стоящего против него партнера, будет путать отношения..."), так и в социальной плане ("...ребенок сначала приписывает другим свой собственный взгляд на вещи") [Пиаже, 2003, стр. 72] Эгоцентризм, который характерен для детей до 7 лет вызывает затруднение в проведении консультативной работы с детьми из-за их неспособности встать на другую точку зрения. Получается, что с детьми до 10 лет проводить психотерапию нет никакого смысла? Шах и мат, психологи? Да. Нет. Это как посмотреть. Проводить классическую сессию в формате вербальной психотерапии (в форме беседы), на мой взгляд, будет не очень эффективно. Маленькому ребенку сложно будет концентрироваться на ситуации в течение 50 минут, а также, его речевой запас, зачастую, не способен обеспечить выражение всего спектра чувств. Однако, работа с маленькими детьми возможна, и на помощь нам приходит "рыхлая осадочная горная порода" (© Википедия). Песочная терапия - это метод психологической работы с клиентом с использованием специальной песочницы и фигурок. Данный метод возник в рамках Юнгианского аналитического подхода. Песочная терапия стала для меня очень удобным и эффективным методом работы с детьми. Метод песочной терапии показал свою эффективность в работе с различными проблемами у совсем юных клиентов. Есть исследования [Старостина и др., 2018], [Han et al., 2017], [Torenro et al., 2017] которые указывают на эффективность данного метода работы при следующих проблемах:
Как устроена сессия песочной терапии? Клиенту предлагается сделать построение в песочнице: выстроить ландшафт, выбрать фигурки и выставить их в песочницу. Затем клиент придумывает название своего построения. Далее, терапевт вместе с клиентом обсуждают построение, обсуждают мысли и чувства возникшие в процессе построения. Обсуждается символика фигурок и ландшафта. После обсуждения, клиенту предлагается изменить построение, добавить, изменить или убрать что-либо в песочнице и заново дать название построению. Символика, лично у меня, вызывает массу вопросов. Тут проблема в том, что все исследования об эффективности песочной терапии, которые Я находил предлагают комплексный взгляд на песочную терапию. Они не затрагивают вопросы эффективности и достоверности отдельных компонентов терапевтической работы на песке. Отсюда мне кажется не понятным, достаточно ли обусловлена такая интеграция символики с песочной терапией. Возможно, конечно, что в детстве меня уронили, и поэтому:
На мой взгляд, обращение к символике ландшафта и фигурок в песочной терапии работает в случае, если мы работает с клиентом, который имеет достаточный уровень развития мышления. Обращение к символам требует определенной способности к обобщению информации. В своей работе с детьми в песочной терапии Я предерживаюсь следующим принципам: Взаимодействие с песком и фигурками в игровой форме само по себе терапевтично;
Напоследок, хочу поделиться с Вами одним ярким личным опытом работы песочной терапии с ребенком (время, место, имена изменены, в 1477 я еще не родился). 1477 год. В этом году был основан Тюбингенский Университет. Спустя 4 дня после этого важного для мировой педагогики события, ко мне пришел коллега по работе и высказал свое беспокойство относительно одного своего подопечного. Я предложил коллеге пригласить родителя подопечного ко мне на консультацию. С родителем мы договорились о том, что ребенку будет предложено посетить мой кабинет, где мы будем заниматься песочной терапией. Ребенок проявил к этому интерес и дошел до меня. Проблема у ребенка была в повышенной тревожности, что выливалось в плохое поведение на занятиях Богословия (15 век, все дела). Мы провели около восьми встреч. На каждой встрече ребенок строил зоопарк. На первой встрече это был зоопарк в городе, которых отличался малогабаритными загонами, в которых животных было тесно. Постепенно мы обсуждали "тесноту" проявлений ребенка, обсуждали то, как ему бывает сложно выразить все чувства, которые в нем присутствуют. Главным моментом в обсуждении стало то, что однажды Я, заметив, что ребенок злится на меня, отметил это. Каково было мое удивление, когда он согласился с этим и смог вербально рассказать мне об этом (с учетом большой разницы в возрасте и того, что Я преподаватель, а он ученик). На последней встрече ребенок построил заповедник, в который приехали посетители из города (посетители также присутствовали в каждом построении, в одинаковом количестве, с одинаковыми характеристиками). В заповеднике зверям было очень просторно и хорошо. Родитель ребенка и мой коллега отмечали улучшение поведения ребенка, утверждали, что тот стал более спокойным. Этим ребенком был Альберт Эйнштейн. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|