|
Значение занятий с умственно-отсталыми детьмиАвтор статьи: Ефремов Андрей Владимирович
Значение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей 9-10 лет, нуждающихся в корректировке умственного развития Рядом со здоровыми детьми живут и развиваются дети с физическими и умственными дефектами. Благодаря современным методикам диагностики и различным программам раннего развития, дети с особенными потребностями никак не отличаются от своих сверстников. Более того, в чем-то они могут достичь даже больших результатов. Например, в творчестве или спорте. Все зависит от того, как окружение ребенка будет на него влиять и какие грани его Личности оживут, определяя его интересы или дальнейшую судьбу.
Дети с нарушением умственного развития в наши дни представляют одну из многочисленных категорий среди всех нозологий. Детям с ограниченными интеллектуальными возможностями тяжело осваивать общие программы в учебных заведениях, а специфичность эмоционально-личностной сферы определяет и особенный процесс адаптации в социуме. От разных состояний интеллектуальных нарушений и потенциальных способностей зависит весь процесс реабилитации (как физической, так и психологической, социальной). Роль родителей в коррекционном процессе Успех воспитательно-образовательного процесса зависит не только от раннего выявления недуга, но и от правильной оценки возможностей и способностей ребенка, его психологических особенностей. Именно поэтому роль родителей сложно переоценить. Ведь именно они могут наиболее точно оценить потенциальные возможности своих детей и обеспечить систематическое, целенаправленное и комплексное взаимодействие педагогов, врачей и воспитателей, обеспечив тем самым позитивную динамику. У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается слабый интерес и замедляется скорость обучения. Таким деткам гораздо сложнее осваивать новый материал и общественный опыт (например, навыки поведения в городском транспорте или магазине). Процессы восприятия, памяти, внимания и мышления протекают и формируются медленнее, чем у сверстников, и обладают особенными характеристиками. Собственно говоря, эти характеристики в сочетании с индивидуальными чертами характера ребенка и определяют выбор той или иной коррекционной и развивающей методики. Вторичными нарушениями считают отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, которые усложняют работу многим специалистам, отвергнутыми ребенком без малейших видимых причин. У детей с легкой умственной отсталостью преимущественно сохранено конкретное мышление, они разбираются в практических ситуациях, ориентируются на кого-либо (чаще всего родители или старшие братья, сестры). Уровня интеллекта обычно достаточно для развития бытового мышления, для нормального трудового и профессионального роста, относительной адекватности и самостоятельности в повседневном окружении. Активизировать и стимулировать умственную деятельность ребенка, способствовать развитию его эмоционально-волевой сферы, расширять круг коммуникативных навыков и умений, а также навыков сотрудничества могут не только специалисты, но и родители. Конечно, в полном объеме провести коррекцию любого нарушения невозможно, но активизировать определенные процессы и снять эмоциональное напряжение у ребенка – вполне реально. Корректирующие методики и упражнения В основе большинства методик коррекции и развития способностей детей с легкой умственной отсталостью лежит одна база, к которой относятся такие виды работы, как расслабляющие упражнения, развитие моторики, коммуникативные и подвижные игры, а также упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Зная их, можно с легкостью вплетать элементы занятий в повседневную жизнь ребенка, тем самым ускоряя и приближая появление позитивных изменений в его поведении и мышлении. Простыми в организации и проведении, но очень действенными являются следующие упражнения: 1. «Расскажи о себе!» Рассказывайте ребенку о себе и предлагайте ему продолжить предложения: - Я (какой?)…
2. «Что-то здесь не то» Предложите ребенку Вас исправить и найти ошибки: - Зимой цветут поля и сады, греет солнышко… 3. «Путаница» Разместите на столе разные предметы, чтобы получилась небольшая путаница. Возьмите около 15-20 предметов разного назначения. Например, посуду и мелкие предметы одежды, украшения и ванные принадлежности. Предложите ребенку назвать вещи и сказать для чего они используются, вместе разложите вещи на свои места. 4. «Чем отличается» Предложите ребенку пары рисунков (или пары предметов) и спросите, чем они отличаются: - табурет и стульчик 5. «Мешочек с подарками» Опишите один из предметов, который лежит в мешочке (необходимо подготовить заранее мешочек и 5-10 предметов: например, игрушек), а потом предложите ребенку найти его на ощупь. 6. «Задания для послушных пальчиков» Повторите с ребенком следующие упражнения: Река – имитируйте волны: ладошки в горизонтальном положении;
Стоит отметить, что даже при полном сотрудничестве ребенка с взрослым, не стоит его перегружать. Оптимальной длительностью занятия является 45 минут. Системный подход позволит в короткие сроки увидеть повышение уровня развития процессов мышления и общих интеллектуальных способностей, развития коммуникативных навыков, улучшения состояния общей и мелкой моторики. Так, при ежедневном включении хотя бы 15-минутных занятий положительные изменения будут видны уже через месяц. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|