Значение занятий с умственно-отсталыми детьми

Значение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей 9-10 лет, нуждающихся в корректировке умственного развития

Рядом со здоровыми детьми живут и развиваются дети с физическими и умственными дефектами. Благодаря современным методикам диагностики и различным программам раннего развития, дети с особенными потребностями никак не отличаются от своих сверстников. Более того, в чем-то они могут достичь даже больших результатов. Например, в творчестве или спорте. Все зависит от того, как окружение ребенка будет на него влиять и какие грани его Личности оживут, определяя его интересы или дальнейшую судьбу.

 

Дети с нарушением умственного развития в наши дни представляют одну из многочисленных категорий среди всех нозологий. Детям с ограниченными интеллектуальными возможностями тяжело осваивать общие программы в учебных заведениях, а специфичность эмоционально-личностной сферы определяет и особенный процесс адаптации в социуме. От разных состояний интеллектуальных нарушений и потенциальных способностей зависит весь процесс реабилитации (как физической, так и психологической, социальной). 

Роль родителей в коррекционном процессе 

Успех воспитательно-образовательного процесса зависит не только от раннего выявления недуга, но и от правильной оценки возможностей и способностей ребенка, его психологических особенностей. Именно поэтому роль родителей сложно переоценить. Ведь именно они могут наиболее точно оценить потенциальные возможности своих детей и обеспечить систематическое, целенаправленное и комплексное взаимодействие педагогов, врачей и воспитателей, обеспечив тем самым позитивную динамику. 

У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается слабый интерес и замедляется скорость обучения. Таким деткам гораздо сложнее осваивать новый материал и общественный опыт (например, навыки поведения в городском транспорте или магазине). Процессы восприятия, памяти, внимания и мышления протекают и формируются медленнее, чем у сверстников, и обладают особенными характеристиками. Собственно говоря, эти характеристики в сочетании с индивидуальными чертами характера ребенка и определяют выбор той или иной коррекционной и развивающей методики. Вторичными нарушениями считают отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, которые усложняют работу многим специалистам, отвергнутыми ребенком без малейших видимых причин. 

У детей с легкой умственной отсталостью преимущественно сохранено конкретное мышление, они разбираются в практических ситуациях, ориентируются на кого-либо (чаще всего родители или старшие братья, сестры). Уровня интеллекта обычно достаточно для развития бытового мышления, для нормального трудового и профессионального роста, относительной адекватности и самостоятельности в повседневном окружении. 

Активизировать и стимулировать умственную деятельность ребенка, способствовать развитию его эмоционально-волевой сферы, расширять круг коммуникативных навыков и умений, а также навыков сотрудничества могут не только специалисты, но и родители. Конечно, в полном объеме провести коррекцию любого нарушения невозможно, но активизировать определенные процессы и снять эмоциональное напряжение у ребенка – вполне реально. 

Корректирующие методики и упражнения 

В основе большинства методик коррекции и развития способностей детей с легкой умственной отсталостью лежит одна база, к которой относятся такие виды работы, как расслабляющие упражнения, развитие моторики, коммуникативные и подвижные игры, а также упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Зная их, можно с легкостью вплетать элементы занятий в повседневную жизнь ребенка, тем самым ускоряя и приближая появление позитивных изменений в его поведении и мышлении. 

Простыми в организации и проведении, но очень действенными являются следующие упражнения: 

1. «Расскажи о себе!»

Рассказывайте ребенку о себе и предлагайте ему продолжить предложения: 

- Я (какой?)…
- Я люблю …
- Я мечтаю…

 

2. «Что-то здесь не то»

Предложите ребенку Вас исправить и найти ошибки:

- Зимой цветут поля и сады, греет солнышко…
- Летом холодно и все бегут купаться на речку…
- Мышка чуть не поймала кота, но он от нее убежал и лает из будки… 

3. «Путаница»

Разместите на столе разные предметы, чтобы получилась небольшая путаница. Возьмите около 15-20 предметов разного назначения. Например, посуду и мелкие предметы одежды, украшения и ванные принадлежности. Предложите ребенку назвать вещи и сказать для чего они используются, вместе разложите вещи на свои места. 

4. «Чем отличается»

Предложите ребенку пары рисунков (или пары предметов) и спросите, чем они отличаются:

- табурет и стульчик
- яблоко и груша
- блюдце и тарелка
- стакан и чашка

 5. «Мешочек с подарками»

Опишите один из предметов, который лежит в мешочке (необходимо подготовить заранее мешочек и 5-10 предметов: например, игрушек), а потом предложите ребенку найти его на ощупь. 

6. «Задания для послушных пальчиков»

Повторите с ребенком следующие упражнения:

Река – имитируйте волны: ладошки в горизонтальном положении;
Лодочка – пальцы вместе, ладошки сомкнуты в горизонтальном положении;
Черепаха – пальцы рук сомкнуты в замок, большие пальцы соединены и имитируют голову черепахи;
Рыбки – ладошки вертикально ребром, пальцы вместе, имитация плавания рыбок;
Улитка – одну руку положить на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, накрыть руку ладошкой второй руки.

 

Стоит отметить, что даже при полном сотрудничестве ребенка с взрослым, не стоит его перегружать.  Оптимальной длительностью занятия является 45 минут. Системный подход позволит в короткие сроки увидеть повышение уровня развития процессов мышления и общих интеллектуальных способностей, развития коммуникативных навыков, улучшения состояния общей и мелкой моторики. Так, при ежедневном включении хотя бы 15-минутных занятий положительные изменения будут видны уже через месяц.



Просмотров: 457
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Несформированность эмоционально волевой сферы чем помочь ребенку
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Пример обследования эмоционально-волевой сферы
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Примерный перечень физических навыков ребенка 3-3,5 лет при нормальном развитии двигательной сферы
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • Медитация для детей с умственной отсталостью.
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Трудности в обучении. Тактильные упражнения для развития мышления дошкольников.
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Психокоррекция эмоционально познавательного развития детей с ЗПР
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Аспекты коррекционной работы: развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Как отучить ребенка после года сосать соску и пальцы?
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь