К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной среде

Адаптация студентов к обучению в вузе является актуальной современной проблемой, потому как от успешности процесса адаптации во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Большая часть современных студентов испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности. Наиболее «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса. Во-первых, условия обучения в школах, выпускниками которых является большинство первокурсников, не совпадают с условиями обучения в вузе. В этой связи бывшему школьнику необходимо адаптироваться к новым требованиям, к иной, чем в школе, организации учебного процесса. С одной стороны, первокурсник должен проявлять большую самостоятельность и активность в освоении знаний, с другой стороны – это требует большей ответственности за свое образование, студент в большей степени, чем школьник должен организовывать свое образовательное пространство. Это один пласт проблемы. Во-вторых, с введением повсеместного поступления в вузы по результатам ЕГЭ, многие студенты приезжают получать высшее образование из разных регионов страны в мегаполисы, где сосредоточены ведущие Вузы Российской Федерации. Таким образом, первокурсник вынужден адаптироваться не только к новым условиям обучения, но и к условиям жизни в мегаполисе, что создает дополнительные психологические трудности для первокурсника. Первый год обучения в ВУЗе является стрессом для студентов: проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации являются постоянными спутниками студенческой жизни и учебной деятельности. Кроме того, обучение в вузе является профессиональным обучением, поэтому у первокурсника происходит первичная профессиональная социализация и начинается вхождение в профессиональную деятельность, что также влечет за собой адаптационные процессы, только уже к конкретной профессиональной деятельности. В этой связи исследование процесса адаптации первокурсников к учебной среде приобретает особую актуальность, поскольку предоставляет возможность на основе своих результатов построить эффективную программу психологического сопровождения первокурсников.

Проблема адаптации к условиям учебного заведения подробно изучается с момента переориентации системы образования в сторону гуманизации и реализации индивидуального подхода к обучению. Теоретические основания и эмпирические исследования данной проблемы изложены в работах Г.В. Безюлевой, С.В. Васильевой, Т.Д. Дубовицкой, Н.Г. Колызаевой, И.В. Коровиной, С.Т. Посоховой.

Адаптация в общем смысле рассматривается, как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект включает в себя приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Психологический аспект  адаптации - это  приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями личности, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Она же осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества. К основным проявлениям социальной адаптации относят:

- взаимодействие (в т.ч. общение) человека с окружающими людьми;

- активную деятельность человека.

Адаптация первокурсников к обучению в вузе имеет те же аспекты, как и любой другой адаптационный процесс. Колызаева Н.Г. в общем процессе адаптации выделяет две стадии:

– адаптивная реакция, которая характеризуется напряжением личностной системы, выражающимся в резком увеличении количества межфункциональных связей и наиболее интенсивном периоде личностных преобразований;

– адаптивная стабилизация, которая характеризуется уменьшением напряжения личностной системы, выражающемся в уменьшении количества межфункциональных связей и наименее интенсивном периоде формирования адаптивных характеристик [3].

По мнению И.В. Коровиной, в психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать:

– адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и тому подобному);

– адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);

– адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).

Исходя из важнейших сфер становления личности, основное содержание процесса адаптации студентов первого курса можно определить как:

  • освоение новых учебных норм, правил;
  • отношение к профессии;
  • приспособление к новому типу учебного коллектива;
  • обучение новым видам научной деятельности;
  • приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам студенческой культуры.[4]

Успешность адаптации предполагает готовность студента к преодолению различных трудностей, которые будут возникать в процессе обучения и общения с однокурсниками. Так же для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции студента, т.е. студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Чем лучше студент будет понимать, зачем и для чего ему могут понадобиться знания для будущей профессии, тем лучше он будет учиться. Уровень представлений студента о профессии (адекватный или неадекватных) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.  

Таким образом, чем быстрее студент сможет адаптироваться в новой для него культурно-образовательной среде, тем меньше вероятность возникновения затруднений в актуализации необходимых познавательных и личностных особенностей для успешного обучения в данной среде.

Во многих работах, авторы вместе с термином «адаптация» используют термин «адаптивность». Адаптированность является результатом процесса адаптации студента. Соответственно, адаптированность студентов к новой для них среде предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов:

  1. удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе.
  2. принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям.
  3. способность придавать происходящему в вузе и вне вуза желаемое для себя направление и пользоваться имеющимися условиями и вариантами для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.[2]

На основании этих теоретических данных можно сделать вывод о том, что адаптация студентов к вузу – это сложный и многофакторный процесс, изучение которого необходимо строить в русле интегративного подхода. Поскольку большинство упомянутых нами исследований адаптации студентов к учебной среде вуза были проведены более десяти, то существует определенная необходимость проведения новых исследований в связи с изменениями, произошедшими в социуме в целом, и в частности в системе образования.

Список литературы:

  1. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. – М., 2008
  2. Большой психологический словарь.— М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
  3. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения//Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен. практике. Сбор. научных трудов. - Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 
  4. Дубовицкая Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» - №2, 2010.
  5. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук, 1989.
  6. Коровина И.В. Научное обоснование организационного обеспечения профилактики заболевания у студентов на уровне муниципальной поликлиники. //Автореф. дис. канд. мед. наук. М., - 2005.
  7. Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. - №3. 2014.
  8. Посохова С.Т. "Психология адаптирующейся личности". – СПб.: изд-во РГПУ им.А. И. Герцена , 2001.


Просмотров: 580
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Об опыте адаптации первокурсников к обучению в вузе
  • Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузе
  • Адаптация студентов-первокурсников в колледже
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Адаптация в новой стране. Феномен капсулирования в процессе адаптации.
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры
  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
  • Еще раз об адаптации…адаптации мамы к детскому саду.
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Сепарационная тревога при завершении обучения в вузе
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Когда сын… женится! Проблемы адаптации к новой роли.
  • Специфика совладающего поведения студентов вуза
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты
  • Первый раз… на первый курс. Кое-что про адаптацию к обучению в ВУЗе
  • Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗа
  • Адаптация к условиям длительного стресса различных категорий населения
  • Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации учеников 5-х классов
  • Значение деятельности тифлопедагога в бытовой адаптации незрячих и слабовидящих на уроках домоводства
  • Проблемы психологической адаптации в новом коллективе.
  • Психологические проблемы адаптации к детскому саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь