|
К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной средеАвтор статьи: Иванова Марина Ильинична
Адаптация студентов к обучению в вузе является актуальной современной проблемой, потому как от успешности процесса адаптации во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Большая часть современных студентов испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности. Наиболее «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса. Во-первых, условия обучения в школах, выпускниками которых является большинство первокурсников, не совпадают с условиями обучения в вузе. В этой связи бывшему школьнику необходимо адаптироваться к новым требованиям, к иной, чем в школе, организации учебного процесса. С одной стороны, первокурсник должен проявлять большую самостоятельность и активность в освоении знаний, с другой стороны – это требует большей ответственности за свое образование, студент в большей степени, чем школьник должен организовывать свое образовательное пространство. Это один пласт проблемы. Во-вторых, с введением повсеместного поступления в вузы по результатам ЕГЭ, многие студенты приезжают получать высшее образование из разных регионов страны в мегаполисы, где сосредоточены ведущие Вузы Российской Федерации. Таким образом, первокурсник вынужден адаптироваться не только к новым условиям обучения, но и к условиям жизни в мегаполисе, что создает дополнительные психологические трудности для первокурсника. Первый год обучения в ВУЗе является стрессом для студентов: проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации являются постоянными спутниками студенческой жизни и учебной деятельности. Кроме того, обучение в вузе является профессиональным обучением, поэтому у первокурсника происходит первичная профессиональная социализация и начинается вхождение в профессиональную деятельность, что также влечет за собой адаптационные процессы, только уже к конкретной профессиональной деятельности. В этой связи исследование процесса адаптации первокурсников к учебной среде приобретает особую актуальность, поскольку предоставляет возможность на основе своих результатов построить эффективную программу психологического сопровождения первокурсников. Проблема адаптации к условиям учебного заведения подробно изучается с момента переориентации системы образования в сторону гуманизации и реализации индивидуального подхода к обучению. Теоретические основания и эмпирические исследования данной проблемы изложены в работах Г.В. Безюлевой, С.В. Васильевой, Т.Д. Дубовицкой, Н.Г. Колызаевой, И.В. Коровиной, С.Т. Посоховой. Адаптация в общем смысле рассматривается, как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект включает в себя приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Психологический аспект адаптации - это приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями личности, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Она же осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества. К основным проявлениям социальной адаптации относят: - взаимодействие (в т.ч. общение) человека с окружающими людьми; - активную деятельность человека. Адаптация первокурсников к обучению в вузе имеет те же аспекты, как и любой другой адаптационный процесс. Колызаева Н.Г. в общем процессе адаптации выделяет две стадии: – адаптивная реакция, которая характеризуется напряжением личностной системы, выражающимся в резком увеличении количества межфункциональных связей и наиболее интенсивном периоде личностных преобразований; – адаптивная стабилизация, которая характеризуется уменьшением напряжения личностной системы, выражающемся в уменьшении количества межфункциональных связей и наименее интенсивном периоде формирования адаптивных характеристик [3]. По мнению И.В. Коровиной, в психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать: – адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и тому подобному); – адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); – адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств). Исходя из важнейших сфер становления личности, основное содержание процесса адаптации студентов первого курса можно определить как:
Успешность адаптации предполагает готовность студента к преодолению различных трудностей, которые будут возникать в процессе обучения и общения с однокурсниками. Так же для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции студента, т.е. студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Чем лучше студент будет понимать, зачем и для чего ему могут понадобиться знания для будущей профессии, тем лучше он будет учиться. Уровень представлений студента о профессии (адекватный или неадекватных) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе. Таким образом, чем быстрее студент сможет адаптироваться в новой для него культурно-образовательной среде, тем меньше вероятность возникновения затруднений в актуализации необходимых познавательных и личностных особенностей для успешного обучения в данной среде. Во многих работах, авторы вместе с термином «адаптация» используют термин «адаптивность». Адаптированность является результатом процесса адаптации студента. Соответственно, адаптированность студентов к новой для них среде предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов:
На основании этих теоретических данных можно сделать вывод о том, что адаптация студентов к вузу – это сложный и многофакторный процесс, изучение которого необходимо строить в русле интегративного подхода. Поскольку большинство упомянутых нами исследований адаптации студентов к учебной среде вуза были проведены более десяти, то существует определенная необходимость проведения новых исследований в связи с изменениями, произошедшими в социуме в целом, и в частности в системе образования. Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|