Об опыте адаптации первокурсников к обучению в вузе

Об опыте адаптации первокурсников к обучению в вузе через тренинговую работу

 Попадая после школы в новую образовательную среду, первокурсник сталкивается с множеством проблем и непривычных для него ситуаций. Часто ему бывает не просто освоить новые условия высшего учебного заведения. В определенной степени поступление и начало учебы в высшем учебном заведении – это стресс для вчерашнего школьника. Немаловажную роль в этом процессе играет проблема адаптации первокурсников. Эта проблема заключается в многочисленных вопросах, на которые молодой студент не может найти ответа. К интересующим студента вопросам на начальном этапе обучения в вузе, то есть на первом и втором курсах, относятся такие вопросы как: где библиотека; как туда попасть; как готовиться к семинарским занятиям; как организовывать свое учебное и свободное от учебы время, чтобы все успевать; как себя вести в новых социальных условиях; как и с кем общаться; куда пойти; к кому обратиться и т.п. Решение этих и многих других вопросов, а также многочисленных трудностей, с которыми студент сталкивается параллельно, является основной задачей адаптационного процесса первокурсников.

 Студентам, поступившим в вуз, необходима психологическая поддержка. Хорошей формой такой поддержки являются тренинговые занятия, направленные на адаптацию бывших школьников к обучению в вузе. Эти занятия предполагают освоение ими норм и требований вуза, а также активизацию активной жизненной позиции, в форме деловых и ролевых игр, тренингов, практических упражнений.

 Разработанная программа  адаптации студентов первого курса к обучению в вузе уже несколько лет реализуется в Славянском-на-Кубани филиале Кубанского госуниверситета и доказала свою эффективность.

Адаптационный тренинг, целью которого является знакомство со студенческой жизнью, будущей профессией, имеет огромное значение для  студента первокурсника. Этот курс помогает ему избавиться от непонятных страхов, различных стрессов, многочисленных вопросов, проблем, поддержит молодых людей, попавших в ситуацию резкой смены социальных условий.

         Перед началом реализации программы исследуются личностные особенности студентов. Как правило, используется адаптированная методика личностного дифференциала (ЛД).

В результате этого исследования выявляются субъективные, эмоционально-смысловые представления студентов первого курса о  себе. И дальше разработанная нами программа корректируется с учетом этих показателей.

Кроме того, представляет интерес качественный анализ результатов по каждому факультету. Так, среди студентов каждого факультета встречаются те, которым психологическая поддержка необходима в первую очередь. Это те студенты, у которых имеются отрицательные (очень низкие и критически низкие) значения по факторам.

 Первичная диагностика дает возможность выявить студентов, которым в первую очередь необходима психологическая поддержка в период адаптации к обучению в вузе; скорректировать тренинговые занятия, адаптировать их под данный факультет. Так как в ходе работы было замечено, что студенты разных факультетов имеют  свою специфику, область интересов, что делает совместную работу студентов и ведущих тренинговых занятий более интересной, насыщенной и творческой.

Как правило, скорректированная по результатам диагностики программа адаптации рассчитана на реализацию ее в течение 3-4 недель активной работы в малых группах (10-15 человек). Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, вне учебных занятий. К проведению тренингов активно привлекаются студенты-психологи старших курсов, которым эта работа засчитывается в качестве педагогической практики. Целесообразно проводить эту работу в самом начале обучения в вузе (сентябрь-октябрь).

Сама программа включает в себя только групповые и интерактивные формы работы – тренинги, деловые и ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы. Содержание этих упражнений варьируется в зависимости от результатов диагностики личностных качеств участников тренинговых групп и включает в себя различные упражнения на снятие тревожности, повышение самооценки, стрессоустойчивости, развитие лидерских и коммуникативных качеств, и конечно, вопросы о структуре вуза и организации учебного процесса.

Вообще, к разработке и реализации такой программы лучше подходить творчески – тогда она приносит удовольствие и пользу всем ее участникам. Желаю успехов  на этом поприще!

                                                                                                      

 



Просмотров: 528
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузе
  • Первый раз… на первый курс. Кое-что про адаптацию к обучению в ВУЗе
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Адаптация студентов-первокурсников в колледже
  • К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной среде
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Релаксационные занятия в период адаптации первоклассников
  • Сепарационная тревога при завершении обучения в вузе
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Формы адаптации как содержание кризиса. И как ресурс
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • К проблеме практики психологической помощи в вузе
  • Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗа
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Развитие мотивов творческой самореалиции, учебно-познавательных и социальных мотивов у студентов
  • Программа социальной адаптации девиантных подростков
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Потеря интереса к учёбе в ВУЗе. В чём причина и что делать?
  • Ценностные ориентации студентов старших курсов
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Специфика совладающего поведения студентов вуза
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры
  • Чему могут научить в ВУЗе?
  • 7 советов, как мотивировать себя к дистанционному обучению
  • 100 000 рублей на счету клиентки, уже после первого занятия и глубинной работы с сопротивлением!
  • Про любовь к состязаниям и гонкам в школе и ВУЗе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь