Первый раз… на первый курс. Кое-что про адаптацию к обучению в ВУЗе

Первый раз на первый курс Кое что про адаптацию к обучению в ВУЗе

Закончилась волнительная пора экзаменов, выпускных и поступлений. Исполнилась мечта, молодой человек становится студентом. Можно расслабиться? Не факт. Ведь попадая после школы в ВУЗ, вчерашний выпускник попадает в совершенно новую для себя среду, к которой нужно привыкнуть и приспособиться.

 Это приспособление происходит не всегда просто, потому что обучение в ВУЗе во-многом отличается от школьной реальности, к которой привык вчерашний выпускник.

Во-первых, заметно возрастает объем учебной нагрузки, появляются новые незнакомые предметы, для освоения которых, по словам самих первокурсников, им часто не хватает школьных знаний. Кроме того, жизнь студента часто «напрягает» многоплановостью задач, которые приходится решать одновременно: посещать лекции и семинары, самостоятельно читать учебную литературу, выполнять задания для самостоятельной работы, да при этом еще и участвовать в студенческой жизни.
Во-вторых, студентам приходится перестраивать весь стиль своей учебной деятельности, который они выработали в школе и к которому привыкли. Конспектирование лекций, подготовка к семинарам, выполнение заданий зачастую требует навыков и приемов, которые просто-напросто не формируются за время школьного обучения.
В-третьих, отдельный источник беспокойства для новоиспеченных студентов – это отношения с преподавателями. На первый взгляд они кажутся студентам гораздо более официальными и обезличенными по сравнению с общением со школьными педагогами, которые работают с гораздо более «камерными» аудиториями и обычно стараются устанавливать более тесный контакт со своими учениками (а если повезет, еще и по-человечески теплый).
В-четвертых, студенческая жизнь предъявляет совершенно особые требования к уровню самоорганизации и самодисциплины вчерашнего школьника, и далеко не все они, привыкшие к постоянному внешнему контролю, готовы этим требованиям соответствовать. В ВУЗе ведь отсутствует постоянное оценивание знаний и жесткий контроль посещаемости, поэтому возникает иллюзия полной свободы, а также большой соблазн использовать свое время в далеких от учебы целях.
В-пятых, первокурснику предстоит решить не всегда простую задачу построения отношений с товарищами по своей учебной группе. Это тоже не всегда происходит просто и безболезненно, поскольку образование любой новой малой группы на определенном этапе сопровождается конфликтами, «играми» по распределению власти и групповых ролей, что представляет собой далеко не самые приятные процессы.

В результате у студента могут возникать не самые приятные признаки, которые говорят о  том, что адаптация к ВУЗу не задалась: непроходящая усталость, повышенная тревожность, снижение желания осваивать выбранную профессию и учиться в ВУЗе вообще.

На мой взгляд, на этапе привыкания к новому этапу своей жизни очень важно понимать, что адаптация – это период, который важно пережить, что испытывать определенные трудности и тревогу нормально. С другой стороны, стоит быть внимательным к себе и не откладывать обращение за помощью, когда это становится необходимым. К счастью, проблеме адаптации первокурсников во многих ВУЗах сейчас уделяют довольно большое внимание, создают специальные программы, развивают институт кураторства, налаживают деятельности служб психологического сопровождения студентов. И важно пользоваться этими возможностями!



Просмотров: 384
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузе
  • Об опыте адаптации первокурсников к обучению в вузе
  • К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной среде
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Адаптация студентов-первокурсников в колледже
  • Почему «отличникам» в жизни приходится гораздо сложнее? И что с этим делать?
  • 5 сложных вещей, которые стоит сделать в своей жизни
  • Жизнь после расставания: как общаться с бывшими, если приходится часто встречаться.
  • К проблеме практики психологической помощи в вузе
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина вторая – трудности при освоении учебной программы
  • Сепарационная тревога при завершении обучения в вузе
  • Чему могут научить в ВУЗе?
  • Внутренние подарки, которые важно отыскать и присвоить после завершения отношений
  • 3 вещи, которые портят жизнь ребенку. Случай первый.
  • Про любовь к состязаниям и гонкам в школе и ВУЗе.
  • Просто об отношениях, которые рушат жизнь
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Самые большие ошибки, которые мы совершаем во время ссор
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Родители - боги, которые могут убить нас? Просто мысли...
  • Первый класс: адаптация и 3 волны беспокойства
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • 12 особенностей пары, которые делают их развод более вероятным
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • 3 урока, которые я вынесла из работы со своими учениками
  • Важность создания удовлетворенности в своей жизни, или мой первый блин и суп-пюре
  • Всегда будьте уверены в своей жизни
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь