Первый раз… на первый курс. Кое-что про адаптацию к обучению в ВУЗе

Первый раз на первый курс Кое что про адаптацию к обучению в ВУЗе

Закончилась волнительная пора экзаменов, выпускных и поступлений. Исполнилась мечта, молодой человек становится студентом. Можно расслабиться? Не факт. Ведь попадая после школы в ВУЗ, вчерашний выпускник попадает в совершенно новую для себя среду, к которой нужно привыкнуть и приспособиться.

 Это приспособление происходит не всегда просто, потому что обучение в ВУЗе во-многом отличается от школьной реальности, к которой привык вчерашний выпускник.

Во-первых, заметно возрастает объем учебной нагрузки, появляются новые незнакомые предметы, для освоения которых, по словам самих первокурсников, им часто не хватает школьных знаний. Кроме того, жизнь студента часто «напрягает» многоплановостью задач, которые приходится решать одновременно: посещать лекции и семинары, самостоятельно читать учебную литературу, выполнять задания для самостоятельной работы, да при этом еще и участвовать в студенческой жизни.
Во-вторых, студентам приходится перестраивать весь стиль своей учебной деятельности, который они выработали в школе и к которому привыкли. Конспектирование лекций, подготовка к семинарам, выполнение заданий зачастую требует навыков и приемов, которые просто-напросто не формируются за время школьного обучения.
В-третьих, отдельный источник беспокойства для новоиспеченных студентов – это отношения с преподавателями. На первый взгляд они кажутся студентам гораздо более официальными и обезличенными по сравнению с общением со школьными педагогами, которые работают с гораздо более «камерными» аудиториями и обычно стараются устанавливать более тесный контакт со своими учениками (а если повезет, еще и по-человечески теплый).
В-четвертых, студенческая жизнь предъявляет совершенно особые требования к уровню самоорганизации и самодисциплины вчерашнего школьника, и далеко не все они, привыкшие к постоянному внешнему контролю, готовы этим требованиям соответствовать. В ВУЗе ведь отсутствует постоянное оценивание знаний и жесткий контроль посещаемости, поэтому возникает иллюзия полной свободы, а также большой соблазн использовать свое время в далеких от учебы целях.
В-пятых, первокурснику предстоит решить не всегда простую задачу построения отношений с товарищами по своей учебной группе. Это тоже не всегда происходит просто и безболезненно, поскольку образование любой новой малой группы на определенном этапе сопровождается конфликтами, «играми» по распределению власти и групповых ролей, что представляет собой далеко не самые приятные процессы.

В результате у студента могут возникать не самые приятные признаки, которые говорят о  том, что адаптация к ВУЗу не задалась: непроходящая усталость, повышенная тревожность, снижение желания осваивать выбранную профессию и учиться в ВУЗе вообще.

На мой взгляд, на этапе привыкания к новому этапу своей жизни очень важно понимать, что адаптация – это период, который важно пережить, что испытывать определенные трудности и тревогу нормально. С другой стороны, стоит быть внимательным к себе и не откладывать обращение за помощью, когда это становится необходимым. К счастью, проблеме адаптации первокурсников во многих ВУЗах сейчас уделяют довольно большое внимание, создают специальные программы, развивают институт кураторства, налаживают деятельности служб психологического сопровождения студентов. И важно пользоваться этими возможностями!



Просмотров: 331
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузе
  • Об опыте адаптации первокурсников к обучению в вузе
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной среде
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему «отличникам» в жизни приходится гораздо сложнее? И что с этим делать?
  • Что еще важно для отношений?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Первый раз в пятый класс: кое-что об адаптации к средней школе
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • А ведь это так важно - «здесь и сейчас»!
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь! (тест внутри)
  • Не важно, что ты видишь, важно, как ты на это смотришь. Часть II.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Человек - это то, что всегда стремится к наслаждению.
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • РЕЗУЛЬТАТ: что это такое и к каким результатам мы стремимся в своей жизни?
  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • Ответы, которые мы получаем. Про что они?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь