|
Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузеАвтор статьи: Новикова Ксения Владимировна
Ссылка на источник: Новикова К.В. Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузе // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2016. – 578 с. – С.462-467.
На протяжении жизни человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются им как трудные и нарушающие привычный ход жизнедеятельности. Переживание подобных ситуаций зачастую меняет не только восприятие окружающего мира, но и восприятие своего места в нем. Одной из стрессогенных ситуаций жизнедеятельности человека является ситуация миграции (как преднамеренной, так и вынужденной). Понятие «миграция» разрабатывалось многими исследователями, среди которых В.А. Ионцев, Л.Л. Рыбаковский и др. Проблеме адаптации различных категорий мигрантов посвящены работы В.В. Гриценко, М.А. Ивановой, И.С. Сапожниковой; социальная и социокультурная адаптация мигрантов изучалась Ю.С. Барышевой, Л.Т. Мазитовой, И.А. Жуковой; особенности социально-психологической адаптации мигрантов рассмотрены в работах Т.В. Бурковской, С.Г. Шестопаловой. Особенности адаптации студентов-мигрантов в рамках образовательного процесса представлены в работах О.Г. Доморовской, О.А. Овсяник, А. Тамеева. Ситуация миграции является экстремальной для человека, ввиду того что она требует психологической готовности к жизни в абсолютно новых условиях. В настоящее время в психологической науке крайне мало исследований раскрывающих особенности совладающего поведения студента-мигранта в условиях обучения в вузе. Необходимость подобных исследований связана с возможностью оптимизации социально-психологической и социокультурной адаптации мигрантов в новых жизненных условиях. Исследования особенностей совладающего поведения личности в ситуации миграции позволят внести вклад в разработку социально-психологических программ, нацеленных на улучшение социально-психологической адаптации личности. Студенты мигранты являются особой возрастной и социальной категорией населения, которая характеризуется совокупностью специфических проблем. Такие факторы как изменение социального статуса и окружения, вхождение в новую этнокультурную среду, личная и материальная неустроенность, повышенная значимость тесных эмоциональных контактов с одновременным страхом отвержения, кризис идентичности, малознакомая аудитория сверстников, отсутствие друзей, непонимание ментальности со стороны однокурсников – вызывают у молодых людей состояние повышенной тревожности и стресса. Студенты-мигранты представляют собой особую категорию, с которой в рамках психологической службы вуза необходимо проводить различные мероприятия, направленные на оказание психологической помощи с целью их успешной адаптации в новых условиях. Согласно данным Ильиной А.С. и Калугиной Т.Г. [4], более половины всех студентов-мигрантов (56,4%) когда-либо испытывали на себе негативное отношение со стороны коренного населения по причине принадлежности их к другой национальности. Трудности при вхождении в новое социокультурное пространство вуза испытывали 34,8% студентов-мигрантов. Среди основных причин, препятствующих обучению выделяются: языковой барьер (48,3%); коммуникативные сложности (19,3%); проблемы с интеграцией в социокультурное пространство вуза (6,3%). Согласно результатам исследования Апанасюк Л.А. [1], для студентов-мигрантов наиболее существенными трудностями являются следующие: отсутствие в городе родственников, одноклассников, друзей, привычного окружения (72,9 %), чувство отчужденности (68,7 %), поведение местных однокурсников (23 %), негативное отношение окружающих (4 %). Помощь в адаптации к новой социально-культурной среде желали бы 89 % опрошенных. При этом помощь, по мнению респондентов, должна быть от друзей (32 %), администрации вуза (31,1 %). Меньшую надежду онстуденты-мигранты возлагают на родственников (24,9 %) и миграционные службы (1 %). Интересно, что аналогичный опрос проводился и среди студентов-представителей принимающей стороны, результаты которого показали, что помощь в адаптации, по их мнению, должны оказывать: преподаватели вуза (40 %), правительство РФ (52 %), знакомые и друзья (31 %), местные власти (30,2 %), общественные организации (28,9 %), миграционная служба (26,1 %), однокурсники (15,9 %), сами студенты-мигранты (9,5 %) [1]. Сложность этапа социализации заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные формы межличностных связей и отношений. От эффективности процесса адаптации студентов к вузовскому обучению зависит психологический комфорт, его учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах. Под адаптацией мы понимаем процесс приспособления организма к различным требованиям среды (социальным, физическим и др.) в частности к условиям обучения и воспитания в учебном заведении. Известно, что процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза и реализуются на следующих функциональных уровнях: физиологическом, психологическом, социальном и поведенческом. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли студента. Психологическую адаптацию можно определить как приспособление личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Физиологическая адаптация выражается в показателях высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, состояния здоровья в целом. По мнению большинства исследователей, процесс адаптации к вузу может проходить достаточно длительное время, при этом образовательная среда предъявляет повышенные требования в адаптации студентов во время экзаменационной сессии, через преодоление стрессовой ситуации экзамена. Некоторые исследователи считают, что физиологическая адаптация занимает около двух недель, психологическая адаптация длится до двух месяцев, социально-психологическая адаптация продолжается до трех лет. Если процесс адаптации не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением в вузе и нарушений психических функций происходят по принципу усиливающей обратной связи: чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей дезадаптации. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной деятельности, антисоциальным поступкам. Для оценки уровня адаптации студентов-мигрантов нами применялся многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова, который отражает показатель личностного адаптационного потенциала. В исследовании приняли участие студенты различных курсов дневного отделения факультета психологии ФГБОУ ВПО «ДВГГУ» г. Хабаровска. Согласно полученным данным, по выборке в целом низкий уровень адаптационного потенциала имеет 52,3%, удовлетворительный уровень у 29,8%, средний уровень у 17,9%, высокого уровня не обнаружено. Детальный анализ полученных результатов показал, что студент-мигрант лишь к четвертому курсу в большей степени адаптируется к учебному процессу в вузе. Полученные результаты, вероятно, обуславливаются тем, что в силу возрастных, социальных и психологических особенностей студенты мигранты долгое время подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и испытывают психологический кризис, среди прочих проявлений такого кризиса является состояние дезадаптации, которое препятствует личностной самореализации студента-мигранта. В этой связи интересны результаты изучения особенностей интеллектуальной, психоэмоциональной и личностной сферы студентов мигрантов автора Донских Т.П. [3], которой представлен психологический портрет мигранта-первокурсника. В качестве изучаемых параметров автором рассматривались интеллектyальные свойства, коммуникaтивные способности, потребность достижения успеха, локус контроля, тревожность, самооценка, самопринятие, направленность личности и профессиональные предпочтения. На основе проведенного анализа были выделены четыре группы с различным уровнем адаптации. В первую группу вошли cтyденты-мигранты, без признаков дезадаптации. Вторая группа («группа риска») была представлена студентами со средним уровнем изучаемых параметров, низкий уровень проявился в отношении сферы общения, самооценки и мотивации. В третью группу («неустойчивая адаптация») вошли студенты со средним и ниже среднего уровня изучаемых показателей, также автором отмечаются некоторые проблемы в сфере межличностных взаимоотношений. Автор указывает, что особенностью этих студентов является то, что они могут быть успешными в ситуации обучения за счет компенсации западающего параметра остальными, кроме того данные студенты имеют навык преодоления трудностей в обучении за счет навыков приспособления к учебной ситуации. Четвертую группу составили студенты с «устойчивой дезадаптацией», у которых изучаемые показатели находятся в пределах ниже среднего уровня. Автор описывает некоторые характеристики данной категории испытуемых: ощущение социального вакуума, отсутствие полноценного общения, кризис идентичности [3]. В исследованиях Загрядской Н.Н. представлен собирательный социальный образ студента-мигранта [7]. В ситуациях, которые не являются экстремальными, студенты-мигранты стремятся к безопасности, обеспечивающей охрану достигнутого с возможностью дальнейших достижений. Студенты-мигранты стремятся к такому уровню уверенности, который дает им возможность предвидеть будущее (желание видеть четкую перспективу становления себя как специалиста и быть уверенным в том, что требования, предъявляемые в процессе обучения в вузе, повлекут предельное напряжение интеллектуальных и нравственных сил, однако будут соответствовать его возможностям). Кроме того, студенты-мигранты стремятся к обретению чувства собственного достоинства и значимости, удовлетворение этих потребностей, основывается на объективной оценке собственных достижений; студенты-мигранты стремятся к достижению внутренней эмоциональной гармонии. Вышеуказанные характеристики требуют трактовать процесс обучения в вузе не только как изучение определенных наук, а скорее как деятельность, которая формирует способность мыслить творчески, чувствовать, оценивать и действовать, т.е. направленную на выработку активной жизненной позиции будущего специалиста. Как известно столкновение с трудными жизненными ситуациями запускает механизм совладающего поведения, который рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека, его психологическими возможностями. Психологическое предназначение совладающего поведения мигранта состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать его к различным ситуациям путем овладения, ослабления или смягчения этих требований и тем самым понизить стрессовое воздействие ситуации. Совладающее поведение характеризуется осознанной конструктивной активностью личности, включающее в себя произвольный выбор, с целью пережить события, не уклоняясь от неприятностей. Совладающее поведение может проявляться как продуктивными копинг-стратегиями так и непродуктивными. Продуктивный копинг в стрессовой ситуации включает в себя: поиск информации и понимание стрессовой ситуации; поиск социальной поддержки; оптимизм, надежду на лучшее; позитивную коммуникацию в семье, направленную на разрешение возникшей проблемы. Непродуктивный копинг отличается преобладанием эмоциональных реакций на ситуацию, погружением в переживания, самообвинением и вовлечением других членов семьи в свое непродуктивное состояние. Непродуктивными стратегиями совладания могут быть: избегание, уход от проблемы, нежелание думать о ее решении, желание «забыться» во сне, алкоголе, компенсировать отрицательные эмоции едой, перенести ответственность за решение проблемы на других людей. Согласно результатам исследования Т.Л. Крюковой [5], существуют кросскультурные различия в выборе стратегий совладающего поведения молодежью. Результаты исследований направленные на рассмотрение факторов выбора стратегий совладания с трудностями (стрессорами) современными молодыми людьми (старшеклассниками и студентами университета), принадлежащими к разным культурам показали, что возраст, пол и межкультурные особенности обусловливают выбор человеком способов поведения в трудной ситуации. Полученные в ходе исследования Усовой Н.В. [6] данные, свидетельствуют о стремлении мигрантов формировать свое поведение под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени их заинтересованности в достижении своих целей и предполагаемого вознаграждения, т.е. они испытывают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми и тем самым стремятся поддерживать отношения с другими при любых условиях. Среди наиболее используемых стратегий совладания у них являются «бегство-избегание» (отрицание значимости проблемы), «положительная переоценка» (пересмотр негативных переживаний с целью личностного развития) и «самоконтроль» (студенты-мигранты пытаются скрыть от социального окружения свои переживания, проблемы и чувства). Вышеизложенное наглядно показывает, что студенты-мигранты имеют значительное количество трудностей в процессе адаптации в вузе, зачастую испытывая состояние психологического стресса, что в свою очередь сказывается на результатах его учебной деятельности. В рамках психологической службы вуза, с целью оказания психологической помощи студентам-мигрантам, на наш взгляд, необходимо разрабатывать специальные программы, направленные на оптимизацию уровня стресса студента-мигранта и его адаптацию в социокультурное пространство вуза. Среди основных направлений деятельности, нам представляется возможным реализация следующих блоков: диагностический (проведение психологических исследований, выявление текущих трудностей и проблем мигрантов); просветительский (размещение на стендах вуза информации по воспитанию толерантности к представителям другой культуры; проведение круглых столов, дискуссий); развивающий (проведение социально-психологических тренингов по развитию межкультурной коммуникации, толерантности, групповой сплоченности, личностных ресурсов совладающего поведения и др.); консультативный (осуществление бесплатных консультаций для студентов-мигрантов с целью их психологической поддержки и помощи). Данные мероприятия, мы считаем, позволят приблизиться к созданию благоприятного социокультурного пространства для успешной адаптации студентов-мигрантов. Таким образом, правильно организованная психологическая помощь студентам-мигрантам позволит смягчить возникающие сложности социокультурной и учебной адаптации в вузе, помочь осуществить безболезненную интеграцию их в учебный процесс. Для этого необходимо проводить работу по активизации личностных ресурсов студентов мигрантов, обучение овладению эффективными способами самопомощи, адаптивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций. Особое внимание необходимо уделять установлению доброжелательных (дружеских) связей внутри группы студентов, формирование этнической толерантности у участников студенческого коллектива. Исследования в области адаптации и особенностей совладающего поведения студентов-мигрантов в целом помогают спрогнозировать возможные проблемы в обучении; определить наиболее эффективные формы психологической помощи студентам-мигрантам. ЛИТЕРАТУРА
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|