|
Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмомАвтор статьи: Ирина Смирнова (Кустова)
В настоящее время существует большое количество методов коррекции и адаптации детей с аутизмом. Большая их часть разработана за рубежом. Методы коррекции и адаптации существенно отличаются друг от друга, так же как и теории о причинах аутизма. Существуют психологические, медицинские, биологические методы коррекции. Чаще всего в литературе встречается описание следующих биологических методик:
Кроме этого, различные специалисты предлагают самые разные методики: общение с животными, песочная терапия, музыкальная терапия, остеопатия и прочие. Ниже приведен анализ наиболее популярных и распространенных психологических методов коррекции аутизма. Условно эти методы можно разделить на: - методы обучающие (АВА-терапия, TEACCH), - методы, восстанавливающие эмоциональные связи между матерью и ребенком с аутизмом (FLOORTIME, холдинг-терапия) - нейро - коррекционные методы (сенсорная интеграция).
АВА – прикладной анализ поведения Программа разработана профессором психологии Университета Калифорнии Иваром Ловаасом. Базой программы, разработанной доктором Ловаасом, является метод анализа поведения, который использовали поведенческие психологи. В основе поведенческой терапии находится система поощрений и наказаний, которая способствует корректному поведению и препятствует нерациональным действиям. Однако на первых этапах использования метод Ловааса подвергали критике, поскольку метод наказаний для детей с аутизмом был очень суровым, в некоторых случаях использовали даже электрический ток. Со временем система наказаний была изменена, а благодаря гибкой системе подкреплений удается закрепить желаемое поведение и уменьшить не желательное и деструктированное поведение. Обучение в рамках данной программы проводится по следующей схеме: каждое социальное действие, которое ребенок не может осилить, разбивается на короткие шаги. Обучение каждому шагу происходит путем специальной инструкции. Повторение «правильного» действия без подсказки взрослого говорит о закреплении того или иного навыка. Некорректная реакция: агрессия, стереотипия, тщательно анализируются, выявляя причины такого поведения. Полученные навыки отрабатываются регулярно в различных незапланированных ситуациях. Успех в обучении этой программе зависит от регулярности занятий, квалификации специалиста, последовательности процедур в привычной обстановке, с привычными людьми. Специалисты, работающие в рамках данного подхода, столкнулись с проблемой переноса сформированных навыков на вне учебную обстановку и зависимость ребенка от взрослого, осуществляющего подкрепление соответствующего поведения. Достоинствами этого подхода является тот факт, что дети, обучающиеся по программе АВА-терапии обретают навыки самообслуживания, обучаются действиям, необходимым для жизни в социуме. Это существенно снижает нагрузку с взрослого, ухаживающего за ребенком. С другой стороны, этот подход не затрагивает коммуникативных навыков ребенка и его способности устанавливать отношения с другими людьми. А именно эти навыки выделены главными признаками аутизма по существующим диагностическим системам. Сугубо субъективно Если убрать политкорректность, то АВА терапия в чистом виде напоминает мне дрессировку собак. Я с энтузиазмом использовала метод при воспитании своего питомца. Человеческие отношения не возможно выдрессировать, равно как и интерес к жизни. Однако, это не мешает мне обращаться к принципам терапии в те моменты, когда это актуально, например, когда нужно (правда нужно) отвлечь ребенка от его собственного процесса на упражнение, занятие и т.п.
ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children - Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) или структурированное обучение. Первичный акцент делается на формировании способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиваться на задании. Подобное поведение называется рабочим, т.к. является необходимой предпосылкой для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности ребенка с аутизмом. Способность сосредоточиваться на задании тренируется путем структурирования пространства, в котором обучается ребенок, и визуализации процесса обучения. Стратегия структурированного обучения позволит обучающемуся ребенку с аутизмом научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и, таким образом, повысит уровень самостоятельности в различных видах деятельности. Специалисты этого подхода успешно совмещают TEACCH с другими различными системами обучения и терапии: сенсорной интеграцией, системой коммуникации с помощью обмена картинками, игровой терапией Гринспена, АВА. Следует, однако, отметить, что хотя специалисты, работающие по программе ТЕАССН, считают, что зрительная организация среды уменьшает зависимость ребенка от взрослого, существует опасность зависимости от организованной ситуации. Попадая в неструктурированную среду, ребенок может оказаться беспомощным. И хотя сам подход направлен на обучение и социальную адаптацию и не затрагивает коммуникативных навыков ребенка с аутизмом или РАС, авторы и специалисты данного подхода считают, что если такому ребенку дать инструкции, необходимые для жизни в социуме, то ребенок сам придет к качественному взаимодействию с людьми. Но всё таки, не смотря на это, принципы организации учебной среды, разработанные в рамках программы ТЕАССН, представляют собой полезный опыт, который мог бы помочь в решении проблемы социальной адаптации детей с аутизмом. Навыки, обретенные детьми в процессе обучения в данном подходе, могут быть хорошим ресурсом, на который может опираться ребенок с аутизмом при построении отношений с другими.
FLOORTIME. Игровая терапия Гринспена
Методика Гринспена (DIR-метод) основана на трех основных понятиях: эволюция (D), индивидуальность ребенка (I) и взаимоотношения с ним (R). Предпосылкой к этой методики послужила идея о том, что основу для обучения ребенка формирует обмен эмоциональными сигналами, который изначально происходит между ребенком и матерью. Стенли Гринспен с помощью этой методики смог научить родителей и учителей вызывать эмоцию даже у тех малышей, которые изначально были самими замкнутыми. Родители и учителя опускались на колени перед едва научившимися ходить малышами и входили в их мир, при этом помогая превратить какие-либо повторяющиеся действия в веселое взаимодействие. Гринспеном выделяется шесть стадий, которые ребенок проходит в своем развитии:
Дети, страдающие аутизмом, по мнению Стенли Гринспена не проходят все стадии, а останавливают свое развитие в одной из них. Таким детям нужно помочь пройти через все стадии с помощью «игрового времени». Прийти к двусторонней коммуникации можно в том случае, когда ребенок будет реагировать на действия, совершаемые терапевтом. При происхождении такой реакции один круг коммуникации закрывается. Тот, кто занимается с ребенком, должен стремиться к тому, чтобы таких закрытых кругов было как можно больше. При этом терапевт выступает в роли помощника ребенка, а сам ребенок становится главным, что позволяет ему развиваться как личность. Терапевт в игре развивает идеи, которые предлагает ребенок, прикидывается не понимающим и побуждает этим ребенка объяснять правила игры. Таким образом, происходит анализ действий и развивается эмоциональное мышление. Гринспен говорит о том, что не следует прерывать ребенка даже в тех случаях, когда он проявляет агрессию в игре. Ребенок может таким образом выговариваться, что учит ему не бояться своих эмоций и самого себя, управлять ими. Достоинством этого подхода является то, что его целью является способность ребенка с аутизмом устанавливать отношения с людьми. FLOORTIME – терапия корректирует непосредственно те поведенческие реакции, которые признаны диагностическими системами как признаки аутизма. Восстановление коммуникативных способностей ребенка может быть ценным ресурсом для него и его родителей в процессе взросления и социальной адаптации ребенка.
Сенсорная интеграция
Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами, направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений… Терапия наиболее эффективна, если ребенок сам направляет свои действия, а терапевт лишь ненавязчиво меняет обстановку. Как правило, интеграция происходит, когда ребенок стремится к ощущениям и делает что-то, чтобы их получить. Если занятие ребенку интересно, его мозг, как правило, способен организовать ощущения от этого занятия… При аутизме ребенок нуждается во внешнем руководстве и структурировании жизни сильнее. Самоконтролю могут мешать страх, агрессия и другие эмоции. Иначе говоря, терапевт помогает ребенку управлять негативными ответами и эмоциями, пока тот осваивает необходимый ему сенсорный опыт и формирует адаптивные ответы, ведущие к организации импульсов. Таким образом, терапия, основанная на сенсорной интеграции, не формирует конкретных бытовых или социальных навыков, не направлена на установление эмоциональных отношений, не влияет прямо на поведение ребенка. Ее целью является улучшение обработки сенсорной информации для более эффективной регистрации и модуляции ощущений, а также помощь в формировании адаптивных ответов как способа организации поведения. Из года в год терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, отмечают, что в их клинической практике возрастает количество детей с аутизмом. Одним терапия помогает значительно, другим – не очень или не помогает вовсе. Приветствуется любое положительное изменение в работе мозга у ребенка с аутизмом.(Айрес Д. Ребенок и сенсорная интеграция) Достоинством этого подхода является то, что он направлен на коррекцию нарушения, которое с большей долей вероятности может быть причиной аутизма. И такая коррекция может повлиять и на коммуникативные навыки, и на социальную адаптацию ребенка, и на его поведение и обучение. С другой стороны, специалисты по сенсорной интеграции отмечают, что не весь их опыт успешен. А также такая коррекция может быть длительной и требовать большого терпения и сил от родителей ребенка.
Холдинг-терапия
Холдинг – терапия была разработана американским психиатром Мартой Велш и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче США в 1978 году. Холдинг - терапия направлена на восстановление эмоциональной привязанности между ребенком и матерью, снятие тревожности и восстановление чувства безопасности. В классическом варианте процедура холдинг - терапии заключалась в следующем: мать берет ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях таким образом, чтобы у нее была возможность смотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, не смотря на сопротивление ребенка, мать говорит ему о своих чувствах, своей любви к нему, о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. Российские специалисты комментируют этот вид терапии следующим образом: «Это обычно длительная, физически и психически болезненная процедура, как для родителей, так и для самого ребенка. Однако в результате в конце ее у ребенка возникает поведение адекватное ситуации: он начинает смотреть в лицо матери, прижиматься к ней, улыбаться». (Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция) Называя саму процедуру «жестокой», они не отрицают ее эффективности и целесообразности использования. Цель терапии – восстановление или формирование эмоциональной привязанности между матерью и ребенком, то есть она корректирует коммуникативные способности ребенка. Однако сама процедура терапии травмирует, если контакт между матерью и ребенком происходит, несмотря на сопротивление последнего. Это ее недостаток. Когда ребенок сопротивляется, кричит, плачет на руках матери и пытается уйти из объятий, матери сложно это выдерживать долго. Такое поведение может вызвать у матери чувства отчаяния, грусть или злость. А по процедуре ей необходимо транслировать ребенку любовь. В этом случае матери нужно справляться со своими негативными эмоциями, что требует от нее большого количества сил. В этом случае, возможно, ребенок получает от матери двойное послание: словами она говорит ему о любви, а прикосновениями транслирует те негативные чувства, которые у нее может вызвать сама ситуация, в которой ей необходимо удерживать в объятиях вырывающегося ребенка. Для меня экологичность самой процедуры сомнительна. Реконструкция же эмоциональной привязанности между матерью и ребенком с аутизмом – это хороший ресурс для обоих, и может стать стабильной базой для формирования коммуникативных способностей и дальнейшей социальной адаптации ребенка.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|