Музыкальная психологическая коррекция детей с аутизмом

По официальным данным Министерства труда и социального развития Омской области, численность детей-инвалидов на территории г. Омска и Омской области на 1 января  2010 г. составила 7348 человек. По сравнению с прошедшим годом этот показатель (субъективный по ряду причин) уменьшился на 6,4 процентов и  в  настоящее время находится на самом низком уровне за последние годы, но дальнейший прогноз относительно детской инвалидности в регионе остаётся неопределённым. Увеличение общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в целом по России, превалирование в структуре инвалидности категории детей с выраженными нарушениями функций и значительными ограничениями деятельности, повышение уровня инвалидизации в дошкольном возрасте определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, в частности, с использованием эффективных арттехнологий.

Особую сложность, по ряду причин (в том числе и по колоссальной ресурсо- и энергозатратности мероприятий) представляет социальная адаптация детей с расстройствами аутистического спектра (ранним детским аутизмом (РДА) и близкими к нему состояниями).

Слово «аутизм» происходит от латинского «autos», что значит «сам». Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком.

Аутизм в последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван, с одной стороны, достижениями в области его клинического изучения, а с другой - неотложностью и сложностью практических вопросов терапии, развития и коррекции данной категории детей.

Несмотря на то, что аутизм имеет широкий спектр проявлений, основные симптомы являются общими. Это желание уйти от контакта, «экстремальное» одиночество и стремление к навязчивым стереотипным, ритуальным формам поведения, непереносимость изменений в окружающей обстановке. Отмечается также необычное речевое развитие (прежде всего нарушение коммуникативной функции речи, а в некоторых случаях возможно полное отсутствие речи), вычурность движений, неадекватная реакция на сенсорные раздражители. Общие закономерности развития аутичных детей отражаются и на развитии их интеллекта: некоторые психические функции у них могут опережать, другие запаздывать в своем формировании. Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет.

Исследователь О.С. Никольская выделяет четыре основные группы раннего детского аутизма по особенностям характера и степени выраженности симптомов, определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом. Но даже самые трудные дети подают надежду на социализацию в том случае, если при первых признаках неблагополучия им оказать профессиональную помощь.

Для аутичных детей музыка, как правило, является сверхценным интересом и оказывается иногда единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Одна из возможных причин такой притягательности музыки – это отсутствие необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с аутизмом. Другая причина заключается в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, которые, как представляется на первый взгляд, чужды детям с аутизмом. Музыка также может служить аутичному ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, средством выразить себя на доступном ему уровне.

Современная психология и педагогика в России в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыки, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с особенностями в развитии. Но, к сожалению, немногочисленные отечественные практические разработки психокоррекции детей с аутизмом средствами музыкального воздействия в настоящее время ещё не подкреплены серьёзными научными исследованиями и не представлены в научно-методической литературе.

Для организации в учреждениях социальной защиты г. Омска и Омской области курса групповых музыкально-коррекционных занятий для детей с аутизмом автором была разработана и успешно апробирована в течение 8 лет музыкальная психокоррекционная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!»

В основу программы были положены принципы организации и проведения занятий зарубежными и российскими музыкотерапевтами-практиками, успешно работающими с детьми-инвалидами (Некту Ж., Македа Ж. (Франция), Захарова И. Ю., Хатуцкая С. А., Виноградова А. Л., Степанова Т. К. (Москва), Стангрит С. Я. (Петрозаводск), были использованы элементы универсальной музыкально-педагогической концепции К. Орфа. Обобщая собственный опыт многолетней музыкально-коррекционной работы, учитывая лучшее из традиционных и современных отечественных методик музыкального воспитания и развития детей (Ветлугина Н. А.; Буренина А. И., Сауко Т. Н. (Санкт-Петербург), мы также включили в программу музыкально-практические материалы с международных семинаров, организованных Центром лечебной педагогики (Москва), а также с международных музыкально-педагогических конференций педагогического общества Карла Орфа.

На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с аутизмом собственно музыкальных способностей или овладение ими навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности у аутичного ребёнка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения.

Мы осознаём важность и эффективность индивидуальных занятий, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ:

- возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей;

- преодоление последствий длительной социальной депривации детей, приобретение ими коммуникативных навыков;

- развитие волевых усилий;

- феномен «эмоционального заражения»;

- приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;

- можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.

Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие;

2. «Свободное движение»;

3. Ритмическая разминка;

4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений;

5. Пение;

6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;

7. Танцы, хороводы;

8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;

9. Прощание.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 – 40 мин.;

- структура проведения занятий вариативна в различных группах;

- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом;

- музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно, в связи с чем возникает необходимость перевода их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал;

- при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке», при длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);

- ведущий — ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, дает инструкции, следит за выполнением правил. Остальные взрослые (родители и педагоги) являются равноправными участниками занятия и вместе с детьми выполняют все задания. По мере расширения возможностей детей количество оказываемой им помощи и взрослых участников уменьшается.

- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.     

Опытно-экспериментальная деятельность подтверждает эффективность максимально раннего включения детей с расстройствами аутистического спектра в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, познавательные процессы, формируются навыки общения. Показателем эффективности программы является следующий результат: 49% детей с расстройствами аутистического спектра, посещавших занятия групповой музыкальной психокоррекции более 1 года, были приняты в дошкольные и школьные образовательные учреждения г. Омска.

Музыкально-коррекционные занятия по программе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!» в сочетании с другими видами коррекционной работы могут быть включены в индивидуальную программу развития детей с аутизмом. Программа с успехом используется специалистами социальных, образовательных и медицинских учреждений для детей с различной сохранностью здоровья в Волгограде, Екатеринбурге, Минске, Москве, Новосибирске, Петропавловске-Камчатском, Самаре, Санкт-Петербурге, Сочи, Тамбове, Томске, Туле, Ханты-Мансийске.



Просмотров: 512
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Особенности функции памяти у детей с аутизмом
  • Аспекты коррекционной работы: развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • Формирование учебного процесса у детей с расстройствами аутистического спектра.
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Детско-родительская группа для детей с расстройствами аутистического спектра. Взгляд гештальт-терапевта
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Психологические особенности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
  • О пользе совместных занятий родителей и детей
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Развитие мелкой моторики у детей
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Развитие эмоциональной сферы детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь