Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

Аутистическое расстройство является всепроникающим не только для ребенка с РАС, но и для семейной системы (родителя, сиблинги, старшее поколение, родственники 2-3 степени родства), шансов сохранить функциональность семьи, в момент появления в ней ребенка с РАС, нет. Постановка диагноза (чаще всего этот момент является границей изменяющей жизнь семьи на «до и после») запускает все группы факторов нарушающих функционирование семьи: 

- личностные нарушения члена семьи (не обязательно ребенка с РАС);

- нарушения представлений членов семьи друг о друге и о своей семье в целом;

- нарушение личностного общения в семье;

- нарушение механизмов интеграции в семье;

- нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

В семьях, воспитывающих детей с РАС (проводимые исследования Кондратьевой Т.В. подтверждают эти нарушения в 80-100% случаев) нарушаются все функции семьи:

- воспитательная (самореализация в детях);

- эмоциональная (психологическая защита);

- хозяйственно-бытовая (материальные потребности);

- сексуально-эротическая (удовлетворение физиологических потребностей и продолжение рода);

- духовного (культурного) общения,

- первичного социального контроля (выполнение социальных норм поведения членами семьи).

Восстановление хотя бы части этих функций происходит не всегда, не в каждой семье, и даже, если и происходит, то спустя долгие годы.

Самый болезненный период происходит в момент кризиса принятия диагноза, потому что образцов взаимодействия с аутичным ребенком у семьи нет. Взрослым членам семьи приходится интуитивно искать новые способы взаимодействия с собственным ребенком, что зачастую не так уж и просто. Приходится тратить время на сбор и фильтрацию информации по заболеванию ребенка,  и в этот момент возникает ситуация максимальной неопределенности, которая меняет картину мира всех членов семьи, фрустрируя их и истощая адаптационные ресурсы. Родители часто рассказывают, что известие о том, что их ребенок является аутичным, было самым тяжелым событием в их жизни… Но в этот момент горе вызвано отнюдь не аутизмом ребенка как таковым (потому что родители не видят всего комплекса проблем и трудностей, которые будут ждать их в будущем). Это горе - из-за потери нормального ребенка, которого надеялись и ожидали получить родители.

Все семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития сталкиваются с необходимостью прохождения определенных этапов функционирования семьи и каждый член семьи должен пройти этот этап, понять и принять свою роль на этом этапе:

  1. Принятие диагноза ребенка и ситуации изменения жизни семьи.
  2. Определение своей роли в процессе помощи ребенку и принятие на себя ответственности за исполнение этой роли.
  3. Поддержание функциональности семьи за счет умения находить новые ресурсы, в том числе и эмоциональные.
  4. Трансформация собственных ценностей и смыслов жизни.

Реальность воспитания ребенка с аутизмом (РАС) в России такова, что нет государственной системы помощи, нет специалистов и нормативно-правовых документов, регламентирующих эту помощь, а в существующей системе коррекционного образования катастрофически не хватает понимания сути нарушений и методик для психолого-педагогической помощи ребенку и его семье.  Поэтому родителям приходится самостоятельно на свой страх и риск выстраивать личную систему коррекционной помощи для своего, отдельно взятого, ребенка. При этом родители зачастую не обладают ни ресурсами (материальными, эмоциональными, временными и прочее), ни образованием, ни достаточным навыком для этого.

Обучающие и развивающие занятия для любого ребенка с ограниченными возможностями здоровья становятся неотъемлемой частью жизни семей, но в семьях воспитывающих ребенка с РАС эти занятия являются постоянным дистрессором, результатом которого являются отчаяние, уныние, чувство вины и безысходности, потери смысла в жизни и способностью что-то в ней изменить. Причин для этого множество:

  1. Для достижения хоть какой-либо видимой положительной динамики в развитии ребенка с РАС, родителям необходимо не только желание, но и наработанные навыки использования узкоспециальных методик, притом, что на данный момент в нашей стране нет методик, чья эффективность официально доказана и рекомендована к применению.
  2. Коррекционная работа с ребенком ведется годами и родителям (как и всем членам семьи) необходим огромный эмоциональный запас и терпение, чтобы преодолевать сопротивление ребенка и продолжать работу, результаты которой все равно не скорректируют все признаки аутизма у ребенка.
  3. Общество в целом негативно относится к ментальным инвалидам (людям, страдающим психическими расстройствами) и семьи оказываются в «двойной ловушке» - с одной стороны попытки отстоять элементарные права своего ребенка, с другой вынужденная самоизоляция семьи из-за специфики поведения ребенка.

По мнению Морозова С.А. на возможность социализации лиц с аутизмом влияет ряд факторов:

  • тяжесть и глубина аутистических расстройств;
  • ранняя диагностика;
  • возможно, более раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный медико-психолого-педагогический характер;
  • адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолжительность, достаточный объем;
  • единство усилий специалистов и семьи.

Мы считаем, что залогом успеха коррекционной работы при аутизме являются годы кропотливого труда родителей (семьи в целом) и помогающих им специалистов, но роль родителей является основной.  Начинать это процесс нужно как можно раньше с безусловного принятия ситуации воспитания ребенка с РАС и самого ребенка во всех его проявлениях. Следующим этапом должно быть  определение потребностей всей семьи, каждого ее члена и ребенка с аутизмом, после чего родителями с помощью психологов и психотерапевтов выстраивается план поддержания функциональности семьи. Восстановление функций семьи возможно в результате пересмотра ценностей и смыслов, приобретения навыков коррекционно-воспитательного воздействия, осознанном изменении родителями распределений материальных и эмоциональных ресурсов. На уровне государства необходимо работать в нескольких направлениях:

- изменения отношения в обществе к инвалидам (ментальным в том числе);

- создание системы помощи семьям, воспитывающим детей с РАС;

- разработка стандартов для обучения специалистов, работающих с детьми и их семьями и подготовка таких специалистов в достаточном объеме;

- усовершенствование системы материальной поддержки семей, воспитывающих детей с РАС.

 



Просмотров: 580
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Влияние семьи на невротизацию ребенка
  • Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Влияние семьи на адаптацию ребенка к детскому саду
  • Почему рождение ребенка стало катастрофой для семьи?
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Ждете ребенка? Пора подстилать соломку! Рецепты сохранения семьи.
  • Феномен среднего ребенка: поиск привязанностей за пределами родительской семьи
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Параметры и правила функционирования семьи и их влияние на жизнь (для интересующихся не специалистов).
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Когда в семье психическое заболевание. Рекомендации членам семьи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь