|
Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектраАвтор статьи: Омарова (Семенова) Галина Владимировна
Аутистическое расстройство является всепроникающим не только для ребенка с РАС, но и для семейной системы (родителя, сиблинги, старшее поколение, родственники 2-3 степени родства), шансов сохранить функциональность семьи, в момент появления в ней ребенка с РАС, нет. Постановка диагноза (чаще всего этот момент является границей изменяющей жизнь семьи на «до и после») запускает все группы факторов нарушающих функционирование семьи: - личностные нарушения члена семьи (не обязательно ребенка с РАС); - нарушения представлений членов семьи друг о друге и о своей семье в целом; - нарушение личностного общения в семье; - нарушение механизмов интеграции в семье; - нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи. В семьях, воспитывающих детей с РАС (проводимые исследования Кондратьевой Т.В. подтверждают эти нарушения в 80-100% случаев) нарушаются все функции семьи: - воспитательная (самореализация в детях); - эмоциональная (психологическая защита); - хозяйственно-бытовая (материальные потребности); - сексуально-эротическая (удовлетворение физиологических потребностей и продолжение рода); - духовного (культурного) общения, - первичного социального контроля (выполнение социальных норм поведения членами семьи). Восстановление хотя бы части этих функций происходит не всегда, не в каждой семье, и даже, если и происходит, то спустя долгие годы. Самый болезненный период происходит в момент кризиса принятия диагноза, потому что образцов взаимодействия с аутичным ребенком у семьи нет. Взрослым членам семьи приходится интуитивно искать новые способы взаимодействия с собственным ребенком, что зачастую не так уж и просто. Приходится тратить время на сбор и фильтрацию информации по заболеванию ребенка, и в этот момент возникает ситуация максимальной неопределенности, которая меняет картину мира всех членов семьи, фрустрируя их и истощая адаптационные ресурсы. Родители часто рассказывают, что известие о том, что их ребенок является аутичным, было самым тяжелым событием в их жизни… Но в этот момент горе вызвано отнюдь не аутизмом ребенка как таковым (потому что родители не видят всего комплекса проблем и трудностей, которые будут ждать их в будущем). Это горе - из-за потери нормального ребенка, которого надеялись и ожидали получить родители. Все семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития сталкиваются с необходимостью прохождения определенных этапов функционирования семьи и каждый член семьи должен пройти этот этап, понять и принять свою роль на этом этапе:
Реальность воспитания ребенка с аутизмом (РАС) в России такова, что нет государственной системы помощи, нет специалистов и нормативно-правовых документов, регламентирующих эту помощь, а в существующей системе коррекционного образования катастрофически не хватает понимания сути нарушений и методик для психолого-педагогической помощи ребенку и его семье. Поэтому родителям приходится самостоятельно на свой страх и риск выстраивать личную систему коррекционной помощи для своего, отдельно взятого, ребенка. При этом родители зачастую не обладают ни ресурсами (материальными, эмоциональными, временными и прочее), ни образованием, ни достаточным навыком для этого. Обучающие и развивающие занятия для любого ребенка с ограниченными возможностями здоровья становятся неотъемлемой частью жизни семей, но в семьях воспитывающих ребенка с РАС эти занятия являются постоянным дистрессором, результатом которого являются отчаяние, уныние, чувство вины и безысходности, потери смысла в жизни и способностью что-то в ней изменить. Причин для этого множество:
По мнению Морозова С.А. на возможность социализации лиц с аутизмом влияет ряд факторов:
Мы считаем, что залогом успеха коррекционной работы при аутизме являются годы кропотливого труда родителей (семьи в целом) и помогающих им специалистов, но роль родителей является основной. Начинать это процесс нужно как можно раньше с безусловного принятия ситуации воспитания ребенка с РАС и самого ребенка во всех его проявлениях. Следующим этапом должно быть определение потребностей всей семьи, каждого ее члена и ребенка с аутизмом, после чего родителями с помощью психологов и психотерапевтов выстраивается план поддержания функциональности семьи. Восстановление функций семьи возможно в результате пересмотра ценностей и смыслов, приобретения навыков коррекционно-воспитательного воздействия, осознанном изменении родителями распределений материальных и эмоциональных ресурсов. На уровне государства необходимо работать в нескольких направлениях: - изменения отношения в обществе к инвалидам (ментальным в том числе); - создание системы помощи семьям, воспитывающим детей с РАС; - разработка стандартов для обучения специалистов, работающих с детьми и их семьями и подготовка таких специалистов в достаточном объеме; - усовершенствование системы материальной поддержки семей, воспитывающих детей с РАС.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|