Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка


Семья аутичного ребенка, часто испытывающая различные сложности в его
воспитании, связанные с особым психофизиологическим развитием своего
малыша, часто лишена не только психологической поддержки близких людей,
но и общества. Окружающие не всегда понимают особенности аутизма, а
иногда и самим родителям бывает трудно объяснить причины такого поведения
ребенка.
Как пишет Л.М. Сиголаева, «по данным института педагогики РАО,
частота детского аутизма составляет 15–20 случаев на 10 тысяч детского
населения. В действительности количество аутичных детей больше, так как
стертые формы аутизма, значительно деформирующие личность и
представляющие серьезную социальную и психолого-педагогическую
проблему» [12, с. 293].
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра
(МКБ-10) детский аутизм (F84.0) включен в рубрику F84 – общие расстройства
психологического развития. Для постановки диагноза необходимо появление
нарушения в одной из сфер (до 3-х лет): рецептивная или экспрессивная речь,
используемая при социальном общении, развитие селективных социальных
привязанностей или реципрокного социального взаимодействия,
функциональная или символическая игра. За рубежом, в соответствие с DSMIV,
под аутизмом понимается специфические ограничения в возможности
фантазирования, общения и социального взаимодействия [6, 10].
Психологическое сопровождение семей с аутичным ребенком в МБОУ
Центре лечебной педагогике и дифференцированного обучения
Металлургического района г. Челябинска осуществляется в индивидуальной
форме в несколько этапов и включает в себя такие формы работы, как
психолого-педагогическое обследование (психодиагностика),
консультирование и психокоррекция.
В рамках психологической диагностики мы осуществляем сбор
психологического анамнеза (беседа с родителями, изучение дополнительной
информации, в том числе медицинских карт и заключений, записей об
успеваемости, заключений ПМПК и т.д.) [14].
Наиболее важными маркерами в психодиагностической, на наш взгляд,
являются: наличие материнского токсикоза, резус-конфликта, тяжелые
соматические заболевания (грипп, краснуха и др.), прием медикаментов,
наличие тяжелых психотравмирующих ситуаций, наличие стимуляции в
родовой деятельности, отсутствие соответствия режиму сна и бодрствования;
отсутствие специальных ритуалов для засыпания; отсутствие комплекса
оживления наличие тяжелых соматических заболеваний, травм, особенности
игровой деятельности (как начал играть, какими игрушками, предметами);
особенности развития речи после года; наличие страхов и/или фобий
(например, животных, птиц, других необычных страхов, темноты); проблемы в
поведении: истерики, негативизмы, отсутствие целенаправленность, ауто- и/или
гетероагрессия, отсутствие реакции на чтение книг, (наличие чрезмерной
фиксации на соматическую боль). Особенно важно собрать психологический
анамнез жизни родителей: к которому относятся перенесенные в прошлом
соматические и/или психические болезни, особенности реакций на них;
становление профессионального пути, формирование трудовой деятельности и
удовлетворенность ими; развитие семейных и интимных отношений;
особенности межличностных отношения с ближайшим микросоциальным
окружением вне семьи; наиболее тяжелые события жизни (психологические
травмы), особенности реакций на них; наличие вредных привычек [1, 2, 4].
Из опыта своей работы с такими семьями могу отметить, что труднее всего
в сборе психологического анамнеза является выявление особенностей жизни
самих родителей, т.к. матери и отцы, имеющие ребенка с ранним детским
аутизмом, не всегда психологически готовы обсуждать с педагогом-психологом
свои собственные проблемы, а не только проблемы ребенка.
В рамках психологического сопровождения мы используем различные
экспериментально-психологические методы диагностики (ОРО (А.Я. Варга,
В.В. Столин) и опросник «Взаимодействие Родитель-Ребенок» (ВРР)
И.М. Марковской, «Измерение родительских установок и реакций» (PARI),
«Незаконченные предложения», опросник интер-персонального диагноза
Т. Лири и др.) [5, 7, 9].
При проведении индивидуального психологического консультирования
педагоги-психологи МБОУ Центра лечебной педагогики и
дифференцированного обучения г. Челябинска придерживаются следующих
стадий проведения: установление контакта, выявление проблемы и запроса на
психологическую помощь, определение желаемого результата у клиента.
Для установления благоприятного психологического контакта с семьями
детей с аутистическим синдромом нами используются такие техники, как
рефлексивное и нерефлексивное слушание, перефразирование, уточнение и
выяснение, отражение, резюмирование.
В рамках выявления проблемы и запроса нам важно определить локусы
жалоб таких семей (субъективный (например, на ребенка, супруга,
родственников, самого себя, общества), объективный (на нарушение
собственного психосоматического здоровья, поведенческие расстройства, на
психологическую ситуацию в целом, на несоответствие ролевому поведению
ближайшего окружения).
В практической деятельности нами были выявлены объективные локусы
жалоб у родителей таких семей (в целом, неудовлетворенность качеством
собственной жизни), требующие психологической коррекции в
индивидуальной форме.
Для дальнейшей работы по сопровождению таких семей важно определить
аутодиагноз у родителей (собственное объяснение природы аутизма,
основанного на различных представлениях (некоего подобия этиологии и
патогенеза).
В.Ю. Меновщиков выделяет следующие типы аутодиагнозов: «Злая воля»
(непонимание и нежелание понять причины возникновения болезни);
«Психическая аномалия» (осознание родителями возникновения у ребенка
психической патологии); «Органический дефект» (определение
аутистического синдрома как врожденного); «Генетическая
запрограммированность» (наличие наследственности со стороны себя или
супруга (супруги); «Индивидуальное своеобразие» (понимание особенностей
ребенка как проявление личностных черт; «Собственные неверные действия»
(оценка собственного поведения и поведение возможного чувства вины);
«Собственная личностная недостаточность» (тревожность, неуверенность,
пассивность родителя); «Влияние третьих лиц» (родителей, супруга, бабушек,
дедушек и т.д.); «Неблагоприятная ситуация» (наличие нескольких проблем у
клиента (например, развод, потеря работы, смерть близких и т.д.);
«Направление» («Меня к Вам направили…» и далее называется официальный
орган, директор школы или иной руководитель) [8]. У родителей, имеющих
детей с аутистическим синдромом, обращавшихся за психологической
консультацией в Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения,
были выявлены такие самодиагнозы, как «Психическая аномалия» и
«Неблагоприятная ситуация». Таким образом, родители осознают наличие
дефекта у ребенка и влияние других жизненных ситуация на воспитание и
обучение ребенка с аутизмом.
Мы предполагаем, что наиболее важным для эффективного
психологического сопровождение данной категории родителей является
выяснение самостоятельной формулировки проблемы. Под проблемой мы
понимаем желание клиента изменить ситуацию и отношение к ней.
Наиболее частой проблемой у родителей, воспитывающих ребенка с
ранним детским аутизмом, является неуверенность в себе, требующая
индивидуальной психологической коррекции в рамках психолого-
педагогического сопровождения семьи.
В рамках консультирования для нас важным стало определение
материнского и отцовского запроса на работу педагога-психолога. Основным
таким запросом родителей, занимающихся воспитанием ребенка с аутизмом,
было желание сформировать оптимальную родительскую позицию, обучение
навыкам взаимодействия со своим ребенком и другими членами семьи.
По результатам психолого-педагогического обследования и
консультирования в нашем Центре создаются индивидуальные программы
сопровождения данной категории родителей. В программы нами включаются
различные методы психологической коррекции, которые имеют
положительные результаты с родителями детей с нарушениями в общении:
песочная арт-терапия (построение мира в песке; выбор «жителей»;
обдумывание названия песочной страны; переживание и реконструкция мира в
песке, демонтаж песочницы); сказкотерапия (использование авторских сказок
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой); позитивная терапия (техники «Волшебная
палочка»; «Работа с объяснениями»; «Ревизия прошлого», «Проверка
будущим», «Фокусирование на прогрессе»); когнитивная терапия
(использование следующих техник: выявление автоматических мыслей и
дезадаптивных убеждений (расспрос клиента о чувствах, которые возникают в
той или иной ситуации); сосредоточение на образах (погружение с помощью
воображения в реальную проблему консультируемого); декатастрофикация
[3, 11, 13, 15].
Учитываю психологические и социальные особенности детей с
нарушениями общения, основной упор нами был направлен на поддержку и
сопровождение родителей.
При проведении психологических мероприятий с такими родителями в
нашем Центре большую эффективно показал метод позитивной
психологической коррекции. Наиболее благоприятный отклик у родителей
вызвали техники «Ревизия прошлого» («Как Вы думаете, пережитые трудности
закаляют человека или делают его слабее?»); «Проверка будущим»
(Предположим, Вы достигли того, что хотели. Какой будет Ваша жизнь через
полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять
лет)».
Следовательно, таким родителям важно ориентироваться на позитивные
моменты прошлого и находить ресурсы для воспитания и развития своего
особого ребенка.
Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с аутичным
спектром поведения, остается проблематичным. Родители очень часто могут
выполнять задания, предлагаемые психологом, для работы со своим ребенком,
но не всегда психологически готовы работать с собственными проблемами и
решать их.
Литература:
1.Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Психологическая
диагностика и коррекция в соматической клинике. СПб.: Речь, 2011. 271 с.
2.Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория,
практика и обучение. СПб.: СПбГУ; М.: Академия, 2004. 736 с.
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2010. 172 с.
4.Иовлев Б.В., Щелкова О.Ю. Беседа как интерактивный метод клинико-
психологической диагностики. [Электронный ресурс] // Медицинская
психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http://medpsy.ru
(13.10.2013).
5.Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать
психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. СПб.: КАРО,
2005. 240 с.
6.Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические
описания и диагностические указания [Электронный ресурс]. URL:
http://vocabulary.ru/ (13.10.2013).
7.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели,
задачи и основные принципы. СПб.: Речь, 2005. 150 с.
8.Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.:
Смысл, 2000. 109 с.
9.Практикум по возрастной психологии: под ред. Л.А. Головей,
Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь. 2002. 694 с.
10. Психиатрия детского и подросткового возраста: под ред. К. Гиллберта,
Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 544 с.
11. Сакович Н.А. Технология игры в песке. Игры на мосту. СПб.: 2008. 176 с.
12. Сиголаева Л.М. Навык рекреации – необходимая составляющая
процесса сопровождения аутичного ребенка в системе дополнительного
образования // Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 293–298.
13. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога.
СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2002. 928 с.
14. Токарь О.В. Детская практическая психология в кратком изложении.
М.: Флинта, 2008. 224 с.



Просмотров: 639
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Агрессия ребенка, как отражение детского опыта родителей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Психологическая поддержка и сопровождение семей, имеющих ребенка с сахарным диабетом 1 типа
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Невроз ребенка. Опросник для родителей + рекомендации к действиям.
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Психологические проблемы родителей, воспитывающих умственно отсталых детей, и их преодоление
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Развод родителей: чувства ребенка
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • Сопровождение семей - как один из видов психологической помощи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь