Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД

Международная конференция

«Морфологические аспекты безопасности жизнедеятельности»

Воронеж, ВГМА им. Н.Н.Бурденко

23-24 ноября 2012

Соматическое и психоэмоциональное благополучие человека

 

УДК 378

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НА ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ И СТУДЕНТОВ С СИНДРОМОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОНИИ

Л.А.Киреева, Н.В.Зеленина, В.Н.Яковлев, В.А.Семилетова

 

При различных формах проявления синдрома вегетативной дистонии (СВД) пусковым механизмом  его развития  является дисфункция головного мозга. Это приводит к нарушению гомеостатических механизмов, снижению адаптационных резервов с последующим нарушением психической и физической деятельности человека[1].

В последние годы большое внимание уделяется влиянию музыкальных звуков при различных заболеваниях  [2, 3].  В 1995 году ученые Калифорнийского университета (США)  Гордон Шоу и Френсис Раушер установили, что различные группы нервных клеток совершают различного рода мыслительные операции, которые имеют «музыкальный»  характер [4]. Поэтому музыка может  влиять на мыслительную деятельность, активируя те или иные нейронные связи. Особенно положительный эффект был выявлен при прослушивании музыки Моцарта. Проведенный эксперимент и на людях, и на животных подтвердил нейрогенный, а не эмоциональный эффект влияния музыки  Моцарта. [4]

Однако в доступной нам литературе мы не встретили работ, в которых бы давалась сравнительная оценка влияния различных музыкальных направлений на степень восстановления гемодинамических показателей  при синдроме вегетативной дистонии. Поэтому целью нашего исследования явилось выявление влияния различных музыкальных направлений на гемодинамические показатели у здоровых студентов и с СВД.

Для прослушивания  использовали любимые студентами музыкальные произведения.  С этой  целью проведен опрос  у 120 студентов второго курса лечебного факультета. В результате оказалось:  34% предпочитают поп- музыку, 26% - рок- музыку,  19% - электронную музыку, 16% - классическую, остальные – народную.

Методы исследования. Для выявления СВД у студентов использовали  вопросник – таблицу,  разработанную в отделе вегетативной патологии 1-го Московского  медицинского университета  [1]. Для  установления вегетативного тонуса определяли вегетативный индекс Кердо (ВИК) [1, 6], характеризующий баланс между симпатической и парасимпатической нервной системой. Кроме того, определяли коэффициент Хильдебранта (КХ) [1], характеризующий степень рассогласования в деятельности отдельных висцеральных систем,  и адаптационный показатель (АП) [5], свидетельствующий о напряжении механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы.

Исследуемые показатели определяли в покое и после 15-ти минутного прослушивания музыки различных направлений. Пробы повторялись трижды у одних и тех же студентов один раз в неделю. Обработка полученных результатов производилась с помощью программы  Statistica plus 2009.  Эксперименты проводились  на 29 студентах второго курса ВГМА им. Н.Н.Бурденко, среди которых выделили две группы: I-я группа- здоровые студенты  (14 человек),  из них 8 – симпатотоники  и 6 – ваготоники; II-я группа – студенты с СВД (12 человек), из них  9- симпатотоники  и 6 – ваготоники. Деление обследованных студентов на симпатотоников и ваготоников проведена на основании общепризнанных правил. [6]

Как видно из таблицы 1, у студентов всех групп, и здоровых, и с СВД,  значения КХ  до прослушивания музыки  находились в пределах нормы (от 2,8 до 4,9), что свидетельствовало о нормальных межсистемных соотношениях. После прослушивания рок- музыки у студентов с СВД обеих групп  наблюдалось выраженное отклонение КХ от нормы. Влияние поп- музыки на здоровых студентов не выявило существенных изменений данного показателя. Что касается  музыки Моцарта, то после ее прослушивания происходило достоверное улучшение  функционирования межсистемных соотношений,  в отличие от рок и электронной музыки, как у здоровых студентов, так и у студентов с СВД.

Особенно  выраженое положительное влияние  музыка Моцарта оказала на нормализацию вегетативного тонуса: ВИК восстановился  (при этом изменившись почти в 2 раза) во всех  исследуемых группах. В тоже время  рок и электронная музыка вызывала дисбаланс функционирования симпатической и парасимпатической нервной системы: увеличивая активность симпатической нервной системы у симпатикотоников и парасимпатической нервной системы у ваготоников.  

Кроме того, музыка Моцарта значительно повлияла и на восстановление адаптационного потенциала у студентов с СВД (более чем на 50%), у которых до прослушивания музыки его  значение   свидетельствовало о напряжении механизмов адаптации. 

Что касается рок и электронной музыки,  то после их прослушивания происходило увеличение напряжения механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы, особенно выраженное у студентов с СВД. Так, значение АП у них ухудшилось более чем в два раза по сравнению с исходным.

После прослушивания поп- музыки у ваготоников выявлено нарушение вегетативного тонуса, а показатель КХ у них изменился до верхней границы нормы. И как результат нарушения межсистемных соотношений, адаптационный потенциал ваготоников ухудшился более чем в 1.5 раза.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что только после прослушивания классической музыки (Моцарта) нормализуется вегетативный тонус, обеспечивается согласованная деятельность отдельных висцеральных систем, уменьшается напряжение адаптационных механизмов функционирования физиологических систем. Особенно положительное влияние музыка Моцарта оказывает при синдроме вегетативной дистонии. Поэтому применение музыки Моцарта с целью терапевтического воздействия при СВД можно считать патогенетически оправданным в отличие от рок и электронной музыки, которая приводила к перенапряжению адаптационных механизмов даже у здоровых студентов.

 

Литература.

  1. Вейн А.М. Вегето-сосудистая дистония / А.М.Вейн, А.Д.Соловьева, О.А.Колосова. – М, Медицина, 1981. – 320 с.
  2. Басов В. Психотренинги с музыкой. Практический курс современной психотерапии. 2000. 320с.
  3. Шушарджан С.В.. Руководство по музыкальной терапии. – М., изд-во “Медицина”, 2005. – 450 с.
  4. Кэмпбелл Д.Дж. Эффект Моцарта. – Мн., 1999. – 320 с.
  5. АпанасенкоГ.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А.  Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.
  6. Kerdo I. Ein der Blutzirkulation kalkulierter index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage // Acta neurovegetativa. – 1966. – Bd.29. - №2. – S. 250-268.

 



Просмотров: 590
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ваше блестящее будущее зависит от музыки Моцарта?
  • О влиянии звуков/музыки на психологическое состояние человека
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Гл.3/ 3.5 /ч 3. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.
  • Гл.3/ 3.5 /ч 2. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.
  • Гл.3/ 3.5 /ч 1. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты
  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентов
  • Гендерные стереотипы студентов
  • Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузов
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Адаптация студентов-первокурсников в колледже
  • Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере
  • Специфика совладающего поведения студентов вуза
  • Ценностные ориентации студентов старших курсов
  • Представление о вере и религии у подростков и студентов
  • Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Психология музыки. Такое тоже есть?
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • Межличностные отношения студентов и восприятие отношений с родителями в детстве
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗа
  • Особенности духовно-нравственного воспитания студентов в контексте культурологического подхода
  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь