|
Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностейАвтор статьи: 404
В психологии, отсутствует единое мнение об определении ,структуре и функции, классификации и методах исследования психических состояний личности, в том числе-тревожности и самооценке. Актуальность: в настоящее время, в условиях социально-экономических преобразований жизненного уклада в нашей стране увеличилось количество тревожных студентов, отличающегося повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Студенческий возраст- ответственный период устоявшихся мировоззрений, системы взаимоотношений, интересов. Увлечений и социальной направленности. В этом возрасте также уже устоявшейся является самооценка, которая непрерывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе, в контексте реальных межличностных отношений. Особенно актуальна проблема изучения эмоционально-личностной сферы современных студентов применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности. В студенческом возрасте главной причиной тревожности психологи считают внутренние конфликты, преимущественно связанные с самооценкой. Предмет-самооценка и тревожность у студентов гуманитарных и технических специальностей. Объект- студенты гуманитарных и технических специальностей. Гипотеза: уровень тревожности и уровень самооценки, различен у студентов гуманитарных и технических специальностей, в частности: 1)уровень тревожности выше у технических специальностей. 2)уровень самооценки выше у гуманитарных. Цель-изучение уровня самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей. Исходя из выдвинутой цели, нами были поставлены следующие задачи: 1). Изучить литературу по данной теме. 2). Провести эмпирическое исследование уровня самооценки и тревожности. 3). Провести анализ и интерпретацию результатов исследования. Методы и методики исследования. Для исследования уровней тревожности и самооценки, было использовано методики. Методика изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования(опросник Казанцевой Г.Н.),Шкала самооценки уровня тревожности(Спилбергер-Ханин) и опросник тревожности Тейлора. Для обработки результатов были использованы программы Excel и Statistica, в частности, метод: t-критерий Стьюдента. Для проведения исследования была сформирована выборка, которая соответствует цели и задачам планируемого эмпирического исследования. Участниками исследования стали студенты Донецкого национального университета филологического и физико-технического факультета. Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На 1 этапе создавался пакет методик исследования, выбирались основные методы сбора фактического материала, формировалась выборка испытуемых. Критериями формирования выборки послужили следующие. По возрасту выборка гомогенная: возраст испытуемых – старший юношеский возраст в среднем 20 лет . По полу выборки гетерогенная: испытуемых мужского пола 30 человек, женского пола 30 человека. Данная выборка является репрезентативной относительно всей изучаемой категории студентов, так как выбор испытуемых совершался в случайном порядке, а также численность выборки испытуемых может обеспечить достоверность полученных данных, в результате математической обработки. ВЫВОДЫ: При помощи методики Шкала тревоги и тревожности Спилбергера были получены данные о уровнях ситуативной и личностной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей. Рис.2.Уровень личностной тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей.
Исследование показало, различия в уровнях ситуативной тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей. Низкий уровень ситуативной тревожности имеют 66% студентов гуманитариев, и 37% технарей. Умеренный уровень ситуативной тревожности составляет 27% гуманитариев, и 17% технарей. Высокий уровень ситуативной тревожности имеют 7% студенты гуманитарных специальностей, и 46% технических специальностей.
Исследование показало, что есть различия в уровнях личностной тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей. Низкий уровень личностной тревожности имеют 23% студентов гуманитариев, и 3% технарей. Умеренный уровень личностной тревожности составляет 30% гуманитариев, и 17% технарей. Высокий уровень личностной тревожности имеют 47% студенты гуманитарных специальностей, и 86% технических специальностей. При анализе уровней ситуативной и личностной тревожности на достоверность различий между показателями гуманитариев и технарей с помощью t-критерия Стьюдента были получены результаты, которые представлены в таблице 3.1.
Таблица3. 1 Сравнение средних по шкале ситуативной и личностной тревожности Спилбергера
Сравнительный анализ (t-критерия Стьюдента) по данной методике показал, что у гуманитариев и технарей по шкалам ситуативной и личностной тревожности были установлены достоверные различия. Различия ситуативной тревожности достоверно на 1%-м уровне значимости, что подтверждает гипотезу. Различия личностной тревожности достоверно на 1%-м уровне значимости, что также подтверждает гипотезу, которая гласит, что уровень тревожности выше у технических специальностей. Исследование показало, что первичная обработка методики Казанцевой, диагностика уровня самооценки показало, что среди студентов гуманитарных и технических специальностей есть различия в уровнях самооценки. Студентов с низким уровнем самооценки 7% среди гуманитариев, и 53% студентов технических специальностей. Средний уровень самооценки имеют 16% студентов гуманитарных специальностей, и 20% технических специальностей. Высокий уровень самооценки имеют 77% студентов гуманитарных специальностей, и 27% технических специальностей. При анализе уровней самооценки на достоверность различий между показателями гуманитариев и технарей с помощью t-критерия Стьюдента были получены результаты, которые представлены в таблице.
Сравнение средних по методике Казанцевой
В результате можно сделать вывод, что различия в баллах гуманитариев и технарей значимы на 1%-м уровне значимости, что доказывает гипотезу уровень самооценки выше у студентов гуманитарных специальностей. Исследование показало, что первичная обработка опросника Тейлора, диагностика уровня тревожности показало, что среди студентов гуманитарных и технических специальностей есть различия в уровнях тревожности. Очень высокий уровень тревожности отсутствует у студентов гуманитарных специальностей, а студенты технических специальностей составили 47%. Высокий уровень тревожности имеют 13% гуманитариев и 10% технарей. Средний с тенденцией к высокому уровень тревожности был выявлен у 27% гуманитариев, и 13 % технарей. Средний с тенденцией к низкому уровень тревожности составил 37% у студентов гуманитарных специальностей, и 7% у студентов технических специальностей. Низкий уровень тревоги имеют 23% гуманитариев и 7 % технарей. При анализе уровней тревожности на достоверность различий между показателями гуманитариев и технарей с помощью t-критерия Стьюдента были получены результаты, которые представлены в таблице 3.3
Таблица 3.3 сравнение средних по шкале Тейлора
Из таблицы 3.3 видно, что полученные расчетные значения t-критерия по уровням тревожности попадают в зону значимости. Это свидетельствует о наличии достоверных различий по уровням тревожности. Из этого следует вывод, что у гуманитариев уровень тревоги значительно меньше чем у студентов технических специальностей.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|