Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей

Автор статьи: 404

В психологии, отсутствует единое мнение об определении ,структуре и функции, классификации и методах исследования психических состояний личности, в том числе-тревожности и самооценке.

Актуальность: в настоящее время, в условиях социально-экономических преобразований жизненного уклада в нашей стране увеличилось количество тревожных студентов, отличающегося повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Студенческий возраст- ответственный период устоявшихся мировоззрений, системы взаимоотношений, интересов. Увлечений и социальной направленности.  В этом возрасте также уже устоявшейся является самооценка, которая непрерывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе, в контексте реальных межличностных отношений.

Особенно актуальна проблема изучения эмоционально-личностной сферы современных студентов применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности.

В студенческом возрасте главной причиной тревожности психологи считают внутренние конфликты, преимущественно связанные с самооценкой.

Предмет-самооценка и тревожность у студентов гуманитарных и технических специальностей.

Объект- студенты гуманитарных и технических специальностей.

Гипотеза: уровень тревожности и уровень самооценки, различен у студентов гуманитарных и технических специальностей, в частности:

1)уровень тревожности выше у технических специальностей.

2)уровень самооценки выше у гуманитарных.

Цель-изучение уровня самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей.

Исходя из выдвинутой цели, нами были поставлены следующие задачи:

1). Изучить литературу по данной теме.

2). Провести эмпирическое исследование уровня самооценки и тревожности.

3). Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.

Методы и методики исследования. Для исследования уровней тревожности и самооценки, было использовано  методики. Методика изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования(опросник Казанцевой Г.Н.),Шкала самооценки уровня тревожности(Спилбергер-Ханин) и опросник тревожности Тейлора. Для обработки результатов были использованы программы Excel и Statistica, в частности, метод: t-критерий Стьюдента.

Для проведения исследования была сформирована выборка, которая соответствует цели и задачам планируемого эмпирического исследования.

Участниками исследования стали студенты Донецкого национального  университета филологического и физико-технического факультета. Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На 1 этапе создавался пакет методик исследования, выбирались основные методы сбора фактического материала, формировалась выборка испытуемых.

Критериями формирования выборки послужили следующие.

По возрасту выборка гомогенная: возраст испытуемых – старший юношеский возраст  в среднем 20 лет .

По полу выборки гетерогенная: испытуемых мужского пола 30 человек, женского пола 30 человека.

Данная выборка является репрезентативной относительно всей изучаемой категории студентов, так как выбор испытуемых совершался в случайном порядке, а также численность выборки испытуемых может обеспечить достоверность полученных данных, в результате математической обработки.

ВЫВОДЫ:

При помощи методики Шкала тревоги и тревожности Спилбергера были получены данные о уровнях ситуативной и личностной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей.Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
Рис.1. Уровень ситуативной тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей.

Рис.2.Уровень личностной тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей.

 

Исследование показало, различия в уровнях ситуативной тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей.

Низкий уровень ситуативной тревожности имеют 66% студентов гуманитариев, и 37% технарей.

Умеренный уровень ситуативной тревожности составляет 27% гуманитариев, и 17% технарей.

Высокий уровень ситуативной тревожности имеют 7% студенты гуманитарных специальностей, и 46% технических специальностей.

 

Исследование показало, что есть различия в уровнях личностной тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей.

Низкий уровень личностной тревожности имеют 23% студентов гуманитариев, и 3% технарей.

Умеренный уровень личностной тревожности составляет 30% гуманитариев, и 17% технарей.

Высокий уровень личностной тревожности имеют 47% студенты гуманитарных специальностей, и 86% технических специальностей.

При анализе уровней ситуативной и личностной тревожности на достоверность различий между показателями гуманитариев и технарей с помощью t-критерия Стьюдента были получены результаты, которые представлены в таблице 3.1.

 

Таблица3. 1

Сравнение средних по шкале ситуативной и личностной тревожности Спилбергера

 

Среднее

 

 

 

 

гуман

технари

t-статистика

Значимость

Ситуат тревожн

28

36

-2,82

 

Значим. На 1%

Личностная тревожн

38

47

-3,24

 

Значим. На 1%

Сравнительный анализ (t-критерия Стьюдента) по данной методике показал, что у гуманитариев и технарей по шкалам ситуативной и личностной тревожности были установлены достоверные различия.

Различия ситуативной тревожности достоверно на 1%-м уровне значимости, что подтверждает гипотезу.

Различия личностной тревожности достоверно на 1%-м уровне значимости, что также подтверждает гипотезу, которая гласит, что уровень тревожности выше у технических специальностей.

Исследование показало, что первичная обработка методики Казанцевой, диагностика уровня самооценки показало, что среди студентов гуманитарных и технических специальностей есть различия в уровнях самооценки.

Студентов с низким уровнем самооценки 7% среди гуманитариев, и 53% студентов технических специальностей.

Средний уровень самооценки имеют 16% студентов гуманитарных специальностей, и 20% технических специальностей.

Высокий уровень самооценки имеют 77% студентов гуманитарных специальностей, и 27% технических специальностей.

При анализе уровней самооценки на достоверность различий между показателями гуманитариев и технарей с помощью t-критерия Стьюдента были получены результаты, которые представлены в таблице.

 

Сравнение средних по методике Казанцевой

 

Среднее

 

 

 

 

гуман

технари

t-статистика

Значимость

Самооценка(казанцева)

5.3

-1.73

5,96

 

Значим. На 1%

В результате можно сделать вывод, что различия в баллах гуманитариев и технарей значимы на 1%-м уровне значимости, что доказывает гипотезу уровень самооценки выше у студентов гуманитарных специальностей.

Исследование показало, что первичная обработка опросника Тейлора, диагностика уровня тревожности показало, что среди студентов гуманитарных и технических специальностей есть различия в уровнях тревожности.

Очень высокий уровень тревожности отсутствует у студентов гуманитарных специальностей, а студенты технических специальностей составили 47%.

Высокий уровень тревожности имеют 13% гуманитариев и 10% технарей.

Средний с тенденцией к высокому уровень тревожности был выявлен у 27% гуманитариев, и 13 % технарей.

Средний с тенденцией к низкому уровень тревожности составил 37% у студентов гуманитарных специальностей, и 7% у студентов технических специальностей.

Низкий уровень тревоги имеют 23% гуманитариев и 7 % технарей.

При анализе уровней тревожности на достоверность различий между показателями гуманитариев и технарей с помощью t-критерия Стьюдента были получены результаты, которые представлены в таблице 3.3

 

Таблица 3.3 сравнение средних по шкале Тейлора

 

Среднее

 

 

 

 

гуман

технари

t-статистика

Значимость

Тревожность(тейлор)

13

29

-4,77

 

Значим. На 1%

Из таблицы 3.3 видно, что полученные расчетные значения t-критерия по уровням тревожности попадают в зону значимости.

Это свидетельствует о наличии достоверных различий по уровням тревожности. Из этого следует вывод, что у гуманитариев уровень тревоги значительно меньше чем у студентов технических специальностей.

 

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоровья, 1989.
  2. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2008.- 688с.ил.
  3. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, №2, с.
  4. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983, 284 с.
  5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Айрис - пресс, 2004, 607 с.


Просмотров: 841
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О преподавания студентам технических специальностей гуманитарных дисциплин .
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Социальная компетентность или как снизить уровень тревожности.
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Что делать с высоким уровнем тревожности?
  • Техника снижения тревожности в трех уровнях
  • Что нужно знать о тревожности.
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Что должен знать каждый человек о тревожности.
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Избавится от тревожности с помощью рисунка
  • Самопомощь при тревожности
  • Методы самопомощи при панических атаках, повышенной тревожности
  • Освобождение от стресса и тревожности с помощью Седона-метода
  • Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога
  • Первая самопомощь при тревожности (инструкция)
  • Аутотренинг при депрессии, тревожности и неврозах
  • Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте
  • «Практика Ощущений» при панических атаках и тревожности
  • Техники для снижения тревожности
  • Когнитивные методы терапии повышенной тревожности
  • О тревожности...
  • О тревожности
  • Матрица Социальной тревожности (часть 4)
  • Матрица Социальной тревожности (часть 1)
  • Матрица Социальной тревожности (часть 3)
  • Стратегии преодоления социальной тревожности
  • Матрица Социальной тревожности (часть 2)
  • Упражнения для снижения детской тревожности
  • Первичная артериальная гипертензия, как следствие сдерживания агрессии и тревожности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь