О преподавания студентам технических специальностей гуманитарных дисциплин .

О соответствии целей преподавания студентам технических специальностей гуманитарных дисциплин и формы осуществления образовательной деятельности на практике.

Статья посвящена проблемам преподавания гуманитарных дисциплин студентам технологических специальностей. Обсуждается, почему сегодня это необходимо, какие шаги должны предприниматься для достижения обозначенных целей. 

  Сегодня никто не станет спорить с тем, что гуманитарная составляющая высшего технического образования должна быть расширена. Именно в XXI веке подготовка компетентного специалиста подразумевает не только наличие у него не только узкопрофессиональных знаний и навыков, но и серьезные компетенции в области экономики, менеджмента, делового общения, коммуникации.

Но и этого мало. Сегодня востребованы специалисты, обладающие лучшими человеческими качествами, имеющие активную жизненную позицию, широкий кругозор, деловую хватку. И это требование постиндустриальной эпохи, которая предполагает значительное возрастание значимости и ответственности каждого человека за ту деятельность, которую он для себя выбрал.

Причины этого объективны. По сравнению с XX веком информационная нагрузка на каждого работника возросла в десятки раз, соответственно во много раз увеличивается и доля производственных ситуаций, требующих эвристического решения. Следствием становится сокращение времени на принятие решения, возрастание ответственности (5). При дальнейшем увеличении доли эвристических решений каждый работник на своем рабочем должен стать настоящим профессионалом, так как предпринимая самостоятельные действия, беря на себя ответственность, уже невозможно оставаться исполнителем. Необходим творческий подход, который в свою очередь подразумевает наличие у работника разнообразных компетенций в разных областях.

 Сегодня в обильной литературе по менеджменту (2,4,5) признается, что прошли времена, когда прибыльность бизнеса определяли финансовые ресурсы и недвижимость. Важнее становится обладание информационным ресурсом, то есть эффективным менеджментом, позволяющим результативно использовать все возможности сотрудников. Ведь каждый человек, если у него есть возможность заниматься любимым делом, способен трудиться исключительно эффективно. Неудивительно, что в своей книге 'The Service Profit Chain', James Hesskett и др. утверждают, что «каким бы бизнесом вы ни занимались, единственный способ обеспечить продолжительную прибыльность - это создать некую рабочую среду, которая привлекает и удерживает наиболее талантливых сотрудников». «Главный капитал современной компании находится между ушами ее сотрудников» - говорит общеизвестный афоризм.

 Но здесь открывается эмоциональная проблема, являющаяся труднопреодолимым барьером при переходе организации на более действенную, прогрессивную модель управления. (В теории организаций эта стратегия получила название теория «Z» или производственной демократии.) Дело в том, что настоящий профессионал - а результативное управление означает помощь в становлении, поддержку, удержание именно такого типа работника - не особо удобен в иных, далеких от производства, аспектах. Он требует к себе уважения, в том числе от вышестоящих; он не желает играть ни в бюрократические, ни в административные игры; он хочет получать достойное вознаграждение, как подтверждение, ценности своего труда; ему хочется получать удовольствие от своей работы, делать ее только, качественно и он не готов в этом вопросе к компромиссам; он чувствует себя вправе критиковать руководство и всегда называть вещи своими именами; и так далее... Надо ли говорить, что такой работник может очень раздражать… Только предприятие, стремящееся к эффективному труду, свободное от показухи, излишне амбициозных руководителей и подобного, готово дать возможность профессионалу проявить свои лучшие возможности!  Однако при всем том производительность труда профессионала, если он получает возможность работать с полной отдачей, равна примерно 600 % !

То есть, в умелом менеджменте открывается почти неисчерпаемый источник роста производительности труда, а вместе с тем производственных прибылей и всего того, что ведет к росту благосостояния и процветанию(2). Побочным эффектом результативного менеджмента становится удовлетворенность работников своим местом, своим трудом, своей жизнью. Теория «Z» предполагает, что в идеале, когда-нибудь, не человек будет подбираться для работы, а наоборот, работа для человека. Работа станет удовольствием и полем самореализации, а не способом заработать на хлеб, даже с маслом (5).Но многие ли из Российских предприятий готовы начать движение к соответствующей системе управления? С одной стороны этого требует дальнейшее развитие производственных сил и отношений, сама логика цивилизационного развития. С другой стороны все процессы в обществе взаимозависимы, эффективное функционирование бизнес – структур невозможно без соответствующих изменений во всех общественных институтах, и не в последнюю очередь, в системе образования. В частности, экономика постиндустриальности требует учета новых целей для системы образования.

Профессиональная компетенция сегодня требует от человека знаний и навыков, далеко выходящих за рамки узкопрофессионального образования.  Выстраивание эффективного производства требует прихода во все сферы нового типа работника: не только грамотного профессионально, но и со сложившейся системой ценностей, уважительно относящегося к другому человеку, желающего быть полезным людям, стремящегося к самоактуализации. Не может такой человек не иметь широкого кругозора, быть далеким от философии, психологии, искусства или науки – от всего того богатство, которое человечество нарабатывало веками и которое сегодня помогает нам строить себя и свою жизнь гармонично. Получается, что перед системой образования на современном этапе встает сложнейшая задача –такого специалиста подготовить!

 Однако будет опасным упрощением считать, что одна только система образования может эту задачу решить. Чтобы осуществить перевод предприятий из текущего состояния в состояние с более высоким уровнем эффективности, необходимы силы, ориентированные в направлении соответствующих преобразований. Поиск, развитие, поддержка и направление таких сил настолько сложная, многофакторная слабоструктурированная, многокритериальная задача, что ее однозначное и быстрое решение просто невозможно. Эта как раз одна из тех ситуаций, про волевое разрешение которых говорят, «дорога в ад вымощена благими намерениями».

 Управление подобными ситуациями требует глубочайшего знания, интуиции. Но при всем том наболевшие, неоднозначные проблемы всегда являются очень серьезным соблазном для тех публичных сил, которые готовы предложить общественному мнению скоропалительные и простые шаги по их решению. Для этих сил важно всегда оставаться «на плаву», сделать себе хороший PR. Свойства же общественного мнения таковы, что ему милы простые эмоционально окрашенные лозунги, тогда как все слишком сложное и объемное оно отвергает (1). В результате на волне общественной поддержки принимаются несбалансированные решения, которые затем внедряются в жизнь. И тогда вполне благие намерения и мостят ту самую злополучную дорогу!

 Система образования является сверх соблазнительной жертвой для любых публичных сил, желающих заявить о себе, своих «благородных» мотивах. Кстати, мотивах вполне искренних! То, что образование сегодня должно меняться, интуитивно понятно каждому человеку. И общественность охотно признает, что даже технический специалист должен быть знаком с философией, психологией, социологией, экономикой. Как проще всего эту задачу решить? Конечно, ввести соответствующие дисциплины в учебный план! А так как в плане места почти нет, то и вводить не психологию или философию, а только их «основы».  

То, что так просто эта сложнейшая задача не решается, что простые решения могут быть не только малоэффективными, но и разрушительными, не учитывается. В результате на образование навешивается столько формальных, показушных предметов, что оно превращается в фикцию.

Гуманитарные дисциплины имеют цель помочь человеку сформироваться, ответить на собственные экзистенциональные вопросы, но фактически преподаются они ради галочек в учебном плане! К большей их части возможно относиться только формально! Но такое отношение переходит и на остальные дисциплины, и на все образование… 

Хотелось бы напомнить одну историю, трагический конец которой всем известен.

«В ночь с 27 на 28 января температура воздуха резко упала за нулевую отметку. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы «Мортон Тиокол», занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для «Шаттла». Дело в том, что при низких температурах материал межсекционных уплотнителей этих ускорителей терял свою эластичность и мог не обеспечить герметичность в местах стыка секций. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в НАСА.». Казалось бы, простая управленческая задача: «Запускать ли «Челленджер », если на борту возникла неполадка, способная стать причиной катастрофы дорогостоящего технического объекта и гибели семи членов экипажа». Любой нормальный человек, не задумываясь, ответил бы отрицательно. Но запуск отменен не был!  Эту вроде задачу чиновники из НАСА дополнили таким образом: «Если запуск отложить, то будет сорван план запусков по программе «Спэйс Шаттл», поскольку доработка твердотопливных ускорителей потребует около девяти месяцев». И хотя вНАСАпоступили докладные записки от различного рода специалистов, предупреждавших о возможной катастрофе корабля, вопреки всякому здравому смыслу план оказался важней (!)… Через 73 секунды полета шаттл «Челленджер» взорвался воздухе на глазах миллионов телезрителей, на глазах родственников членов экипажа! Это была настоящая трагедия…

 В технике существует жесткая обратная связь между управленческим решением и его результатом. Проектно-конструкторские ошибки рано или поздно проявляются в своей конкретной, подчас трагической, форме. И все-таки даже в эту сферу проникли бюрократизм, безответственность, показуха. А что говорить о тех областях, где критерии размыты, где просчеты не приводят к конкретным авариям, где причины и следствия перемешаны, где последствия неправильных решений проявляются через десятки лет? Тут очень трудно найти ответственных, а «мудрым» могут считаться даже тот, кто делал ошибку за ошибкой!

Хотя на самом деле изучение таких сверхсложных объектов как общество, культура, или менеджмент требует глубокого интеллектуального напряжения, традиционно считается, что гуманитарные предметы можно преподавать поверхностно, а разобраться в них легче тому, кому технические дисциплины не по зубам!

Очень спорным также является мнение, что для осуществления, например, функций управления или связей с общественностью практика и опыт важнее знаний. То есть, нет необходимости глубокие теоретические знания давать!  Но такой взгляд ошибочен! Именно практика подтверждает известный афоризм, высказанный в 19 веке физиком Р. Кирхгофом ( ? кому еще его приписывают? ): «Нет ничего практичнее хорошей теории». Правда, теория должна быть действительно хорошей, то есть применимой на практике, свободной от идеологической шелухи, от схоластики и демагогии. Курс же, состоящий из одних определений, плох и для техников, и для гуманитариев. Проблема преподавания многих гуманитарных дисциплин в том, что содержание их оказывается выхолощенным, важные, сложнейшие проблемы излагаются без должной глубины, до сих пор оказывается сильна идеологическая, пропагандистская составляющая. Поверхностность содержания маскируется излишне сложным изложением.  

Сложность преподавания гуманитарных дисциплин студентам технологических специальностей обычно не в том, что они их хуже понимают. В нашей практике это связано с тем, что состав их настолько не соответствует критериям научной дисциплины, настолько перегружен пустой информацией, что привыкший к конкретным знаниям студент просто не может понять смысл изучения этих дисциплин.  Однако менеджмент, психология, теория коммуникаций и так далее на самом деле являются вполне конкретными дисциплинами.  Просто у нас даже имеющие степени преподаватели могут предмет плохо знать , не понимать! А эти предметы могут быть очень интересны, если преподавать их не схоластически, а по самой сути, не избегая сложных и неоднозначных категорий. В конце концов, физику тоже понять не легко!  Другой вопрос – как следует организовать учебный процесс. Варианты здесь возможны разные. Но главное, что любые действия в этом направлении соответствовали целям подготовки специалиста, не только востребованного эпохой, но и способного перестроить производство согласно требованиям новой, постиндустриальной эпохе. И следует помнить, что организация учебного процесса, содержание и состав изучаемых дисциплин, иные принципиальные проблемы гуманизации и гуманитаризации образования нельзя решать наскоком, исходя из чьего-то «здравого смысла».

А как. Об этом и стоит подумать. 

Как одно из возможных решений я бы предложила, чтобы те, кто получает техническое образование изучали только один курс из области гуманитарных наук. Но чтобы это изучение было максимально глубоким, чтобы все теоретическое обоснование этого курса студенты изучали предельно глубоко и полно. А в рамках одного курса всегда придется знакомиться и с многими другими. Например, предположим студентам предлагается курс "PR". Если это глубокий курс, то там не может не быть многих положений психологии, философии, социологии, культурологии и других смежных дисциплин. Причем изучая разные науки с точки зрения приложения в определенной деятельности студенты лучше понимают не только сами эти науки, но и способ практического приложения тех положений, что науки представляют, лучше запоминают и получают опыт использования гуманитарного знание. Проблема нахождения преподавателей для таких курсов не должна быть сложной. Если в ВУЗах появится возможность для энтузиастов вести свой самостоятельно созданный на основе интереса к области знаний курс, то очень скоро желающих будет достаточно. Прекрасно, если бы студенты мгли выбирать такой курс сами, выбирая при этом и своего преподавателя.  

Впрочем нельзя продумывать детали  раньше определения  общей  стратегии. А то, что такая стратегия сегодня еще только ищется, приходится признавать.Образование меняется в условиях информатизации среды. То есть чтение лекций и запись конспекта: - то, что студенты и преподаватели делали веками, - все же выглядит странно, когда в кармане у каждого студента есть доступ к бесконечному колличеству книг, лекций, учебных фильмов и любых материалов по большинству тем. А если учесть, что множество наук еще и развиваются настолько стремительно, что знания, которые давались когда-то преподавателю, могут  терять свою актуальность каждый год, то понятно, что роль преподавателя в системе образования будет меняться. Он уже становится не столько источником знания, сколько тем, кто заражает интересом, мотивирует и помогает. А это меняет принципы и подготовки и оценки педагогичеких кадров.  То есть меняется столь многое, та административно-командная система, к рамках которой наше образование все еще живет, просто обязана быть прорвана потоком  новаций в образовании? Но пока  что-то плотина стоит крепко?

 Предлагаю   немного пофилософствовать!  В решении таких сложных вопросов разумно воспользоваться опытом природы! Как сегодня выясняется, в природе все выстраивается методом самоорганизации и эволюции. Так, к примеру, выяснилось: - в живой клетке нет строго законченных структур! Все структуры — скорее потоки, где много молекул одного типа собираются, чтобы затем выбрать одну из многих траекторий. Можно сравнить с потоком людей: на вокзалах или торговых центрах концентрация всегда высокая, но сами люди идут своим путем, движимые разными стимулами. То есть, если бы мы смотрели на город, как на состоящую из людей структуру, то увидели бы и пустые пространства и потоки и узлы, где людей всегда много. Это были бы сложившиеся потоки,( хотя, и они постепенно меняются).  Но бывают другие моменты, когда достигается порог и нужны новые решения. В этом случае ни клетка, ни природа никогда не ограничивается единственным вариантом. Отдельные элементы начинают группироваться в самые разные структуры, которые вступают в бой за выживание в предложенных условиях. Понятно, остаются самые жизнеспособные, хотя и другие могут прозябать рядом, в ожидании своего часа.  Принципиально же то, что никакого управляющего центра этой борьбы нет — она идет только снизу и только сообразуясь законам природы!

 Наверное сложнейший философский вопрос — когда человек может жить по жестоким природным законам, а когда ему следует руководствоваться любовью к ближнему и социальными предпочтениями. Мы люди, мы глубже закона о механическом выживании сильнейшего, мы по определению остаемся человечными. Однако вполне ясно, что для поиска новых способов образования человечнее руководствоваться законам природы:  — отдать и  отдельным преподавателям, и  образовательным учреждениям,  и  студентам и  просто каждому  заинтересованному саму  возможность творческого поиска своего уникального образовательного пути. Все, что для этого надо — прекратить контролировать процесс образования сверху. То есть не прекращать финансировать, но прекратить требовать все эти фишки вроде планов, дипломов, программ, аттестаций и прочего. Пусть сама школа и учителя себе придумают план — им выгодно сделать его таким, чтоб выпускник смог затем куда-то поступить! А учитель пусть пишет программу для себя, если ему она нужна! А студент сам выберет себе преподавателя, также как востребованный преподаватель выберет студента. ...
 Нет, это сверх непрофессионально мне вот так сейчас предлагать конкретные шаги. Тут на самом деле нужны очень взвешенные решения, оформленные в принципы управления образовательными системами. Не считайте это противоречием - думать надо о создании условий, в которых бы система развивалась сама. Даже и затем, чтоб убрать ненужное. Без основополагающих принципов не обойтись . Сейчас мне один только принцип ясен изначально — не может менее простая система контролировать более сложную. У  нас это происходит сегодня (чиновник контролирует бесконечно сложный процесс образования, все и разваливается). Потому там, где система предельно сложна мы можем полагаться только на природу, а также искать тех, кто достоин доверия и уважения. И потом просто доверять и уважать,( как политиков или судей). А дальше приспосабливаться, приспосабливаться... Чужой опыт, (реально лучший) рассмотреть, свое наработать. Не наскоком, без жертв, без показухи...  Было бы желание... По крайней мере в области преподавания гуманитарных предметов студентам технических специальностей такой вариант организации образования можно легко и безболезненно опробовать!

А если серьезно... Кстати, природа уже берет свое, превращая в хаос наше образование. Если мы наберемся и мужества, и ума, и веры в себя и всего прочего, чтобы не препятствовать ей, а помогать строить работающее новое — шанс еще останется. А не успеем - не станет у нас образования, …. а потом скорей всего не станет и страны. И не такие народы исчезали ….. 

Литература:

Майерс Д

    . Социальная психология Пер с англ. — СПб прайм-ЕВРОЗНАК 2007. . — 510 с.

Под ред. Кузина. Д.В

    . «Экономические чудеса»: уроки для России. —М.: Олма-Пресс, 1994. – 272 с.

Салахутдинов Г.М.

    Приключения на орбитах. — М.: Изд-во МАИ, 1993. — 240 с.

Сборник материалов конференции-выставки « Trainings EXPO’03». Богданова Н, Проблемы энергетического потенциала организации. (По материалам сайта http://www.trainings.ru)

Шорохов Ю.И., Глушков А.Н., Мамагулашвилли Д.И.

    Организационное поведение. Учебное пособие М.:ПЕР СЭ, 2000 – 128 с.

Лекции на сайте www.polit.ruи другие



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Лучше книг могут быть только книги.
  • Папа может быть организатором неформального образования
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Если мужчина звонит и пишет только когда ему плохо
  • Лучше гор могут быть только деньги 2
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Почему всем бабам только денег надо, а всем мужикам нужен только секс?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему зависть может быть только черной
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • Проблемно-символический подход - метод саморазвития, управленческого образования, решения проблемы.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Прогноз может быть только удачным.
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • И Смерти мы говорим только одно: «Не сегодня».
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Помощь в поиске информации студентам и не только
  • Школа или система образования?
  • Ты думаешь только о себе (а надо только обо мне)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь