Проблемно-символический подход - метод саморазвития, управленческого образования, решения проблемы.

 

Как специалист, идентифицирующий себя с ПРОБЛЕМНО-СИМВОЛИЧЕСКИМ ПОДХОДОМ (ПСП), все громче и отчетливее заявляющем о себе в последние годы, хочу представить это направление участникам конференции и обосновать свой выбор и предпочтение.

Если бы мне предложили подобрать наиболее подходящий девиз к ПСП, я бы вспомнила древнее изречение: «Через тернии - к звёздам». 

С автором ПСП – Игорем Евгеньевичем Виновым – я познакомилась в 2006 году, имея намерение лучше понять, что такое психоанализ. Именно в этой школе, как мне виделось, психоаналитическая теория подавалась в подлинно исследовательском, вопрошающем, свободном от готовых ответов, штампов и клише, ключе – именно так, как и должен преподаваться и изучаться настоящий психоанализ, задуманный Фрейдом.

Однако, как выяснилось, Проблемно-символический метод не ограничивается только психоанализом. Он опирается на несколько «китов», объединенных целью  формирования у субъекта определенного рода мышления. Мышления, направленного на понимание человеком себя, своих желаний и их причины, своих возможностей и ограничений. Мышления, побуждающего мыслящего самоопределяться в своих стратегиях и решениях, занимать Авторскую позицию по отношению к своей жизни.

Воображение, анализ, рефлексия и воля – фундаментальные структуры понимающего мышления и основные категории ПС подхода. 

В чем состоит новаторство Проблемно-Символического подхода?

Проблемно-символический подход (ПСП) сформирован на основании актуальных стратегий рефлексирующего мышления (от Гераклита и Аристотеля до Хайдеггера и Лакана),  интегрировав современные гуманитарные практики, включая психоанализ, феноменологию, структурно-системный и системно-мыследеятельностный подход и экзистенциально ориентированные методологии. 

Фундаментальная структура способности мыслить и понимать собственное мышление представлена алгоритмом, состоящим из шести основных позиций. Каждый вопрос определяет соответствующую методологию, формирует техники мышления и их кооперацию: 

  1. Кто Я? (феноменология);
  2. Что я хочу? (психоанализ);
  3. Как это сделать? (системомыследеятельностная (СМД) методология);
  4. Ради? (Dasein-аналитика и Dasein-анализ);
  5. Кто Автор? (онтологическая герменевтика (ОГ));
  6. ПСП

Уже из названия метода выявляются основные категории и структура метода:  ПСП - это связь и оппозиция Проблемы и Символической функции.

ПРОБЛЕМА – это то, открывает Человеку исток личного существования, это конкретный и всегда лично переживаемый предел возможностей конкретного человека, да и всего человечества, в целом. Проблема является причиной мышления. Она способна парализовать волю и мышление человека. Однако, при правильном отношении к  проблемной ситуации она  указывает на горизонт развития как конкретного человека, так и всего человечества.

В проблемно-символическом подходе сформулирован алгоритм работы с Проблемой.

  1. Различение собственной проблемы и несобственной. (Что является собственной проблемой анализанта в конкретный исторический момент, в чем его личныйтупик и неразрешимость?)
  2. Отличие подлинной проблемы от неподлиннойв свете истории так называемых «вечных проблем». Следует понимать, что если проблема подлинная, то она неразрешима в принципе. Ведь если проблема решаемая, то это не проблема, а задача. Именно проблема делает человека человеком, поскольку посредством нее он выбирает не наличествующую возможность быть в мире, но себя самого, независимого от мира по способу бытия.

В горизонте подлинной и собственной проблемы управления ПС-подход устанавливает предел возможностей субъекта и горизонт его собственного развития и развития им своего дела. Происходит формирование стратегии и конкретных задач на данном этапе саморазвития и самореализации.

СИМВОЛ и символический порядок лежат в основании мышления и деятельности человека и человечества, определяя формирование ценностей, системы культурного и политэкономического обмена, стратегии верований и политик.

Любое понимание символично, поскольку символ это непосредственная связь причины мышления с его действительностью. Символический порядок - это мир согласованных между собой непосредственно данных связей. Выявляя символические структуры в тех или иных сферах деятельности, коммуникации и институтов мышления, мы обретаем понимание истинных причин и глубинных смыслов их субъектов и организаций. 

Символический порядок и проблема, таким образом, являются методологической оппозицией проблемно-символического подхода и в диалектическом единстве обеспечивают анализ конкретной проблемной ситуации и дают возможность выработать методологию принятия решений.

Основные принципы ПСП.

ПСП придерживается нескольких принципов и основывает на этих принципах анализ субъекта или психотерапевтической группы.

Каждый принцип связан с прочими и оказывается основным в зависимости от ситуации.

Следует понимать, однако, что принципы онтологического порядка всегда для обыденного сознания парадоксальны и психологически трудны, а то и невыносимы.

ПРИНЦИП 1: Человек исходно возникает в проблемной ситуации. А именно в вопрошании о собственных основаниях и духовном (то есть экзистенциально-онтологическом) предназначении.

Этот принцип различает людейи Человека: если люди не меняются и определены наличным существованием, их стратегия – стратегия приспособления и сохранения приоритетного объекта, то Человек – это реализация авторского проекта собственной жизни в горизонте личного смысла, самоопределение и выбор. Человек – это становление и реализация собственной онтологически поставленной возможности. 

В проблемной ситуации субъект приспособлениятеряется среди людей и, избегая открытия, превращается в объект онтического воспроизводства. Онтическое Я поддерживает приоритетный объект и удерживается в поле мышления и речи посредством системы значений и норм, избегая открытия и проблемных ситуаций. 

Человек же, ставя под вопрос собственный (уже случившийся) способ бытия, обретает возможность бытия к собственной причине и мышления помимо наличного существования и системы знаний. Поэтому подлинное мышление – есть становление– и становление Человеком начинаются с проблемного состояния души и идентификации проблемы. 
Первый принцип, как уже, наверное, понятно, является основополагающим. Только проблемное состояние открывает бытийную возможность личности и её становление. 

 

ПРИНЦИП 2: Человек – это осуществляемая в онтологически конституированном акте связь бытия сущего с собственной причиной. То есть вне духовного усилия и акта, обращенного на собственную причину Человек невозможен. Только в этом случае рефлексия и анализ обретают онтологический смысл и методологическое значение.

В контексте этого принципа важно отличать человеческий акт от реакции и поведения. Только в акте Человек открывает свою несуществующую, но становящуюся сущность. 

Акт в подлинном смысле слова является  рефлексией и реализацией духовной активности. В то время, как повседневное сознание всегда повторяет то или иное приспособление к миру помимо обращения к причинесамого приспособления и психологической реактивности.
Даже священнодействие подчас превращается в поведение, но, в определенном контексте, казалось бы невольный поцелуй оказывается актом

 

ПРИНЦИП 3: Человек – суть трансцендентно-имманентная функция.  

В формате воспроизводства Человек утверждает себя как имманентную наличествующую сущность и ограничивает экзистенцию, в целом, системно-организованным предметом мышления. 
Осуществляя выбор в пределе становления, Человек преодолевает бытийную определенность и совершает къеркегоровский прыжок в чистую возможность, вектор которой определен собранным в экзистенциальное единое пределом и точкой проблематизации. 

 

ПРИНЦИП 4: Человек открывается и подтверждается встречей. Человек – это встречность.

 Камень или собака «рождаются собой» до встречи, Человек же обретает возможность быть чем угодно, только встречаясь. Встреча возможна лишь в том случае, если Человек открытдля Иного (трансцендентального).
В эпоху модерна (как состояния души и структуры бытия, а не только культурно-исторического этапа) человечество теряет возможность встречи, онтически-ориентированное, оно закрыто от Иного приспособлением к миру и избегает в Другом, прежде всего, собственной возможности. Люди модерна превращают друг друга в объекты потребления и приспособления, закрывая Иное друг другом и представлением Другого.


Встреча конституирована субъектом онтологически-ориентированного мышления, Иным в объекте, Иным в субъекте и актом свободной воли.

ПРИНЦИП 5: Человек – это диалог.

Диалог понимается не психологически, но онтологически: как телесно-личностное взаимодействие различных способов бытия в горизонте встречности.

Посредством диалога сущее Человека циркулирует, открывая причину и смысл его существования как бытийно-историческое множество - диалог собирает бытийное и временно различное в пределе разума, встречности и Логоса. 
Онтологически встречность предшествует диалогу, но методологически именно диалог обеспечивает саму возможность встречности.

И, кстати, мы не должны путать диалог с коммуникацией (функциональным взаимодействием в системе обмена).

ПРИНЦИП 6: Человек – это интенциональность.

Интенциональность или само-на-правленность-на – это онтологическая структура, формирующая, транслирующая и реализующая феномен Человека, которая, во-первых, есть первичная экзистенциальная структура-схема бытия и инобытия в мире; во-вторых, разумно-чувственно-рассудочная связь бытия сущего с символически поставленной собственной причиной.

ПРИНЦИП 7: Человек – это ресентимент.

Мышление современного человечества— продукт отчуждения, закрывающее Человека от Иного и лишающее встречности. Место диалога и встречизанимает обмен и коммуникация, договор и заговор. Место становления — прогресс. Место освобождения — независимость. Место совести — справедливость и т. д. Все эти подмены конституированы одним единственным универсальным принципом — ресентиментом.Ресентимент – это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач, бессильная зависть, угнетающее осознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе.

Изначальное отчуждение от Иного (трансцендентного) в бытии – это, на самом деле, выбор самого субъекта. Человек должен признать его и осуществить второе рождение, то есть преодолеть собственный выбор.

До того, как ресентиментальный выбор будет преодолен, ни о каком подлинном выборе и свободеречь идти не может. Однако, обретая возможность выбора, Человек уже не сможет симулировать зависимое (или же бессознательное) бытие в мире. 
Ни мир, ни люди уже не смогут выступить в качестве аргументов несвободы, причиной зависимости становится лишь сам субъект мышления.

ПРИНЦИП 8: Человек – это бытие к смерти и открытие Иного.

Только осознавая смертность бытия сущего Человек обретает дар трансцендирования. 
Подлинная трансцендентность бытия становится доступной Человеку перед лицом Иного (одно из имен которого Смерть) и само становление есть имманентное открытие Иного. Как говорил Августин: «Человек рождён для смерти».

ПРИНЦИП 9: Человек – это продукт радикального сомнения.

Этот принцип является альфой и омегой познания как онтологической функции Человека.

Человек обречен на самопознание: культурный феномен науки и научной деятельности человека — это не надстройка, а имманентная экзистенциальная структура мыследеятельности. 

Проблемным пунктом на современном этапе развития науки становится ее неспособность к осуществлению радикальной критике в собственном регионе. 

 

ПРИНЦИП 10: Человек – это апокалептическое животное и возможность быть Личностью.

Человек (в отличие от людей) постигает свою сущностную конечность и распоряжается этой конечностью в перспективе духовного предназначения.

В Человеке время обретает духовный статус, а именно — историчность. История это не линейное темпоральное время, но онтологическая связь событий (времен). Не идеологическая и не каузально-линейная связь определяет суть истории, но смертельная трансцендентность бытия как такового в со-бытиях Духа. 

Отсюда Личность в ПСП это историческая имманентность событий в конкретной экзистенциально определенной ситуации. Тело личности сопричастно встречности в качестве бытия сущего — это конкретное человеческое бытие с другими и Иным.

Задачи ПСП и ПС образования.

Подготовка универсальных методологов понимающего мышления в сфере гуманитарных услуг (консалтинг, психоанализ, методология управления, коучинг и т. д.) и управления  - от управления семьей до управления государством.

Управление - это саморазвитие, осуществляемое в предмете деятельности, форма понимающего себя существования. Главный базис управления и саморазвития – способность понимать и действовать.

Позиция управленца – это позиция человека, управляющего своей жизнью, где бы он не находился и чем бы он не занимался. Способность выйти за рамки своего предмета, способность увидеть себя во взаимодействии с другими, с предметом своей деятельности, способность понимать и действовать. Действие  – это не деятельность, не трудолюбие. Действие, испытывая мышление, формирует понимание, оно всегда имеет смысл.

Собирательный образ пользователя проблемно-символического подхода — человек, занимающий активную, управленческую позицию по отношению к собственной жизни и осознающий историческую миссию собственного дела.

Методология ПС-анализа

ПС-методология и психоанализ являются техникой, которая в каждом конкретном случае испытывает онтологию Человека в целом, которая непременно должна быть экзистенциально освоена самим аналитиком-исследователем.
Так, ПС-психоанализ и психоаналитическая психотерапия должны обеспечить возможность становления Человека на материале конкретной личности. ПС-психоанализ открывает человечеству измерение личной истории и становление в индивидуальном модусе. 


В ходе ПС-анализа анализант обретает видение своего бытия в мире со стороны Иного и встречности. «Что движет анализантом и целым его жизни исторически и драматургически?» — главный вопрос психоанализа. 

Для того, чтобы осуществлялся анализ, анализант должен быть, во-первых, проблематизирован, во-вторых, ориентирован на становление, в-третьих, сформирован в качестве анализанта. 

ПС анализ дидактичен.

Можно выделить четыре уровня вхождения в анализ и работы в анализе: 

1) проблемно-символический в регистре идентификации проблем; 
2) феноменологический, в регистре видения собственного Я как феномена сознания; 
3) герменевтический, в регистре восхождения к причине симптома и обретения собственной аналитической позиции; 
4) Проектный в горизонте онтологической герменевтики и авторского самоопределения. 

На первом этапе доминирует дидактика и психотерапия. На втором — посредством работы с переносом и образованиями бессознательного осуществляется феноменология Я и структурный анализ личности.

На третьем этапе осуществляется герменевтика личности и формируется возможность авторской аналитической позиции.

На четвертом разворачивается событийный эксперимент авторской позиции и её произведений в горизонте личной онтологии. 

 

Рекомендуемая библиография:

Сайт ПСП: http://ps-podhod.org/bibliography

Эдмунд Гуссерль. Амстердамские доклады
Эдмунд Гуссерль.  Идея феноменологии

Эдмунд Гуссерль. Картезианские медитации

Морис Мерло-Понти. Феноменология восприятия

Жак Деррида. Голос и феномен

Серен Кьеркегор. Страх и трепет

Серен Кьеркегор. Или – или.

Мартин Хайдеггер. Бытие и время

Жан-Поль Сартр. Бытие и ничто

Альбер Камю. Миф о Сизифе

Мераб Мамардашвили. Психологическая топология пути

Эммануэль Левинас Время и другой

Лестер Эмбри. Рефлексивный анализ

Зигмунд Фрейд. Собрание сочинений в 10 томах.

Жак Лакан. Стадия зеркала

Жак Лакан. Образования бессознательного

Лев Выготский. Мышление и речь

Пьер Бурдье. Практический смысл

Георгий Щедровицкий. Избранные труды

Ханс-Георг Гадамер. Истина и метод

Поль Рикер. Конфликт интерпретаций

Александр Пятигорский. Мераб Мамардашвили. Символ и сознание

Михаил Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского

Мишель Фуко. Археология знания.

Мишель Фуко. Забота о себе.

Жиль Делез. Логика  смысла.

Владимир Библер. Мышление как творчество.

Игорь Винов. Образование образа

Игорь Винов. Онтологический статус символической функции. 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 890
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек из Кемерово или Экзистенциальная тревога как фактор человеческого бытия
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Как формируется человек в футляре? Анализ психотипа личности
  • Человек конкретный и человек «посчитанный»
  • Личность – правильный человек. Индивидуальность - испорченный человек
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • ИНДИВИДУУМ и МАТРИЦА. Человек-САММ - человек нового тысячелетия?
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Кто победит в будущем человек глупый или человек разумный?
  • Алкоголик — человек, у которого есть выбор.
  • Чем именно уникален каждый человек?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Человек разумный или человек целостный?
  • Человек как целое и человек как часть
  • Хороший человек - беззубый человек
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Человек швейцарский нож. Экзистенциональный анализ.
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Отличие мышления богатого человека от бедного. Что нужно изменить в своей голове
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Человек – невидимка, есть ли у тебя место?
  • Краткий тезаурус по работе Р. Кайуа: "Миф и человек. Человек и сакральное"
  • Каждый человек должен любить себя
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Человек, не заявляющий о своих личностных границах, обречен быть жертвой
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Отличие мышления богатого человека от бедного. От этого нужно срочно избавиться!
  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь