|
Проблемно-символический подход - метод саморазвития, управленческого образования, решения проблемы.Автор статьи: Хучуа Светлана Анатольевна
Как специалист, идентифицирующий себя с ПРОБЛЕМНО-СИМВОЛИЧЕСКИМ ПОДХОДОМ (ПСП), все громче и отчетливее заявляющем о себе в последние годы, хочу представить это направление участникам конференции и обосновать свой выбор и предпочтение. Если бы мне предложили подобрать наиболее подходящий девиз к ПСП, я бы вспомнила древнее изречение: «Через тернии - к звёздам». С автором ПСП – Игорем Евгеньевичем Виновым – я познакомилась в 2006 году, имея намерение лучше понять, что такое психоанализ. Именно в этой школе, как мне виделось, психоаналитическая теория подавалась в подлинно исследовательском, вопрошающем, свободном от готовых ответов, штампов и клише, ключе – именно так, как и должен преподаваться и изучаться настоящий психоанализ, задуманный Фрейдом. Однако, как выяснилось, Проблемно-символический метод не ограничивается только психоанализом. Он опирается на несколько «китов», объединенных целью формирования у субъекта определенного рода мышления. Мышления, направленного на понимание человеком себя, своих желаний и их причины, своих возможностей и ограничений. Мышления, побуждающего мыслящего самоопределяться в своих стратегиях и решениях, занимать Авторскую позицию по отношению к своей жизни. Воображение, анализ, рефлексия и воля – фундаментальные структуры понимающего мышления и основные категории ПС подхода. В чем состоит новаторство Проблемно-Символического подхода? Проблемно-символический подход (ПСП) сформирован на основании актуальных стратегий рефлексирующего мышления (от Гераклита и Аристотеля до Хайдеггера и Лакана), интегрировав современные гуманитарные практики, включая психоанализ, феноменологию, структурно-системный и системно-мыследеятельностный подход и экзистенциально ориентированные методологии. Фундаментальная структура способности мыслить и понимать собственное мышление представлена алгоритмом, состоящим из шести основных позиций. Каждый вопрос определяет соответствующую методологию, формирует техники мышления и их кооперацию:
Уже из названия метода выявляются основные категории и структура метода: ПСП - это связь и оппозиция Проблемы и Символической функции. ПРОБЛЕМА – это то, открывает Человеку исток личного существования, это конкретный и всегда лично переживаемый предел возможностей конкретного человека, да и всего человечества, в целом. Проблема является причиной мышления. Она способна парализовать волю и мышление человека. Однако, при правильном отношении к проблемной ситуации она указывает на горизонт развития как конкретного человека, так и всего человечества. В проблемно-символическом подходе сформулирован алгоритм работы с Проблемой.
В горизонте подлинной и собственной проблемы управления ПС-подход устанавливает предел возможностей субъекта и горизонт его собственного развития и развития им своего дела. Происходит формирование стратегии и конкретных задач на данном этапе саморазвития и самореализации. СИМВОЛ и символический порядок лежат в основании мышления и деятельности человека и человечества, определяя формирование ценностей, системы культурного и политэкономического обмена, стратегии верований и политик. Любое понимание символично, поскольку символ это непосредственная связь причины мышления с его действительностью. Символический порядок - это мир согласованных между собой непосредственно данных связей. Выявляя символические структуры в тех или иных сферах деятельности, коммуникации и институтов мышления, мы обретаем понимание истинных причин и глубинных смыслов их субъектов и организаций. Основные принципы ПСП. ПСП придерживается нескольких принципов и основывает на этих принципах анализ субъекта или психотерапевтической группы. Каждый принцип связан с прочими и оказывается основным в зависимости от ситуации. Следует понимать, однако, что принципы онтологического порядка всегда для обыденного сознания парадоксальны и психологически трудны, а то и невыносимы. ПРИНЦИП 1: Человек исходно возникает в проблемной ситуации. А именно в вопрошании о собственных основаниях и духовном (то есть экзистенциально-онтологическом) предназначении. Этот принцип различает людейи Человека: если люди не меняются и определены наличным существованием, их стратегия – стратегия приспособления и сохранения приоритетного объекта, то Человек – это реализация авторского проекта собственной жизни в горизонте личного смысла, самоопределение и выбор. Человек – это становление и реализация собственной онтологически поставленной возможности. В проблемной ситуации субъект приспособлениятеряется среди людей и, избегая открытия, превращается в объект онтического воспроизводства. Онтическое Я поддерживает приоритетный объект и удерживается в поле мышления и речи посредством системы значений и норм, избегая открытия и проблемных ситуаций.
ПРИНЦИП 2: Человек – это осуществляемая в онтологически конституированном акте связь бытия сущего с собственной причиной. То есть вне духовного усилия и акта, обращенного на собственную причину Человек невозможен. Только в этом случае рефлексия и анализ обретают онтологический смысл и методологическое значение. В контексте этого принципа важно отличать человеческий акт от реакции и поведения. Только в акте Человек открывает свою несуществующую, но становящуюся сущность. Акт в подлинном смысле слова является рефлексией и реализацией духовной активности. В то время, как повседневное сознание всегда повторяет то или иное приспособление к миру помимо обращения к причинесамого приспособления и психологической реактивности.
ПРИНЦИП 3: Человек – суть трансцендентно-имманентная функция. В формате воспроизводства Человек утверждает себя как имманентную наличествующую сущность и ограничивает экзистенцию, в целом, системно-организованным предметом мышления.
ПРИНЦИП 4: Человек открывается и подтверждается встречей. Человек – это встречность. Камень или собака «рождаются собой» до встречи, Человек же обретает возможность быть чем угодно, только встречаясь. Встреча возможна лишь в том случае, если Человек открытдля Иного (трансцендентального).
ПРИНЦИП 5: Человек – это диалог. Диалог понимается не психологически, но онтологически: как телесно-личностное взаимодействие различных способов бытия в горизонте встречности. Посредством диалога сущее Человека циркулирует, открывая причину и смысл его существования как бытийно-историческое множество - диалог собирает бытийное и временно различное в пределе разума, встречности и Логоса. И, кстати, мы не должны путать диалог с коммуникацией (функциональным взаимодействием в системе обмена). ПРИНЦИП 6: Человек – это интенциональность. Интенциональность или само-на-правленность-на – это онтологическая структура, формирующая, транслирующая и реализующая феномен Человека, которая, во-первых, есть первичная экзистенциальная структура-схема бытия и инобытия в мире; во-вторых, разумно-чувственно-рассудочная связь бытия сущего с символически поставленной собственной причиной. ПРИНЦИП 7: Человек – это ресентимент. Мышление современного человечества— продукт отчуждения, закрывающее Человека от Иного и лишающее встречности. Место диалога и встречизанимает обмен и коммуникация, договор и заговор. Место становления — прогресс. Место освобождения — независимость. Место совести — справедливость и т. д. Все эти подмены конституированы одним единственным универсальным принципом — ресентиментом.Ресентимент – это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач, бессильная зависть, угнетающее осознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе. Изначальное отчуждение от Иного (трансцендентного) в бытии – это, на самом деле, выбор самого субъекта. Человек должен признать его и осуществить второе рождение, то есть преодолеть собственный выбор. До того, как ресентиментальный выбор будет преодолен, ни о каком подлинном выборе и свободеречь идти не может. Однако, обретая возможность выбора, Человек уже не сможет симулировать зависимое (или же бессознательное) бытие в мире. ПРИНЦИП 8: Человек – это бытие к смерти и открытие Иного. Только осознавая смертность бытия сущего Человек обретает дар трансцендирования. ПРИНЦИП 9: Человек – это продукт радикального сомнения. Этот принцип является альфой и омегой познания как онтологической функции Человека. Человек обречен на самопознание: культурный феномен науки и научной деятельности человека — это не надстройка, а имманентная экзистенциальная структура мыследеятельности.
ПРИНЦИП 10: Человек – это апокалептическое животное и возможность быть Личностью. Человек (в отличие от людей) постигает свою сущностную конечность и распоряжается этой конечностью в перспективе духовного предназначения. В Человеке время обретает духовный статус, а именно — историчность. История это не линейное темпоральное время, но онтологическая связь событий (времен). Не идеологическая и не каузально-линейная связь определяет суть истории, но смертельная трансцендентность бытия как такового в со-бытиях Духа. Задачи ПСП и ПС образования. Подготовка универсальных методологов понимающего мышления в сфере гуманитарных услуг (консалтинг, психоанализ, методология управления, коучинг и т. д.) и управления - от управления семьей до управления государством. Управление - это саморазвитие, осуществляемое в предмете деятельности, форма понимающего себя существования. Главный базис управления и саморазвития – способность понимать и действовать. Позиция управленца – это позиция человека, управляющего своей жизнью, где бы он не находился и чем бы он не занимался. Способность выйти за рамки своего предмета, способность увидеть себя во взаимодействии с другими, с предметом своей деятельности, способность понимать и действовать. Действие – это не деятельность, не трудолюбие. Действие, испытывая мышление, формирует понимание, оно всегда имеет смысл. Собирательный образ пользователя проблемно-символического подхода — человек, занимающий активную, управленческую позицию по отношению к собственной жизни и осознающий историческую миссию собственного дела. Методология ПС-анализа ПС-методология и психоанализ являются техникой, которая в каждом конкретном случае испытывает онтологию Человека в целом, которая непременно должна быть экзистенциально освоена самим аналитиком-исследователем.
Можно выделить четыре уровня вхождения в анализ и работы в анализе: 1) проблемно-символический в регистре идентификации проблем; На третьем этапе осуществляется герменевтика личности и формируется возможность авторской аналитической позиции. На четвертом разворачивается событийный эксперимент авторской позиции и её произведений в горизонте личной онтологии.
Рекомендуемая библиография: Сайт ПСП: http://ps-podhod.org/bibliography Эдмунд Гуссерль. Амстердамские доклады Эдмунд Гуссерль. Картезианские медитации Морис Мерло-Понти. Феноменология восприятия Жак Деррида. Голос и феномен Серен Кьеркегор. Страх и трепет Серен Кьеркегор. Или – или. Мартин Хайдеггер. Бытие и время Жан-Поль Сартр. Бытие и ничто Альбер Камю. Миф о Сизифе Мераб Мамардашвили. Психологическая топология пути Эммануэль Левинас Время и другой Лестер Эмбри. Рефлексивный анализ Зигмунд Фрейд. Собрание сочинений в 10 томах. Жак Лакан. Стадия зеркала Жак Лакан. Образования бессознательного Лев Выготский. Мышление и речь Пьер Бурдье. Практический смысл Георгий Щедровицкий. Избранные труды Ханс-Георг Гадамер. Истина и метод Поль Рикер. Конфликт интерпретаций Александр Пятигорский. Мераб Мамардашвили. Символ и сознание Михаил Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского Мишель Фуко. Археология знания. Мишель Фуко. Забота о себе. Жиль Делез. Логика смысла. Владимир Библер. Мышление как творчество. Игорь Винов. Образование образа Игорь Винов. Онтологический статус символической функции.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|