★Человек – швейцарский нож★ (2016)
режиссер Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
позиционируется как фэнтези или АртХаус
Фильм начинается с кадров отправки не адресованных сообщений:
1) Помогите
2) Я попал на лодке в шторм
3) МНЕ ОЧЕНЬ СКУЧНО
4)Я не хочу умирать в одиночестве.
сообщения представляют собой надписи маркером на мусоре, плавающем в море/океане. (сразу хочется вспомнить Юнга, где символом бессознательного является большие водоемы/океан.)
Возможно тут метафора нахождения себя внесознания.
И сообщения не направлены ДРУГИМ людям.
Затем мы видим маленький остров. Он явно мало пригоден для физического существования. И становится ясно, что остров и океан, это лишь метафора, его сообщения, о помощи не содержат жалоб на отсутствие еды и воды, не содержат какой-то информации о местонахождении. Этот остров - нечто "островка сознания в пучине безумия"
Камера приближается. Мы видим вполне физически здорового (не истощенного) человека с готовой петлей на шее. (видимо прошло достаточно времени между мольбой о помощи (я не хочу умирать в одиночестве) и в осознании того, что помощи не будет)
И вот он собирается сделать последний шаг, как видит на берегу лежащего человека (актера игравшего Гарри Поттера (гп) ). Он еще не знает жив он или нет, но мысль о суициде его покидает. Но он срывается. К счастью, веревка была не рассчитана на такой вес и обрывается.
Когда появляется смысл, не так уж и хочется умирать, не так уж и скучно.
Он бежит к ГП.
Но, к его разочарованию, ГП - мертв. Что ж, надо тогда завершить гештальт. Ибо скучно.
И вот, он снова стоит с петлей на шее. И замечает странное явление, труп ГП - пердит. Из него так идут газы, ГП чуть ли не трясет. ИНТЕРЕСНО!
Как говорится живем один раз, а что если, этого газа из ГП хватит, что бы прокатится по волнам на трупе?
Абсурд - да, но почему бы и нет?
В итоге он вылезает из петли, и проделывает эти странные манипуляции, и о чудо! - он буквально летит по волнам на трупе ГП. ИНТЕРЕСНО! Жизнь становится интересной! По сути не столько своя жизнь и смерть, а жизнь и смерть ДРУГОГО ( "другого" не в дискурсе Лакана)
И, видимо, попадает на материк, чему рад. Некий интерес, некий смысл, вышедший из глубин бессознательного, но все же дошедший до островка сознания способен дать человеку силы жить дальше. Это происходит не сразу. На это может потребоваться снова пуститься в безумие (плавание по воде).
И вот он на острове. Он уже хочет войти в социум - он достает телефон в надежде найти сеть.
Можно сказать, труп ГП его спас, и он снова совершает внешне абсурдное действие, он тащит труп, не бросает, не хоронит, а начинает носить его с собой.
Он идет в глубь материка по лесу. В целом. лес тоже нельзя еще назвать здоровьем, но чем дальше он идет, тем чаще встречает отходы людей, цивилизацию.
Проходят сутки на материке. Он собирается в путь, понимает, что уже нет смысла носится с трупом ГП. И тут из рта ГП начинает литься вода. (прежде. ночью шел дождь, и главный герой пытался напиться) Вот реальность и стала стучатся в двери сознания. Появляются пока базовые, физиологические потребности! Потребность в воде. Теперь ГП, обеспечивает питьевой водой - неотъемлемой частью реальности, да и РЕАЛЬНОГО по Лакану.
И о чудо! из трупа ГП начинают раздаваться звуки, и это не пердеж, это - имя! Мэни. Мэни - так звать этот труп! Главной персонаж, тут же произносит свое имя - Хэнк.
До этого момента, а проходит почти 20 минут фильма, имена не назывались. Можно сказать происходит самоосознание, самоидендитификация, благодаря ДРУГОМУ. Человек способен осознать себя лишь в диалоге.
Но Мени пока только еле мямлет. Хенк мечтает о диалоге! Он выкрикивает " у тебя не будет друзей, если ты будешь вести себя как дебил!"
Есть ли друзья у Хенка в реальной жизни?
Затем, Хенк одумывается и прозревает, "извини, я веду себя КАК мой отец. извини ДРУГ"
И тут Мени произносит "Ладно, ДРУГ", что приводит его в восторг.
Может теперь у него появился первый друг, по крайней мере, Хенк на протяжении всего фильма не упомянул ни одного друга.
Труп уже может шевелить ртом, производя речь, но на большие движения он не способен. Мени, не знает и не помнит кто он, но его все интересует. Сам же Мени не знает труп ли он, и это его не особо волнует.
Затем происходит интересный диалог:
Мени:
-почему ты далеко от дома?
Хенк:
- я убежал из дома
Мени:
-почему ты убежал из дома?
Хенк:
- это не важно, главное ты должен вспомнит свою жизнь
Мени:
- ясно, а что такое жизнь?
Хенк уходит от прямого ответа. Он укладывает Мени на травку и объясняет, что это он, ото его голова ей думают. Все это больше напоминает сеанс телесноориентированной психотерапии.
Затем, Мени обращает внимание на говно, на травке.
конечно можно - это отнести к очередным туалетным шуткам, но мы не поклонники быдлятского кинца для тупых масс.
Хенк, объясняет, что это нормальные отходы жизнидеятельности человека, от которых освобождается организм, что это выделяют все даже пред СМЕРТЬЮ. Мени, же ОСОЗНАВЯ СЕБЯ ТРУПОМ, задается вопросом, от трупов тоже избавляются, как от дерьма? Хенк, пытается его успокоить, но кого он больше пытается успокоить его, или себя - неудавшегося суицидника?
Хенк же яростно пытается объяснить, доказать, что в Мени - живой, что в нем есть цель, СМЫСЛ, "послан для моего спасения, а может и для спасения человечества"
_"ты должен привести меня обратно к людям, и ты наверно тоже был одним из них, и ты наверно был счастливым" Пытается объяснить что такое счастье. Говоря про наличие друзей, девушки, любви.
и тут Мени, как талантливый провакитивный психотерапевт:
- ясно, ты хочешь вернуться домой, что бы кого-то любить, но ты убежал, потому что тебя ни кто не любит, ты разбит, ты пустой, ты грязный, бесполезный, старый , ты ТОЖЕ - мусор?
Хенк, уходит в бурное отрицание
- заткнись!
Мени:
- я просто говорю, что думаю
Хенк:
- это нельзя говорить все что приходит в голову, это не вежливо!
Мени:
-а, извини
Далее Мени смотрит на эротический журнал, расспрашивая, кто такие женщины, Хенк пытается изложить свое идеальное представление об отношениях, и они замечают как у Мени возникает эрекция. (вот мы и подбираемся к регистру Воображаемого по Лакану), человек постепенно оживает, он вспоминает не только про воду и пищу, но и про отношения, про потребность в сексе.
Если закрыть глаза на пошлость, то хуй Мени оказывается компасом, сексуальное желание становится путеводной звездой к социуму, к возвращению в реальность.
чуть погодя заходит разговор про мастурбацию, Мени предполагает, что она делает людей счастливыми, Хенк же рассказывает про свой печальный опыт.
Отец Хенка, дабы отучить его от сего действа "объяснил", что мастурбация сильно СОКРАЩАЕТ ЖИЗНЬ. ( снова тема страха смерти)
Мени:
- и ты ИСПУГАЛСЯ СМЕРТИ?
Хенк:
- да
- а, потом, мама увидела что я расстроен, и сказала страшную глупость, что если я буду мастурбировать чаще, то скоро ее догоню, и мы сможем УМЕРЕТЬ в ОДИН ДЕНЬ и всегда быть вместе.
(приплетем сюда еще Эдипов комплекс, да простит меня Фрейд за это словосочетание)
-видно , она так хотела пошутить
Мени:
ха -ха-ха
Хенк:
- нет, это не смешно. Она умерла очень скоро.
Мени:
- и теперь, когда ты ананируешь, ты всегда думаешь про МАМУ ?
Хенк:
- нет, это странно. Я не могу мастурбировать. И когда я говорю, что не могу мастурбировать, тк думаю о маме, люди смеются.
Мени:
- но это же весело. Если люди смеются - это прекрасно.
Хенк:
-нет, тебя дразнят, ты вынужден переходить в другую школу...
Так начинает вырисовываться картина, почему возникли у Хенка сложности в социальном и интимными взаимодействии с людьми. При этом, намечается две причины более очевидная - социальная депривация, и страх смерти, который ведет к тревоге жизни. Дабы защитить себя от страха жить, человек перестает активно жить, он начинает существовать, изолироваться. (по И. Ялому / О.Ранку ).
И вот наступает момент, когда Хенк второй раз за фильм смотрит в лицо смерти. Теперь он не способен ее контролировать. Теперь, он боится смерти. (Медведя)
Далее Мени видит в телефоне Хенка фотографию девушки. Так как теперь Смерть представляется большей угрозой для существования чем жизнь, героям приходится вспомнить, что такое жизнь, что такое интимные отношения. Мени, подобно психотерапевту, задает вопросы про отношения, а Хенку приходится объяснять, судя по всему он и сам толком не знает, и говорит некие идеализированные штампы, тем не менее это дает ему возможность возвращаться в реальность, простраивать модели поведения.
И вот наши герои доходят до бурной реки, через которую ведет хлипкая переправа. Напомню, герои стремятся в реальный мир. Они Хенк почти проработал свой страх жизни. Казалось бы, - выходи и живи.
Но психика куда более сложна. Психодинамический подход не отрицает погружения в психоз во время терапии, особенно перед ее завершением, если все идет слишком гладко, то скорее всего - включились защитные механизмы поциента.
По сюжету Хенк с ужасом переползает, переправу, но на середине они падают в в бурную воду. (напомню, символ бессознательного), но перед этим Мени признается, что боится смерти (труп боится смерти, он же "ресурсное Я" Хенка), тк не хочет терять Хенка.
Они падают в поток. Мени тонет. Перед глазами Хенка вся его жизнь с момента знакомства Мени. Хенк снова пытается ( причем успешно) спасти Мени, делясь с ним воздухом, но рискуя собственной жизнью. Но это позволяет "включить" Мени и выбраться из воды на твердую поверхность другого берега.
И вот они на сухой земле. И диалог идет о личных границах, социальных запретах. Мени, как обычно, задает провокационные вопросы. Хенк вначале оправдывает, нормы, но затем соглашается с предложением "ОСТАТЬСЯ в лесу, в ИЗОЛЯЦИИ, лишь с этим говорящим трупом - Мени" На минуту он отлучается от Мени, и встречает РЕАЛЬНЫЙ мир, он начинает осознавать, что совсем БЛИЗОК к реальности.
Снова вернувшись на стоянку, где находится Мени, они видят медведя (символ не контролируемой смерти), и тут наступает противоборство перед лицом реальной смерти.
Мени словно "отключается", Хенк же пытается спастись при его помощи, но лишь через огромные усилия это удается. Опасность еще не ушла, но они находятся в безопасном месте. У Мени и похоже у Хенка, одни и те же образы, кадры из их знакомства, причем в обратном порядке. Мени вдруг произносит: "Может я всего лишь твоя фантазия, с помощью которой ты выживаешь?" Хенк снова оказывается перед медведем, тот тащит его за ногу, Хенк не особо сопротивляется. Мени несколько равнодушно смотрит на эту ситуацию:
- наверно ты сейчас умрешь, у меня такое чувство, что я виноват
-нет, ты не виноват, я и сам это сделал бы. Просто иногда мысль о прекрасном меня останавливала.
-может твой мозг выдумал меня, чтобы отвлечь о мысли про смерть?..
И вот Хенк принимает неизбежность смерти!
В этот момент Мени активизируется и выручает Хенка из лап хищника. Базовые страхи ЖИЗНИ и СМЕРТИ - преодолены!
Хенк выходит к людям в реальный мир. Мени же, возвращается в состояние трупа.