Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты

 

          В современном обществе с возрастающими психологическими нагрузками на человека, всевозможными стрессовыми ситуациями и их влиянием на общее состояние здоровья всегда будут актуальными вопросы, связанные с эмоциональными состояниями и способностью человека к их саморегуляции.    

         Юношеский возраст характеризуется происходящими преобразованиями  в сознании, системе взаимоотношений, деятельности. В данном возрасте неспособность справляться с трудностями, возникающими в процессе обучения, межличностного общения, адаптации к новым условиям учебной или производственной деятельности может проявляться нарушениями аффективной сферы.

     С целью изучения гендерных особенностей состояния аффективной сферы у студентов первого года обучения проведено психологическое исследование 50 студентов (15 юношей (30%) и 35 девушек (70%)) медицинского факультета Чувашского госуниверситета, средний возраст которых составил 18,42±1,62 года. Для психологического исследования использовались следующие диагностические методики: шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; опросник Бека для оценки депрессии; методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко; опросник суицидиального риска; личностный опросник А. Басса и А. Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций; многоуровневый личностный опросник адаптивности А.Г. Маклакова и С.В. Чермянинина; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и  Р. Раге. Анализ результатов исследования проводился методами математико-статистической обработки данных в программе Microsoftoffice (Word и Excel) на компьютере Pentium 166 MMX. Статистическая достоверность нормально распределенных данных определялась критерием Стьюдента (t).

       Как известно, оптимальный уровень тревожности является естественной и непременной чертой активной и развивающейся личности. Выраженная личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, сопровождающегося эмоциональными срывами, предрасположенности к психосоматическим заболеваниям. Как показали результаты, проведенного исследования, большая часть юношей и девушек имеют умеренный уровень тревожности, не свидетельствующий о наличии патологических эмоциональных состояний и наличии аффективных реакций. В то же время, у 66% юношей выявлено преобладание умеренной личностной и реактивной тревожности, связанной с особенностями индивидуального реагирования на специфику конкретных повседневных ситуаций. У 78 % девушек также наблюдается умеренное напряжение, беспокойство, нервозность, нарушения внимания, склонность воспринимать большую часть ситуаций как угрожающих. У них возрастание личностной тревожности связано с ростом проявлений аффективных состояний (r=0,49 при р<0,01).

   Диагностика уровня депрессии показала отсутствие данных аффективных состояний у всех обследуемых студентов.Процесс адаптации студентов к новой учебной деятельности и к новому коллективу неизбежно связан с возникающими стрессовыми ситуациями. В данном исследовании выявлено, что как у юношей, так и у девушек наблюдается пороговая степень сопротивляемости к стрессу, свидетельствующая о выраженной степени стрессовой нагрузки, связанной с  адаптацией к учебному процессу в вузе. Согласно результатам оценки тревожности, данная стрессовая нагрузка у девушек может проявляться повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности. Выявлено, что у студентов мужского пола стрессовая нагрузка, прямо взаимосвязана с увеличением реактивной (r=0,53 при р<0,05) и личностной тревожности (r=0,55 при р<0,05).    

   Воздействие стрессовых факторов на личность не проходит бесследно. Накапливающееся напряжение может проявляться в различных формах негативного реагирования. В связи с чем, проводилось исследование агрессивных форм поведения, характеризующих  психическое состояние студентов. В исследуемых группах в зависимости от пола обнаружено, что студенты мужского пола проявляют больше агрессии чем, студенты женского пола (t=2,72 при р=0,009), чье аффективное реагирование больше связано с высоким уровнем тревожности. Уровень физической (t=2,85 при р=0,006) и вербальной агрессии (t=2,66 при р=0,01) также достоверно выше у студентов мужского пола, что отражает психофизиологические, биологические и социальные особенности поведенческого реагирования человека, связанные со спецификой его пола и гендера.

    Именно поэтому у студентов мужского пола в стрессовых ситуациях аффективное реагирование чаще принимает форму агрессивного в виде негативизма, направленного против требований  и правил или имеющего характер пассивного сопротивления. У студентов женского пола аффективное реагирование больше связано с переживаниями чувства вины или иными аутоагрессивными тенденциями в поведении.

     Более глубокое изучение аутоагрессивных тенденций в исследуемых группах  студентов показало, что у студентов мужского пола наблюдается большая инверсия ценности жизни и смерти (t=2,03 при р=0,04). Стиль суицидальных намерений у девушек выражен доминированием эмоций над эмоциональным контролем в оценке ситуации, готовностью реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно и эмоционально. Для всех студентов свойственны тенденции к восприятию мира как враждебного, не соответствующего их представлениям о нормальных человеческих отношениях, экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. Тем не менее, с учетом того,  что в их профиле отмечаются высокие значения антисуицидального фактора, можно говорить об общем невысоком суицидальном риске обследованных студентов, который связан с выраженным у них глубоким чувством ответственности за близких, чувством долга, а также представлениями о греховности самоубийства, его антиэстетичности или боязнью боли и физических страданий.

     Также установлено, что чем больше у студентов мужского пола проявляется косвенная агрессия (r=0,68; р<0,01) и (r=0,7; р<0,01), раздражение (r=0,71; р<0,01) и (r=0,74; р<0,01), негативизм (r=0,82; р<0,001) и (r=0,81; р<0,001), тем вероятнее всего в их поведении отмечается максимализм,  выражающийся в аффективной фиксации на неудачах, а также увеличивается поиск культурных нормативов оправдывающих самоубийство. Для студентов женского пола увеличение чувства вины, сопряжено с чувством личностной несостоятельности  (r=0,53 при р<0,001).

   Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды продемонстрировала, что у 73,3%  юношей и 80% девушек чаще встречается эйфорически-рефрактерная эмоциональная реакция на воздействие различных стимулов окружающей среды. Меньше отмечена эйфорическая реакция у 20% студентов мужского пола и 17,14 % студентов женского пола. Достаточно редко проявляется эйфорически-дисфорический тип реакции у студентов женского пола 2,85% и 6,66% эйфорически-рефрактерно-дисфорическая реакция у студентов мужского пола. У студентов мужского пола увеличение социального пессимизма проявляется в рефракторных эмоциональных реакциях (r=0,77 при р<0,01). Эйфорический тип эмоциональной реакции, который в некоторых случаях наблюдается у студентов исследуемых групп, показывает наличие у данных студентов акцентуации характера с признаками невротичности. Таким  образом, у большинства исследуемых обследованных студентов реагирование на внешний стимулы помимо положительных ощущений также сопровождается негативными переживаниями, которые долго остаются в виде неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти или злобы.    

      По результатам диагностики адаптивности установлено, что у девушек при увеличении реактивной (r=-0,45 при р<0,01) и личностной (r=-0,63 при р<0,001 тревожности снижается нервно-психическая устойчивость, адаптивный потенциал личности (r=-0,61 при р<0,001) и коммуникативные способности (r=-0,51 при р<0,001). Повышение стрессовой нагрузки у них неизбежно ведет к снижению личностного адаптационного потенциала (r=0,53 при р<0,05). В целом, у обследованных студентов наблюдается средний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Коммуникативные способности достаточны для установления контактов с окружающими, степень конфликтности - средняя. В поведении большинство стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. 

   Оценивая общий личностный адаптационный потенциал обследованных студентов, можно отметить, что он характеризуется признаками удовлетворительной адаптации. Наряду с успешно адаптированными студентами, выявлены юноши и девушки, обладающие дисгармоничными сочетаниями личностных черт, которые в привычных условиях достаточно адаптированы и могут проявляться аффективными реакциями лишь при смене вида и условий привычной деятельности. Их невысокая эмоциональная устойчивость может приводить к асоциальным срывам, проявлением агрессии и конфликтности.

   Таким образом, аффективные состояния у студентов первого курса медицинских специальностей с учетом гендерных различий имеют свою специфику. Сходными признаками аффективных состояний у юношей и девушек является: умеренно-повышенная тревожность, отсутствие депрессии, переживание высокой стрессовой нагрузки, невыраженность суицидальных тенденций, доминирование эйфорически-рефракторного эмоционального реагирования на стимулы окружающей среды, средние уровни нервно-психической устойчивости, поведенческой регуляции,  коммуникативных способностей, моральной нормативности и удовлетворительный уровень общей адаптивности личности. Подобная невысокая выраженность аффективных состояний у студентов-медиков первого года обучения свидетельствуют о сформированности  у них адаптивного потенциала, который, тем не менее, функционирует в условиях высокого напряжения.    

   Гендерные различия в аффективных состояниях у студентов, характеризующие направленность их адаптации, тесно связаны с более высокой тревожностью девушек, большей частотой встречаемости у них внутриличностных конфликтов, их стремлением к социально одобряемому поведению, высокой встречаемости у них чувства вины и латентными аутоагрессивными тенденциями, связываемыми с их высокой эмоциональностью и социальным пессимизмом. Суицидальные тенденции юношей помимо социального пессимизма также соотносятся с общим негативизмом и направленностью поведения против требований и правил.

      Выявленные гендерные различия в аффективных состояниях у студентов первого года обучения должны учитываться не только при организации им медицинской и психологической помощи, они также могут лечь в основу профилактической и воспитательной работы, способствующей облегчению адаптации первокурсников ко многообразным условиям образовательной среды.



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Гендерные стереотипы студентов
  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Специфика совладающего поведения студентов вуза
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Адаптация студентов-первокурсников в колледже
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • Межличностные отношения студентов и восприятие отношений с родителями в детстве
  • Представление о вере и религии у подростков и студентов
  • Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента
  • Ценностные ориентации студентов старших курсов
  • Особенности духовно-нравственного воспитания студентов в контексте культурологического подхода
  • Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентов
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗа
  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
  • Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузов
  • Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере
  • Мотивация достижения успеха, избегания неудач, готовность к риску у суеверных студентов
  • Новый учебник для студентов и психологов "Психологическое и социальное консультиование"
  • Эмоциональная компетентность студентов и их персональная компетентность во времени
  • Развитие мотивов творческой самореалиции, учебно-познавательных и социальных мотивов у студентов
  • «Отношения с родителями в детстве и межличностные отношения студентов»
  • Зачем переживать из-за каждой цацы мужского пола?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь