|
Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспектыАвтор статьи: Лазарева Елена Юрьевна
В современном обществе с возрастающими психологическими нагрузками на человека, всевозможными стрессовыми ситуациями и их влиянием на общее состояние здоровья всегда будут актуальными вопросы, связанные с эмоциональными состояниями и способностью человека к их саморегуляции. Юношеский возраст характеризуется происходящими преобразованиями в сознании, системе взаимоотношений, деятельности. В данном возрасте неспособность справляться с трудностями, возникающими в процессе обучения, межличностного общения, адаптации к новым условиям учебной или производственной деятельности может проявляться нарушениями аффективной сферы. С целью изучения гендерных особенностей состояния аффективной сферы у студентов первого года обучения проведено психологическое исследование 50 студентов (15 юношей (30%) и 35 девушек (70%)) медицинского факультета Чувашского госуниверситета, средний возраст которых составил 18,42±1,62 года. Для психологического исследования использовались следующие диагностические методики: шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; опросник Бека для оценки депрессии; методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко; опросник суицидиального риска; личностный опросник А. Басса и А. Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций; многоуровневый личностный опросник адаптивности А.Г. Маклакова и С.В. Чермянинина; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге. Анализ результатов исследования проводился методами математико-статистической обработки данных в программе Microsoftoffice (Word и Excel) на компьютере Pentium 166 MMX. Статистическая достоверность нормально распределенных данных определялась критерием Стьюдента (t). Как известно, оптимальный уровень тревожности является естественной и непременной чертой активной и развивающейся личности. Выраженная личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, сопровождающегося эмоциональными срывами, предрасположенности к психосоматическим заболеваниям. Как показали результаты, проведенного исследования, большая часть юношей и девушек имеют умеренный уровень тревожности, не свидетельствующий о наличии патологических эмоциональных состояний и наличии аффективных реакций. В то же время, у 66% юношей выявлено преобладание умеренной личностной и реактивной тревожности, связанной с особенностями индивидуального реагирования на специфику конкретных повседневных ситуаций. У 78 % девушек также наблюдается умеренное напряжение, беспокойство, нервозность, нарушения внимания, склонность воспринимать большую часть ситуаций как угрожающих. У них возрастание личностной тревожности связано с ростом проявлений аффективных состояний (r=0,49 при р<0,01). Диагностика уровня депрессии показала отсутствие данных аффективных состояний у всех обследуемых студентов.Процесс адаптации студентов к новой учебной деятельности и к новому коллективу неизбежно связан с возникающими стрессовыми ситуациями. В данном исследовании выявлено, что как у юношей, так и у девушек наблюдается пороговая степень сопротивляемости к стрессу, свидетельствующая о выраженной степени стрессовой нагрузки, связанной с адаптацией к учебному процессу в вузе. Согласно результатам оценки тревожности, данная стрессовая нагрузка у девушек может проявляться повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности. Выявлено, что у студентов мужского пола стрессовая нагрузка, прямо взаимосвязана с увеличением реактивной (r=0,53 при р<0,05) и личностной тревожности (r=0,55 при р<0,05). Воздействие стрессовых факторов на личность не проходит бесследно. Накапливающееся напряжение может проявляться в различных формах негативного реагирования. В связи с чем, проводилось исследование агрессивных форм поведения, характеризующих психическое состояние студентов. В исследуемых группах в зависимости от пола обнаружено, что студенты мужского пола проявляют больше агрессии чем, студенты женского пола (t=2,72 при р=0,009), чье аффективное реагирование больше связано с высоким уровнем тревожности. Уровень физической (t=2,85 при р=0,006) и вербальной агрессии (t=2,66 при р=0,01) также достоверно выше у студентов мужского пола, что отражает психофизиологические, биологические и социальные особенности поведенческого реагирования человека, связанные со спецификой его пола и гендера. Именно поэтому у студентов мужского пола в стрессовых ситуациях аффективное реагирование чаще принимает форму агрессивного в виде негативизма, направленного против требований и правил или имеющего характер пассивного сопротивления. У студентов женского пола аффективное реагирование больше связано с переживаниями чувства вины или иными аутоагрессивными тенденциями в поведении. Более глубокое изучение аутоагрессивных тенденций в исследуемых группах студентов показало, что у студентов мужского пола наблюдается большая инверсия ценности жизни и смерти (t=2,03 при р=0,04). Стиль суицидальных намерений у девушек выражен доминированием эмоций над эмоциональным контролем в оценке ситуации, готовностью реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно и эмоционально. Для всех студентов свойственны тенденции к восприятию мира как враждебного, не соответствующего их представлениям о нормальных человеческих отношениях, экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. Тем не менее, с учетом того, что в их профиле отмечаются высокие значения антисуицидального фактора, можно говорить об общем невысоком суицидальном риске обследованных студентов, который связан с выраженным у них глубоким чувством ответственности за близких, чувством долга, а также представлениями о греховности самоубийства, его антиэстетичности или боязнью боли и физических страданий. Также установлено, что чем больше у студентов мужского пола проявляется косвенная агрессия (r=0,68; р<0,01) и (r=0,7; р<0,01), раздражение (r=0,71; р<0,01) и (r=0,74; р<0,01), негативизм (r=0,82; р<0,001) и (r=0,81; р<0,001), тем вероятнее всего в их поведении отмечается максимализм, выражающийся в аффективной фиксации на неудачах, а также увеличивается поиск культурных нормативов оправдывающих самоубийство. Для студентов женского пола увеличение чувства вины, сопряжено с чувством личностной несостоятельности (r=0,53 при р<0,001). Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды продемонстрировала, что у 73,3% юношей и 80% девушек чаще встречается эйфорически-рефрактерная эмоциональная реакция на воздействие различных стимулов окружающей среды. Меньше отмечена эйфорическая реакция у 20% студентов мужского пола и 17,14 % студентов женского пола. Достаточно редко проявляется эйфорически-дисфорический тип реакции у студентов женского пола 2,85% и 6,66% эйфорически-рефрактерно-дисфорическая реакция у студентов мужского пола. У студентов мужского пола увеличение социального пессимизма проявляется в рефракторных эмоциональных реакциях (r=0,77 при р<0,01). Эйфорический тип эмоциональной реакции, который в некоторых случаях наблюдается у студентов исследуемых групп, показывает наличие у данных студентов акцентуации характера с признаками невротичности. Таким образом, у большинства исследуемых обследованных студентов реагирование на внешний стимулы помимо положительных ощущений также сопровождается негативными переживаниями, которые долго остаются в виде неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти или злобы. По результатам диагностики адаптивности установлено, что у девушек при увеличении реактивной (r=-0,45 при р<0,01) и личностной (r=-0,63 при р<0,001 тревожности снижается нервно-психическая устойчивость, адаптивный потенциал личности (r=-0,61 при р<0,001) и коммуникативные способности (r=-0,51 при р<0,001). Повышение стрессовой нагрузки у них неизбежно ведет к снижению личностного адаптационного потенциала (r=0,53 при р<0,05). В целом, у обследованных студентов наблюдается средний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Коммуникативные способности достаточны для установления контактов с окружающими, степень конфликтности - средняя. В поведении большинство стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Оценивая общий личностный адаптационный потенциал обследованных студентов, можно отметить, что он характеризуется признаками удовлетворительной адаптации. Наряду с успешно адаптированными студентами, выявлены юноши и девушки, обладающие дисгармоничными сочетаниями личностных черт, которые в привычных условиях достаточно адаптированы и могут проявляться аффективными реакциями лишь при смене вида и условий привычной деятельности. Их невысокая эмоциональная устойчивость может приводить к асоциальным срывам, проявлением агрессии и конфликтности. Таким образом, аффективные состояния у студентов первого курса медицинских специальностей с учетом гендерных различий имеют свою специфику. Сходными признаками аффективных состояний у юношей и девушек является: умеренно-повышенная тревожность, отсутствие депрессии, переживание высокой стрессовой нагрузки, невыраженность суицидальных тенденций, доминирование эйфорически-рефракторного эмоционального реагирования на стимулы окружающей среды, средние уровни нервно-психической устойчивости, поведенческой регуляции, коммуникативных способностей, моральной нормативности и удовлетворительный уровень общей адаптивности личности. Подобная невысокая выраженность аффективных состояний у студентов-медиков первого года обучения свидетельствуют о сформированности у них адаптивного потенциала, который, тем не менее, функционирует в условиях высокого напряжения. Гендерные различия в аффективных состояниях у студентов, характеризующие направленность их адаптации, тесно связаны с более высокой тревожностью девушек, большей частотой встречаемости у них внутриличностных конфликтов, их стремлением к социально одобряемому поведению, высокой встречаемости у них чувства вины и латентными аутоагрессивными тенденциями, связываемыми с их высокой эмоциональностью и социальным пессимизмом. Суицидальные тенденции юношей помимо социального пессимизма также соотносятся с общим негативизмом и направленностью поведения против требований и правил. Выявленные гендерные различия в аффективных состояниях у студентов первого года обучения должны учитываться не только при организации им медицинской и психологической помощи, они также могут лечь в основу профилактической и воспитательной работы, способствующей облегчению адаптации первокурсников ко многообразным условиям образовательной среды. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|