Эмоциональная компетентность студентов и их персональная компетентность во времени

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И ИХ ПЕРСОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВРЕМЕНИ.

 

Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь.

     Алан Лэкейн

 

Время - одно из базовых свойств Мира, в котором мы живем: это цикл нашей жизни, ее длительность, ритм, ее периоды и этапы, деятельность и события, которые имеют разное значение и смысл для личности [6, c.25]. Время — это великая ценность, поскольку нам удается наполнить его глубоким содержанием и реализовать себя в нем.

Проблема психологического времени - одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Особенность ее в том, что время и универсально (везде одинаково по своим законам), и индивидуально (каждый человек распоряжается этим ресурсом по-своему, в зависимости от определенного жизненного опыта, условий и личностных особенностей человека).

Каждый человек наделен способностью чувствовать время, но мы отличаемся друг от друга точностью его определения: одни, например, определяют время с точностью до минуты, другие же с погрешностью в пол часа. При этом любой человек может повысить точность своих внутренних часов с помощью специально разработанных для этого методик, упражнений, тренингов и постоянного обращения к своим биологическим часам. Недаром, древние мореплаватели говорили: «Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю!»

Чувство времени имеет огромное значение для успешной жизни и работы человека. Способность к регуляции времени проявляется в рациональном планировании деятельности, сосредоточении оптимального напряжения и приложении усилий для реализации определенной деятельности, выборе подходящего момента для совершения деятельности, сохранении психических резервов до конца осуществления деятельности, установлении психологически и объективно целесообразной ритмики и во многих других параметрах [1, c.37] .

Продуктивное использование времени, ориентация в нем, его рациональное структурирование - это особая личностная способность, на наш взгляд, во многом обусловленная умением человека осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением, путем учета воздействующих на него внешних (стимул и обстановка) и внутренних (состояние организма и прошлый опыт) факторов. Такая личностная способность, как мы полагаем, связана с феноменом эмоциональной компетентности.

Эмоциональная компетентность – это осознание эмоциональных переживаний, их различение, дифференциация от ощущений, умение их адекватно обозначать и называть [4, c.75]. Она проявляется в знании своих потребностей, истинно своих желаний и скрытых мотивов и включает собственную эмоциональную выразительность и способность распознавать эмоциональные состояния другого для оптимизации взаимодействия. И, наконец, ядро эмоциональной компетентности, это не просто знание перечисленных характеристик, но еще и уместная и своевременная их актуализация.

Благодаря тому, что человек с высоким уровнем эмоциональной компетентности находится в контакте со своими чувствами и эмоциями, способен правильно распознавать и дифференцировать собственные эмоции и эмоции окружающих его людей, понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт, умеет адекватно выражать свое эмоциональное состояние, а также способен управлять своим состоянием (может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции; контролировать внешнее выражение эмоций; при необходимости вызвать ту или иную эмоцию), ему, как правило, удается самостоятельно определить и оптимально соотнести последовательность жизненных целей, этапов, периодов, событий, регулировать свое поведение адекватно ситуации, управлять своей деятельностью в соответствии с поставленными целями и установленными сроками для ее реализации. Соответственно, мы полагаем, что эмоционально грамотным людям удается рационально структурировать и продуктивно использовать свое время.

Таким образом, цель данного исследования мы видим в выявлении связи между эмоциональной компетентностью студентов и их персональной компетентностью во времени.

Мы исследовали 186 студентов в возрасте от 17 до 23 лет, предположив, что у эмоционально компетентных студентов, по сравнению с эмоционально некомпетентными, лучше сформированы навыки управления временем, то есть уровень персональной компетентности во времени выше. Выборку определило то, что этап жизни личности, соответствующий студенческому возрасту, характеризуется приобретением определенного жизненного опыта, достаточной личной зрелостью, проявляющейся в переходе от управления деятельностью внешними стимулами к внутренним мотивам самоуправления, наличием объективной возможности в выборе той или иной жизненной стратегии, а также необходимостью в актуализации временной рефлексии у молодых людей для поиска оптимального для них способа планирования времени.

В данной работе эмоциональную компетентность мы рассматриваем через показатели эмоционального интеллекта («Эмоциональный интеллект» Н. Холл) и алекситимии. («Торонтская шкала алекситимии») [4, c 322, 341]. Эмоционально компетентными мы считаем тех респондентов, у которых низкие показатели алекситимии (уровень алекситимии ниже или равен 62 баллам) и интегральный показатель эмоционального интеллекта превышает 69 баллов, а эмоционально некомпетентными – студентов, у которых высокие показатели алекситимии (уровень алекситимии 74 и более балла) и низкий уровень интегрального показателя эмоционального интеллекта (39 баллов и ниже).

Для исследования способа, которым личность проявляет себя во времени, была выбрана методика «Персональная компетентность во времени», предложенная С.И. Калининым [5, c.188].

Анализ результатов исследования показал, что из 187 студентов 64 (34% всех респондентов) обладают низким уровнем эмоциональной компетентности, 48 юношей и девушек (26% респондентов) - высоким уровнем эмоциональной компетентности и, соответственно, 75 исследуемых (40% всей выборки) имеют средний уровень эмоциональной компетентности.

Поскольку мы предположили, что эмоционально компетентные студенты обладают высоким уровнем персональной компетентности во времени, а для эмоционально некомпетентных студентов характерен низкий уровень персональной компетентности во времени, далее мы будем рассматривать данные только эмоционально компетентных и эмоционально некомпетентных респондентов. Таким образом, в центре нашего внимания оказываются 112 человек.

В результате анализа полученных данных мы убедились, что высокому уровню эмоциональной компетентности действительно соответствуют высокие показатели персональной компетентности во времени, и, наоборот, для респондентов с низким уровнем эмоциональной компетентности характерны низкие показатели персональной компетентности во времени.

Так, среди эмоционально компетентных студентов 42 человека (88% всех эмоционально компетентных юношей и девушек) обладают высоким уровнем персональной компетентности во времени. Респонденты данной группы хорошо распознают собственное эмоциональное состояние и переживания окружающих, учитывают влияние эмоций на жизнедеятельность человека, чувствуют перемены в настроении людей, так как у них хорошо развита эмпатия, для них как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни, они прекрасно осознают свои сильные и слабые стороны. Эти респонденты открыты новым идеям, подходам и информации, проявляют гибкость во время перемен, адекватно воспринимают и интерпретируют чувства и взгляды окружающих, активно интересуются их заботами, стараются учитывать мнение собеседников и коллег, обладают хорошими навыками активного слушания, умеют работать в команде для достижения общих целей, они обладают высоким уровнем самоконтроля, стараются не допускать выплеска импульсов и агрессии, способны сохранять спокойствие и действовать рационально в критической ситуации, так как хорошо управляют своим эмоциональным состоянием. Данные качества и навыки, являющиеся характеристикой эмоциональной компетентности студентов, на наш взгляд, обуславливают то, что, как показывают результаты методики «Персональная компетентность во времени» С.И. Калинина, у этих респондентов выработана собственная система управления личным временем, они достаточно детально планируют свой рабочий день, четко знают свои долгосрочные цели, учитывают степень важности дел и время, необходимое для их выполнения, берутся за работу быстро и решительно и продолжают реализовывать план своей деятельности без отвлечений, они планируют дела с учетом собственных биоритмов, умеют вовремя сказать «нет» неожиданным делам и людям, регулярно используют делегирование, поручая другим людям выполнение важных задач.

Среди эмоционально компетентных респондентов у 6 человек (12% всех эмоционально компетентных студентов) мы выявили средний уровень персональной компетентности во времени, эти юноши и девушки достаточно четко осознают, какие из их дел являются наиболее важными и уделяют им внимание в первую очередь, стараются заранее планировать свое время, но позволяют себе незапланированные передышки и отвлечения, достаточно быстро и решительно включаются в деятельность, но не всегда организованно и оперативно доводят ее до конечной цели.  

Таким образом, мы выявили, что, большинство компетентных во времени молодых людей действительно обладают высоким уровнем эмоциональной компетентности, они сочетают в себе широкие возможности приспосабливаться к различным меняющимся жизненным ситуациям, гибкость и самоконтроль, способность прекрасно управлять своим персональным временем.

Далее мы рассмотрели группу эмоционально некомпетентных студентов, среди которых у 3 человек (5% всех эмоциональной некомпетентных юношей и девушек) низкий уровень персональной компетентности во времени. Мы полагаем, что этим респондентам не свойственна традиция заблаговременного планирования своего времени, скорее всего, они не придерживаются установленных сроков слишком строго, не расставляют приоритетов в выполнении тех или иных дел, и не стремятся выполнить поручения заблаговременно, а приступают к ним только когда наступит «крайний срок».

Среди эмоционально некомпетентных респондентов для 61 человека (95% всех эмоционально некомпетентных юношей и девушек) характерен очень низкий уровень персональной компетентности во времени, что также подтверждает наше предположение о том, что низкому уровню эмоциональной грамотности студентов соответствует низкий уровень их персональной компетентности во времени. Из ответов студентов данной группы следует, что они достаточно плохо распознают свои истинные чувства и эмоции и неадекватно их выражают, плохо отслеживают и дифференцируют эмоции окружающих людей и мотивы, стоящие за их поступками, им трудно управлять своим эмоциональным состоянием, совладать со своими чувствами и сохранять самоконтроль, особенно, в экстремальных ситуациях, случаях ссор и разногласий. Скорее всего, вышеперечисленные черты респондентов данной группы, характеризующие их низкий уровень эмоциональной компетентности, являются важным фактором, обуславливающим отсутствие способности адекватно и эффективно распоряжаться временем своей жизни - создается впечатление, что они попросту непродуктивно теряют драгоценные минуты и часы своей жизни, вероятно, также, большое количество времени отнимают у них окружающие. У студентов данной группы отсутствуют четкая иерархия целей и приоритетность делах в зависимости от их важности, они не склонны детально планировать шаги и этапы достижения своих целей, равно как и распорядок своего дня, соответственно, в своей деятельности они не стремятся придерживаться строго установленных сроков для ее выполнения. Для того чтобы взяться за работу, им, как правило, необходимо время для «раскачки», также большое количество времени требуется на то, чтобы ее завершить, особенно если это работа рутинная, так как данные респонденты склонны к постоянным отвлечениям, таким как разговоры по телефону на отвлеченные темы и общение с друзьями, коллегами или незапланированными посетителями в рабочее время, либо занятиям посторонними делами или не важными  проблемами. Из ответов студентов данной группы также следует, что они не используют органайзеры для планирования своего дня, не предусматривают время для непредвиденных случаев, кризисов или помех, слишком редко делегируют или перепоручают дела другим, не интересуется системами и методами управления временем, плохо знают собственные биоритмы и свой личный трудовой ритм и график продуктивности.

Данные выводы еще раз позволяют нам убедиться в истинности выдвинутой нами в начале исследования гипотезы.

Таким образом, у эмоционально компетентных студентов, способных быть в контакте со своими чувствами, правильно распознавать и дифференцировать собственные эмоции и эмоции окружающих людей и с учетом этого регулировать свое поведение адекватно ситуации, по сравнению с эмоционально некомпетентными юношами и девушками, лучше сформированы навыки управления временем, то есть уровень персональной компетентности во времени выше. Эмоционально компетентные респонденты знают свои сильные и слабые стороны, учитывают особенность собственных биоритмов, обладают самодисциплиной и хорошими навыками саморегуляции, настойчивы в достижении поставленных целей, четко знают, чего они хотят и достаточно детально составляют план реализации своих долгосрочных и краткосрочных целей, а также подробно расписывают распорядок своего дня. Эмоционально некомпетентные студенты, плохо распознающие свои истинные эмоции и эмоции окружающих людей и неадекватно выражающие свое эмоциональное состояние, не склонны составлять четкие планы для реализации своих целей, своего досуга и трудового дня, также им не свойственно стремление реализовать задуманное в строго установленные сроки. Эмоционально некомпетентные юноши девушки характеризуются личной неорганизованностью и недостаточным знанием своих биоритмов, повышенной отвлекаемостью от работы и плохой осведомленностью в сфере различных систем и методов управления временем, а также отсутствием собственной системы управления личным временем.

В процессе анализа полученных результатов, мы также обратили внимание на то, что существуют различия в навыках управления личным временем юношей и девушек. Следует отметить, что группа эмоционально компетентных респондентов (48 человек) состоит из 14 юношей и 34 девушек, а группа эмоционально некомпетентных студентов (64 человека) – из 28 юношей и 36 девушек.

Мы сравнили ответы по методике «Персональная компетентность во времени» юношей и девушек, входящих в группу эмоционально компетентных студентов, и отдельно рассмотрели разницу в результатах по этой методике между юношами и девушками, входящими в группу эмоционально некомпетентных респондентов. Анализ полученных данных позволил выявить несколько различий в особенностях управления личным временем между юношами и девушками. Мы выяснили, что и в группе эмоционально компетентных респондентов, и в группе эмоционально некомпетентных респондентов девушки более склонны, чем молодые люди, вести записи в органайзерах, блокнотах или ежедневниках для планирования своего личного времени. В группе молодых людей с высоким уровнем эмоциональной компетентности почти все девушки стараются проводить с пользой даже случайные потери времени (вроде стояния в очереди), что свойственно очень небольшому количеству парней в этой группе. Большинство эмоционально компетентных юношей умеют и стараются коротко говорить по телефону, а также регулярно используют стратегию делегирования, поручая другим людям выполнение важных для них задач, в то время как данные особенности управления временем свойственны лишь половине всех девушек указанной группы.

Обобщая сделанные выводы, необходимо отметить, что у эмоционально компетентных студентов, по сравнению с эмоционально некомпетентными, лучше сформированы навыки управления временем, то есть уровень персональной компетентности во времени выше, что обеспечивает продуктивность их личной и общественной жизни, что подтверждает нашу гипотезу. Также результаты исследования показали, что существуют некоторые различия в стратегиях и способах управления личным временем между юношами и девушками. Таким образом, каждый человек, в зависимости от его личностных особенностей, в том числе и от уровня эмоциональной компетентности, по-разному структурирует свое личное время. А нахождение эффективных способов управления временем и его рациональной организации является одной из важных задач жизнедеятельности человека, ведь умение управлять временем повышает эффективность деятельности, что способствует процессу личностного роста и самореализации.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время. - М.: Интерэксперт, 1995.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ, 2008

3. Гоулман Д. Деструктивные эмоции // Пер. с англ. О.Г. Белошеев. – М., ООО «Попурри», 2005.

4. Ильин Е.П.. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001.  

5. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006.

6. Элькин Д.Г. Восприятие времени. – М.: Акад. пед. Наук РСФСР, 1962.

 

 

 



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • К вопросу об эмоционально-соматической компетентности
  • Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузов
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • 4 уровня компетентности человека
  • Время и наше отношение к времени.
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности
  • Как управлять своим временем? Новый дизайн управления реальностью.
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Исследование восприятия времени у юношей
  • С новым человеком эмоционально рождайтесь вновь: старые эмоции - в топку.
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь