|
Исследование восприятия времени у юношейАвтор статьи: Лаврищева Анна-Мария Алексеевна
Тема времени начала вызывать интерес десятки лет назад, еще со времен Античности ее изучали различные учёные. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени, она разворачивается во времени и обладает определёнными характеристиками продолжительности. Время существует объективно, минуты сменяются минутами, годы – годами. Оно также является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени. Восприятие времени – это уникальный вид перцепции, являющийся отражением продолжительности (длительности) события. Можно разграничить два вида восприятия: непосредственное восприятие времени как простой временной чувствительности и сложное восприятие времени, которое опосредовано высшими психическими функциями. Мною было проведено исследование, в котором выявлялась ориентация на временную перспективу и понимание (отношение) ко времени у людей юношеского возраста. Своеобразие процесса восприятия времени в юношеском и зрелом возрасте изучалось при помощи следующих методик: «опросник временной ориентации Ф. Зимбардо», «Шкалы переживания времени», измерение индивидуальной минуты. При проведении первой методики было обнаружено, что в юношеском возрасте люди ориентируются на будущее, гедонистическое настоящее и позитивное прошлое. Фактор ПП. Отражает теплое, сентиментальное отношение по отношению к прошлому. Этот фактор характеризуется ностальгической, позитивной реконструкцией прошлого, оно представляется в радужном свете. Фактор Б. Предполагает, что поведение в большей степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям будущего. Характеризуется планированием и достижением будущих целей. Фактор ГН. Предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград. Вторая методика «Измерения индивидуальной минуты». Средним по выборке показатель индивидуальной минуты равный 57,4 сек. Небольшая недооценка времени, возможна обусловленная пониженной адаптацией к изменениям внешней среды. Третья методика «Шкалы переживания времени» выявляет отношение ко времени, выражающееся в категориях описывающих его. Можно сказать, что восприятие времени является сложнейшим процессом взаимодействия человека с окружающей средой. Оно отражает общее состояние организма, характеризует адаптивность человека к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и играет значительную роль в достижении эффективных результатов большинства видов деятельности. Список использованной литературы: 1. Головаха, Е.И. Психологическое время личности. Категории материалистической диалектики в психологии. – М.: Наука, 1988. – 213 с. 2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. 3. Беленькая, Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях – М.: Изд-во АН СССР, 1948. — 358 с Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|