Исследование восприятия времени у юношей

Тема времени начала вызывать интерес десятки лет назад, еще со времен Античности ее изучали различные учёные. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени, она разворачивается во времени и обладает определёнными характеристиками продолжительности. Время существует объективно, минуты сменяются минутами, годы – годами. Оно также является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени.

Восприятие времени – это уникальный вид перцепции, являющийся отражением продолжительности (длительности) события. Можно разграничить два вида восприятия: непосредственное восприятие времени как простой временной чувствительности и сложное восприятие времени, которое опосредовано высшими психическими функциями.

Мною было проведено исследование, в котором выявлялась ориентация на временную перспективу и понимание (отношение) ко времени у людей юношеского возраста.

Своеобразие процесса восприятия времени в юношеском и зрелом возрасте изучалось при помощи следующих методик: «опросник временной ориентации Ф. Зимбардо», «Шкалы переживания времени», измерение индивидуальной минуты.

При проведении первой методики было обнаружено, что в юношеском возрасте люди ориентируются на будущее, гедонистическое настоящее и позитивное прошлое. Фактор ПП. Отражает теплое, сентиментальное отношение по отношению к прошлому. Этот фактор характеризуется ностальгической, позитивной реконструкцией прошлого, оно представляется в радужном свете. Фактор Б. Предполагает, что поведение в большей степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям будущего. Характеризуется планированием и достижением будущих целей. Фактор ГН. Предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград.

Вторая методика «Измерения индивидуальной минуты». Средним по выборке показатель индивидуальной минуты равный 57,4 сек. Небольшая недооценка времени, возможна обусловленная пониженной адаптацией к изменениям внешней среды.

Третья методика «Шкалы переживания времени» выявляет отношение ко времени, выражающееся в категориях описывающих его.

Можно сказать, что восприятие времени является сложнейшим процессом взаимодействия человека с окружающей средой. Оно отражает общее состояние организма, характеризует адаптивность человека к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и играет значительную роль в достижении эффективных результатов большинства видов деятельности.

Список использованной литературы:

1. Головаха, Е.И. Психологическое время личности. Категории материалистической диалектики в психологии. – М.: Наука, 1988. – 213 с.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

3. Беленькая, Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях – М.: Изд-во АН СССР, 1948. — 358 с



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (2)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (1)
  • Время и наше отношение к времени.
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2
  • Особенности восприятия времени
  • Рефлексия времени как фактор имиджа.
  • Как наши отношения влияют на восприятие времени
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь