|
Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)Автор статьи: 404
Согласно принятой в нашем пособии структуре представленности субъективного времени человека, мы можем и методы исследования условно поделить на следующие группы: 1) психофизиологическая диагностика восприятия времени; 2) когнитивная диагностика психологического времени личности; 3) диагностика группового отношения к времени. В связи с тем, что авторские права на многие методики принадлежат их создателям, либо организациям, где они созданы, мы не можем привести инструкции, опросники и ключи многих методик. Однако, выражаем уверенность, что по описаниям, которые здесь представлены, вдумчивый исследователь сможет отобрать наиболее подходящие для его работы методики и обратиться к правообладателям, либо найти эти методики в литературе - все они опубликованы, в научных работах, в интернете, и могут быть использованы для научно-исследовательской работы.
1. Методы психофизиологической диагностики восприятия времени
Методика «Индивидуальная минута». Наиболее распространенная и легко осваиваемая методика проста в реализации: исследователь засекает реальное время по секундомеру и фиксирует результат. В то же время, участника просят отсчитать 60 сек., чтобы уложиться в 1 минуту и сообщить, когда по его мнению истечет время. Определяется расхождение субъективного времени (ускорение - тахихрония, или замедление - брадихрония), и на сколько процентов от нормы произошло отклонение.
Методика «Словесная оценка предъявляемых интервалов времени». Щелчком секундомера или иным способом (мигание лампы) задаются интервалы времени различной длительности, обычно - 7, 10 и 30 сек., испытуемый по ходу исследования словесно оценивает их длительность, показания записывают.
Методика «Отмеривание заданного интервала времени». Исследователь называет отрезок времени, обычно - 7, 10 и 30 сек., задача испытуемого - отмеривать их с помощью щелчка секундомера или стука.
Методика «Исследование ритма движений». Для исследования необходимо любой диктофон. Испытуемому предлагается равномерно постукивать по микрофону в приятном для него ритме. Обычно фиксируют количество ударов за 1 минуту. Запись затем просматривается на компьютере, чтобы выделять среднюю частоту постукивания, ритмические группировки, подчеркивание ритма, выделение долей.
Методика М. Франкенхаузеp. Испытуемый читает список случайных цифр с такой скоростью, чтобы за 1 секунду произнести по одной цифре. Его внезапно останавливают и предлагают оценить, сколько реально прошло времени. Сравнивается субъективное восприятие времени с объективно прошедшим, дополнительно учитывается количество реально происшедших событий (число прочитанных цифр).
2. Методы диагностики психологического времени личности, временной перспективы
Методика «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена. Материал методики представляет собой незаконченные предложения. Основным аспектом изучения мотивации является измерение будущего. В первой серии содержатся предложения, сформулированные в положительной форме, или положительные индукторы («Я хочу...» и т. д.), во второй - отрицательные индукторы («Я не хочу...» и т. д.). Полный вариант, по Нюттену, содержит 40 положительных и 20 отрицательных индукторов, то есть всего 60 неоконченных предложений. Есть также другой сокращенный вариант: форма А - соответственно 20 и 10 (всего 30) предложений. Далее, определяется временной код. - он позволяет измерить глубину временной перспективы. Наиболее простой и наглядный способ - вычерчивание «временного профиля», когда на оси абсцисс откладываются соответствующие временные индексы, а на оси ординат - процент высказываний, в которых встречались мотивационные объекты с соответствующими временными индексами, например: I - настоящий момент, деятельность в момент заполнения теста; Д - в интервале дня; Н - в ближайшую неделю; М - в ближайший месяц; Г - в течение года, через год. Материал, полученный посредством завершения предложений, дает возможность судить о глубине временной перспективы, ее структурированности, а также - и о конкретном содержании мотивации человека, а именно, такие категории: 1. Какой-либо аспект личности самого субъекта. 2. Активность, связанная с саморазвитием. 3. Деятельность, приносящая результаты (учеба, работа). 4. Все, что касается контактов с другими людьми, общения. 5. Активность, связанная с познанием, получением информации. 6. Мотивация, связанная с религией, верой. 7. Мотивация, связанная со стремлением к обладанию материальными ценностями. 8. Активность, связанная с отдыхом, развлечениями. 9. Все, что касается процедуры и ситуации тестирования. 10. Бессмысленные или не классифицируемые ответы. Методика достаточно проста в проведении, но сложна в обработке.
Методика неоконченных предложений Ж. Нюттена для исследования временной перспективы (адаптация Н. Н. Толстых). Модификация методики была предложена Н. Н. Толстых для исследования временной перспективы будущего. В основе метода лежит проективный прием завершения неоконченных предложений. Суть методики заключается в том, что испытуемый должен закончить 30 неоконченных предложений (полный вариант содержит 60 предложений), которые затем обрабатываются экспериментатором по специальному временному коду. Принцип временного кода основан на теоретических представлениях автора о том, что временные знаки событий возникают как результат временного опыта социализации индивида, сверяющего свой временной опыт по «социальным часам». Чтобы дать каждому высказыванию временной знак, надо ответить на следующий вопрос: «Если предположить, что человек будет жить обычно, нормально, как большинство людей его социальной группы, когда случается то событие, о котором пишет этот человек?». Ответы помогут перевести каждое высказывание в термины символов, составляющих временной код. Предлагается высокодифференцированная система временных символов, выражающая временные индексы. Используются два типа символов — в категориях календарного времени и в категориях периодов социальной и биологической жизни субъекта. Календарное время: Т — настоящий момент (в момент заполнения теста); Д — в интервале дня; Н — в ближайшую неделю; М — в ближайший месяц; Г — в течение года, через год. Социальная жизнь: О — период обучения; В — взрослость, продуктивный период; В1 — переход к взрослой жизни; В2 — взрослая жизнь после окончания института; В3 — далее после окончания института; С — старость, «третий возраст»; Ж — вся жизнь (для обозначения тех мотивационных объектов, которые относятся ко всему периоду предстоящей жизни и которые трудно локализовать точно во времени); ОН — «открытое настоящее», когда человек пишет о желании обладать какими-то качествами, свойствами, умениями; П — упоминание о прошлом; ИБ — «историческое будущее» (цели, связанные не только с жизнью отдельного человека, но и с жизнью других людей, всего человечества). Дополнительные индексы 1 — в личной жизни; 2 — в профессиональной сфере. Бланк методики неоконченных предложений.Инструкция. «Закончите 30 фраз, приведенных ниже, так, как вы лично закончили бы их. Не надо долго думать над каждой фразой. Надо писать то, что первым приходит в голову. Не стремитесь правильно построить фразу грамматически. Важно писать о том, что действительно Вас волнует, к чему стремитесь, о чем думаете. Спасибо за участие!» 1. Я надеюсь... 2. Я очень хочу ... 3. Я намереваюсь... 4. Я мечтаю... 5. Я стремлюсь... 6. Я буду очень доволен, если... 7. Я хочу... 8. Я все делаю для того, чтобы... 9. У меня есть большое желание... 10. Я бы хотел(а) быть способным(ой)... 11. Я бы так хотел(а)... 12. Я стремлюсь... 13. Я решил(а)... 14. Я буду очень рад(а), если... 15. Я имею определенное намерение... 16. Я сделаю все возможное, чтобы... 17. Я буду рад(а), если мне разрешат... 18. Я бы ничего не пожалел(а) для того, чтобы... 19. Я всем сердцем надеюсь... 20. Всеми силами я стремлюсь... 21. Больше всего я буду расстроен(а), если... 22. Я не желаю... 23. Я буду протестовать, если... 24. Мне не понравится, если... 25. Я стараюсь избежать... 26. Я боюсь, что... 27. Я буду очень жалеть, если... 28. Я не хочу... 29. Мне не нравится думать о том, что... 30. Я бы не хотел(а)... Обработка и интерпретация данных.Временной код позволяет измерить «глубину» временной перспективы человека. Нюттен предлагает вычерчивать «временной профиль», когда на оси абсцисс откладываются временные индексы, а на оси ординат — количество высказываний, в которых встречались мотивационные объекты с соответствующими временными индексами. Можно объединить отдельные периоды в более крупные, а можно ввести более подробный временной код. Сравнительное изучение глубины временной перспективы даже на небольшой выборке позволяет получить значительный разброс данных: выявить субъектов с глубокой временной перспективой и с практическим ее отсутствием. Эти данные важны для оценки особенностей личностного развития и создания программ ее целенаправленного формирования.
Методика «Семантический дифференциал времени». Методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) предназначена для изучения когнитивных и эмоциональных компонентов в субъективном восприятии психологического времени. Здесь испытуемый оценивает понятия: настоящее, прошлое и будущее время по предложенным 25 шкалам (медленное-быстрое, спокойное - тревожное, глубокое - мелкое и т.п. - полный текст . Каждая шкала — отрезок прямой с 7 делениями, полярные точки которой представлены прилагательными — антонимами, характеризующими время. Из 25 полярных шкал выделяют следующие 5 факторов: 1. Активность времени (АВ); 2. Эмоциональная окраска времени (ЭВ); 3. Величина времени (ВВ); 4. Структура времени (СВ); 5. Ощущаемость времени (ОВ). Полный вариант методики Вассермана Л. И. , Трифоновой Е. А., Червинской К. Р. доступен при обращении в Лабораторию клинической психологии СПбНИПИ им.В.М.Бехтерева.
Методика «Аттитюды к времени». Шкала временных установок Ж. Нюттена, адаптированная К. Муздыбаевым, представляет собой вариант семантического дифференциала Ч. Осгуда и служит для изучения субъективных установок по отношению к временным зонам - личному прошлому, настоящему и будущему. Шкала состоит из 15 биполярных прилагательных:
Ответы даются по 7-балльной шкале, где 7 - высший балл. Шкала включает 3 индекса отношения ко времени: «эмоциональное отношение», «ценностное отношение», «личностный контроль времени».
Методика «Психологическая автобиография». Это бланковая методика, предложенная Л.Ф.Бурлачуком. Респонденту предлагается перечислить наиболее важные события, которые произошли в жизни, а также те, которые человек ожидает в будущем, и отметить на бланке примерные даты событий. Каждое из событий нужно оценивать либо как радостные (в баллах от +1 до +5), либо как грустные (в баллах от –1 до –5). Обработка данных позволяет оценить количество событий, по разным критериям - прошедшие, будущие, радостные, грустные, по силе воздействия, по сроку и удаленности, по типу события.
Проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем, будущем». Автор методики, С.М. Меджидова, указывает, что она направлена на исследование психологического времени личности. Инструкция: «На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуйте себя, когда вы были маленькими «Я в прошлом», затем - каковы вы сейчас «Я в настоящем», затем - какими вы будете в будущем». Интерпретация результатов данной методики включает несколько критериев: 1) Интерпретация структуры рисунка (кого рисует, как рисует, кто находится рядом, расположение нарисованного человека, оценка расстояний). 2) Интерпретация особенностей изображения (количество деталей тела, декорирование, количество использованных цветов, размер изображаемого объекта, особенности изображения частей тела). 3) Интерпретация процесса рисования (последовательность рисования, последовательность рисования деталей, стирание, возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам, паузы, спонтанные комментарии).
Методика «Каузометрия» (каузометрический метод). Предложена Е.И. Головахой, А.А. Кроником. Является биографическим методом исследования субъективной картины жизненного пути, а также - психологического времени личности. Анализируются не только прошедшие, но и предполагаемые будущие события. Проводится в форме интервью, в шесть этапов: 1) биографическая разминка; 2) формирование списка значимых событий; 3) их датировка; 4) причинный анализ межсобытийных связей; 5) целевой анализ; 6) обозначение сфер принадлежности событий. Также может оцениваться эмоциональная привлекательность событий, их удаленность во времени, значимость «для себя» и «для других», локализация личного временного центра. Результаты каузометрического обследования изображаются в виде каузограммы - графика событий и межсобытийных связей. Каузометрия позволяет сделать выводы о деформациях временной перспективы, об осмысленности и степени реализованности замыслов, об удовлетворенности своим прошлым, настоящим и будущим.
Графический тест «Круги». Методика «Круги» Т. Коттла может быть применена и при диагностике группового отношения к времени. С помощью трех кругов респонденту предлагается изобразить на бумаге представления о его прошлом, настоящем и будущем. По его усмотрению круги на листе могут располагаться где и как угодно и иметь различную величину. Задача - расположить круги так, чтобы они выражали переживания, связи личного прошлого, настоящего и будущего. Обозначить, какой круг чему соответствует.
Графический тест «Линия времени». В версии Т. Коттла, предлагаются три линии-шкалы от 1 до 10. Предлагается отметить, на сколько баллов респондент чувствует себя принадлежащим прошлому (шкала 1), живущим в настоящем (шкала 2) и в будущем (шкала 3). Шкалы в модификации Е.Головахи и А. Кроника таковы: Я живу прошлым х - - - х - - - х - - - х - - - х - - - х Я живу будущим Я живу прошлым х - - - х - - - х - - - х - - - х - - - х - - - х Я живу настоящим Я живу настоящим х - - - х - - - х - - - х - - - х - - - х - - - х Я живу будущим Инструкция: С помощью предлагаемых шкал попытайтесь оценить свои переживания времени в настоящий период жизни. Если Вы согласны с утверждением на одном из концов шкалы, обозначьте Ваш ответ соответствующей отметкой.
Методика «Метафоры времени» Р. Кнаппа (1958). Применяется для исследования возрастной динамики переживания времени. Список состоит из 25 метафор, требуется оценить эти метафоры по степени соответствия представлению о времени. Среди них (по факторам): Фактор 1. Арлекин (Смерть): Зовущая труба; сочувствующая мать; застенчивая девушка; понимающий врач; падающая башня; темное озеро; Фактор 2. Нужда в достижении (Время): Спокойный океан; бескрайнее небо; убегающий вор; скачущий всадник Фактор 3. Смерть как сопротивление бездушной природе (Смерть): Бесконечный океан; ухмыляющийся палач; притихшие птицы; убийца с окровавленными руками; сон без сновидений; борец с дьяволом; Фактор 4. Скорость (Время); Дорога, ведущая через холм; разгоняющийся поезд; лестница ведущая вверх; летящий самолет; заунывная песня; цепочка бус; Фактор 5. Активное-пассивное (Время): Торнадо; старик с тростью; горящая свеча; низвергающийся водопад; Фактор 6. Бесплотная природа (Смерть): Пронизывающий холод; треснувший колокол; листья разлетевшиеся на ветру; взорванная петарда.
Методика «Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо». Опросник (его русскоязычная адаптация выполнена А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной) измеряет индивидуальные установки, связанные со временем, состоит из 56 пунктов, которые оцениваются респондентами по 5-балльной шкале Ликерта. Содержит 5 шкал (факторов): позитивное прошлое, негативное прошлое, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее и будущее, которые более или менее выражены у респондента. Оценивается степень баланса этих шкал, уход в негатив или преобладание позитивного отношения.
«График жизни». Методика предложена Бэком и Моррисом в 1974. На графике (ось Х – линия времени жизни от 0 до 80 лет, а ось Y – позитивные или негативные периоды) предлагается прочертить линию своей жизни, в соответствии с подъемами и спусками (в том числе – так, как они предполагаются в будущем).
Исследование личности биографическим методом. Формализованная биографическая анкета предложена И.Н. Логиновой. Биографический метод представляет собой метод комплексного, системного описания человека как личности и субъекта деятельности. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности (анкета). Предметом биографического метода является жизненный путь - история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды. Биографическая анкета может включать следующие разделы: - Данные жизненного пути. - Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.). - Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.). - Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни. - Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания). При проведении испытуемому предлагается формализованная биографическая анкета и дается инструкция по заполнению.
Методика «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД). Создан для определения особенностей восприятия и использования времени. Предполагается, что структурированность, полезность и целенаправленность использования своего времени повышает удовлетворенность жизнью, уровень субъективного благополучия и психического здоровья. Опросник был серьезно изменен в ходе адаптации на русский язык Мандриковой Е.Ю. Шкалы опросника:
Методика «Компетентность во времени». Данная шкала - составная часть теста самоактуализации личности (CAT), созданного на базе опросника личностной ориентации (POI). Авторы, Э. Шострем и Ф. Пэрл, указывают на прямую и непосредственную связь ориентации во времени с уровнем самоактуализации личности. Тест включает 17 пунктов, каждый из которых представлен двумя противоположными высказываниями. Максимальная оценка по этому опроснику равна 17 баллам. Подсчет баллов проводится с помощью ключа. Инструкция. Каждый пункт данного опросника содержит два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и в бланке ответов (или на самом опроснике — как решит экспериментатор) пометьте «галочкой» то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения. 1. а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего; б) Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего. 2. а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем; б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. 3. а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем; б) Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к настоящей жизни, а живу по-настоящему уже сейчас. 4. а) Мне не нравится, когда люди много времени проводят в бесплодных мечтаниях; б) Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания. 5. а) Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья; б) Осуществление моих планов в будущем лишь незначительно зависит от того, будут ли у меня друзья. 6. а) Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром»; б) Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром». 7. а) Я часто переживаю оттого, что в настоящий момент не делаю ничего значительного; б) Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного; 8. а) Я предпочитаю оставлять приятное «на потом»; б) Я не оставляю приятного «на потом». 9) а) Я часто вспоминаю о неприятных мне вещах; б) Я редко вспоминаю о неприятных мне вещах. 10. а) Я недоволен своим прошлым; б) Я доволен своим прошлым. 11. а) Обычно я расстраиваюсь из-за поломки или потери нравящихся мне вещей; б) Обычно я не расстраиваюсь из-за поломки или потери нравящихся мне вещей. 12. а) Человек должен раскаиваться в своих проступках; б) Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках. 13. а) Мое прошлое в значительное степени определяет мое будущее; б) Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее. 14. а) Довольно часто мне бывает скучно; б) Мне никогда не бывает скучно. 15.а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое; б) Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим. 16. а) Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки; б) Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки. 17. а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем; б) Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем. Обработка данных. Один балл присваивается за выбранное высказывание под буквой «а» под номером 1 и 4, а также за высказывания под буквой «б» под номерами 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17. Подсчитывается общая сумма баллов. Интерпретация данных. Высокий балл свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить «настоящим», переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни, во-вторых, о способности ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть жизнь целостной. Низкий балл означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (на прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути.
3. Диагностика группового отношения к времени
В книге «Отношение к времени в малых группах и организациях» Т. Нестик перечисляет методики, наиболее хорошо подходящие для исследования социально-психологических особенностей отношения к времени. Среди них: - анкета «Временные характеристики организационной культуры» - шкала «Организационные нормы времени» М. Лернера, С. Зара, Й. Кохави-Гал - опросник «Временные характеристики рабочего места» Дж. Шрайбер, Б. Гутек - шкала «Ценность времени как экономического ресурса» Ж. Узюнье - шкала «Полихронные ценности» А. Блюдорна - шкала «Лидерское видение» П. Томс - шкала «Формирование командного видения» Дж. Кузеса и Б. Познера - методика «Длительность временных зон» Т. Коттла - методика «Индекс протяженности временной перспективы» А. Блюдорна - методика «Линия времени» Т. Коттла - методика «Линия жизни организации» Т. Нестика - шкала «Временные децентрации» Е.В. Головахи и А.А. Кроника. Надо сказать, что многие из них подходят и для индивидуальных обследований, однако при научно обоснованной обработке данных, возможно получить ценные результаты по социально-психологическим особенностям восприятия и отношения к времени.
Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с. ISBN: 978-5-4263-0360-7 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|