Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)

Автор статьи: 404

Феномен скоротечности времени. Одним из важных и интересных проявлений работы психики по восприятию времени является предельное ускорение работы структур, воспринимающих время, в напряженном состоянии личности. Когда человек осознает опасность, вся жизнь может промелькнуть перед глазами. Однако, при должной подготовке, человек продолжает держать ситуацию под контролем и не позволяет эмоциям взять верх. Приведем примеры. В 1936 году в СССР проходили испытания нового военного самолета. Во время полета пилот поставил машину на угол 20° к горизонту и у машины начали отрываться крылья. По записям приборов, разрушение самолета продолжалось не более 3 секунд. Пилот-испытатель оценил длительность этого промежутка времени в 15 секунд. Замедление восприятия времени (и ускорение мышления) в критических ситуациях описано во многих источниках. Как и в фильме «Матрица», в моменты падения или реагирования на другие критические изменения в пространстве, создается впечатление, что мы можем управлять своим телом так быстро, что успеем уклониться от пуль. Конечно, объективно это не совсем так, однако, при должной подготовке, замедление восприятия времени, ускорение мышления и принятия решений, а также способность «воплотить» все это в быстрые движения, помогает человеку преодолеть множество опасностей. На этом основаны методы скоростной подготовки спортсменов (например, боксеры) в трансовых измененных состояниях сознания. Приведем цитату из книги Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР М. Л. Галлая «Испытано в небе»: «При испытании самолета "Лавочкин-5" мотор пошел в «разнос». В довершение всего откуда-то из-под капота выбило длинный язык пламени, хищно облизнувший фонарь кабины. Снизу, из-под ножных педалей, в кабину клубами пополз едкий синий дым. Час от часу не легче — пожар в воздухе... Как всегда в острых ситуациях, дрогнул, сдвинулся с места и пошел по какому-то странному «двойному счету» масштаб времени. Каждая секунда обрела способность неограниченно — сколько потребуется — расширяться: так много дел успевает сделать человек в подобных положениях. Кажется, ход времени почти остановился. Но нет, вот оно — действие  «двойного  масштаба»:   никаких   незаполненных  пустот  или  тягучих  пауз человек в подобных ситуациях не ощущает, «подгонять время» совершенно не хочется. Напротив, время само подгоняет человека! Оно не только не останавливается, но даже бежит быстрее обычного. Если бы человек всегда умел ловко — без излишеств и без дефицита распоряжаться им! Почти автоматическими движениями — на них потребовалось куда меньше времени, чем для того чтобы рассказать обо всем случившемся,— я убрал газ, выключил зажигание; перекрыл пожарный кран бензиновой магистрали, перевел регулятор винта  на   минимальные обороты  и  заложил  крутой  вираж  в  сторону  аэродрома» [Галлай, 1963]. Схожих результатов можно достичь и при направленной тренировке психики в измененных состояниях сознания.

         Механизмы ускорения внутреннего времени. Выделяют четыре темпоральных механизма, ведущих к ускорению внутреннего времени личности:

1)      общее ускорение;

2)      переход в состояние вневременности;

3)      появление дополнительного времени;

4)      ускорение времени за счет повышения энергетики организма.

         Т.Н. Березина выделяет также следующие виды замедления внутреннего времени: общая пассивность, общее замедление, замедление вследствие замедления биологического времени, ускорение с низким уровнем плотности.

         Примерно с 2010-х годов исследуется роль клеток зоны внутритеменной борозды (lateral intraparietal area – LIP) коры мозга, которые «просчитывают» короткие промежутки времени для обеспечения способности прогнозирования и конструирования плана событий. Восприятие и прогнозирование временных интервалов происходит на основе сравнения глазодвигательных движений, изменений окружающей обстановки  и нейронной активности в зоне LIP (отвечает за движения глаз). При этом, экспресс-саккады могут возникать в условиях повышенного уровня активации внимания в сочетании с успешными процессами прогнозирования –  так называемый Gap-эффект.

         Отметим имеющуюся взаимосвязь между нарушениями механизмов внимания, а также прогнозирования, и нарушениями глазодвигательных функций (зоны префронтальной коры, мозжечка, стриатума) при многих психических заболеваниях, в особенности – шизофрении (фронтальный дефицит, нарушение взаимодействия передней и задней систем внимания).

         При принятии быстрых решений (спорт, критические ситуации), показатели нейронов в LIP больше по амплитуде и быстрее, чем аналогичные показатели в PFC (префронтальной коре мозга). При прогнозировании появления определенного образа будущего события, опираясь на предыдущий опыт, именно в данной области коры количество возбужденных нейронов пропорционально вероятности появления этого образа. В данном случае, мозг работает, как компьютер, «вычисляющий» вероятность события. Такие быстрые решения могут занимать крайне малое время - до 30 мс. При этом, правое полушарие доминирует в процессах сенсорного восприятия и пространственного внимания, а левое - в процессах двигательного прогнозирования, и моторного внимания. Мы можем сделать вывод о тесной связи процессов антиципации и конструирования образов будущего с особенностями восприятия времени. 

Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.     ISBN: 978-5-4263-0360-7



Просмотров: 240
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (2)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (1)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Особенности восприятия времени
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности
  • Эпидемия нашего времени - дефицит внимания
  • Исследование восприятия времени у юношей
  • Время и наше отношение к времени.
  • О времени и злых тараканах ч1. Человек и прошлое.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь