Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)

Автор статьи: 404

Школьный возраст. Данный период характеризуется развитием восприятия времени, его репрезентации и предвосхищения в целом - на речемыслительном уровне. Овладение речью - овладение инструментом планирования и выражения, появление способности рассказать (самому себе как рефлексия, или донести до других) пространственно-временные свойства процесса и результата предвосхищения. С этого времени доступны такие манипуляции с временем, как осознанное припоминание прошлых событий, планирование будущих, откладывание дел «на потом» (что очень «удобно» совпадает с выдачей домашних заданий детям). Чтение также способствует (и опирается на) способность антиципации – предвосхищение слов по первым буквам, строй предложения и роль отдельных слов, знаки препинания – все это вызывает (и развивает) способность к прогнозированию. А построение образов воображения по прочитанному, осмысление – естественным образом развивает когнитивные и эмоциональные аспекты способности конструирования реальности, в том числе и будущего.

         Именно в раннем школьном возрасте (ориентировочно – с 6 лет) появляется и начинает развивается способность социального конструирования перспективной реальности – распределение цели и ролей деятельности (игры), планирование задач (ты будешь.., а я буду …), с учетом временных рамок, задаваемых родителями или воспитателями. Если дети дошкольного возраста не соотносят внутреннее «биологическое» время с реальным «социальным» временем и почти не умеют пользоваться этим эталоном, то школьник с развивающимся абстрактным мышлением уже склонен овладевать социальным временем, ориентироваться на часы, будильник и т.п. Во многом это зависит от общей собранности, внимательности, склонностей и способствующих черт характера, и, видимо, свойств темперамента. Как пишет А.К. Болотова, «восприятие длительности движений у младших школьников незначительно отличается от показателей старшеклассников в оценке длительных интервалов (от 4 секунд) и существенно отстает в оценке микроинтервалов» [Болотова, 2006].

         Школьники младшей школы уже могут планировать: принять цель, задачи и действия, установить последовательность действий и временные ограничения. Однако всего порядка 5-6% младших школьников могут выделить цель исходя из неопределенной ситуации. Из экспериментов Л.А. Регуш мы видим, что лишь небольшая часть младших школьников способна правильно обработать запрос «Составь план подготовки поездки в Москву» - поставить задачу – понять сначал, зачем и на какой срок они едут в Москву и лишь потом расписывать свои действия и вещи, которые нужно взять для выполнения задачи. В целом, сформированный навык прогнозирования является одним из индикаторов готовности ребенка к пубертатному периоду.

Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.     ISBN: 978-5-4263-0360-7



Просмотров: 629
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Представление о времени как условие организации самостоятельной работы младших школьников
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Развитие воображения младших школьников
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • ВИДИМО-НЕВИДИМО: страхи у младших школьников
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Интерактивные формы работы с родителями младших школьников
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Развитие отношений младших школьников со сверстниками.
  • Взаимодействие с родителями младших школьников через технологию проектирования
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Роль семьи в возникновении невротических расстройств у младших школьников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь